Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 10:51, курсовая работа
Целью изучаемой темы является комплексное изучение сущности и видов товарооборота, таких как оптовый и розничный, товарооборот по собственной продукции и по покупным товарам. Особое внимание уделяется методам и этапам планирования, таким как: планирование на основе численности потребителей, планирование на основе мощности кухни и планирование по пропускной способности торгового зала.
Введение
1.Товарооборот – основной показатель деятельности предприятия
2.общественного питания.
1.1. Понятие, значение и виды товарооборота предприятия
общественного питания;
1.2. Факторы, влияющие на формирование товарооборота;
1.3. Методика планирования товарооборота предприятия
питания;
1.4. Пути повышения объема товарооборота и улучшение его
структуры.
2. Планирование товарооборота по общему объему, по видам и структуре.
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия.
2.2. Планирование товарооборота по видам и по общему объему.
2.3. Планирование товарооборота по структуре.
Заключение
Список используемых источников.
* открытие мини-производств при крупных торговых центрах, универмагах, универсамах, продовольственных магазинах;
*
развитие сезонной торговли
2 Планирование товарооборота по общему объему, по видам и структуре
2.1Организационно-
Кафе располагается в центре города Тулы по улице Фридриха Энгельса 52, в КРК «Премьер» на 2 этаже. Кафе является предприятием с полным циклом производства.
Режим работы с 10.00 до 24.00 без выходных.
Зал рассчитан на 50 посадочных мест.
В состав ресторана «Белый олеандр» входят следующие помещения: складская, производственная, административно-бытовая и торговая группы помещений. Состав складских помещений включает: кладовые для хранения овощей, сухих продуктов, блок охлаждаемых камер. К производственной группе помещений относят заготовочные цехи (мясорыбный, овощной), доготовочные (горячий и холодный), специализированный (кондитерский), моечные кухонной и столовой посуды. Состав административно-бытовой включает комнату отдыха, душевую, туалетную комнату, кабинет заведующей производством. Для посетителей предусмотрены гардеробная комната, туалетные комнаты и торговый зал.
Целями и предметом деятельности ресторана «Белый олеандр» согласно Уставу является оказание различных услуг предприятия общественного питания. Основными формальными целями являются:
организация отдыха и потребления пищи посетителями;
организация деятельности различных цехов и торговых процессов по продажам блюд населению и их постоянное совершенствование;
осуществление эффективной коммерческой и торговой деятельности и т.п.
Таблица 1.
Динамика товарооборота ресторана «Белый олеандр» за 2008-2010 гг.
|
Таблица 2.
Ритмичность развития розничного товарооборота по месяцам года.
|
2.2 Планирование товарооборота предприятия
План
товарооборота общественного
Так как состав предприятия могут входить хозяйственные единицы, имеющие различную специализацию (кафе быстрого обслуживания), типы (столовая, кафе, ресторан), разный состав обслуживаемого контингента, спрос, то в каждом конкретном случае используются различные методы.
К
основным методам расчета
- используемый при сравнительно постоянном контингенте потребителей;
- используемый на предприятиях (структурных подразделениях) с изменяющимися контингентом потребителей;
- основанный на расчете пропускной способности зала и степени ее использования;
-
исходя из производственной
- основанный на расчете и прогнозировании удельных весов первых, вторых, третьих и холодных блюд в их общем количестве;
-
основанный на расчете и
На предприятиях (структурных подразделениях) с изменяющимся контингентом потребителей используется расчет количества блюд, фактически выпущенных в отчетном (базисном) периоде на одно место в день:
ВБм = ВБб : (Чм * Дб), где
ВБм – выпуск блюд ( первых, вторых и прочих) на одно место в день, тыс. блюд.
ВБб – реализация блюд в отчетном (базисном) периоде, тыс. блюд;
Чм – это количество мест зала в отчетном (базисном) периоде.
Дб – количество дней работы предприятия в отчетном (базисном) периоде;
Для расчета годового (квартального, месячного) плана выпуска блюд используют формулу
ВБп = ВБм * Чп * Дп * Кбм, где
ВБм – выпуск блюд ( первых, вторых и прочих) на одно место в день, тыс. блюд.
ВБп – плановый выпуск блюд за период, тыс. блюд;
Чп – среднедневное количество потребителей в плановом периоде, чел;
Дп – количество дней работы ресторана в плановом периоде;
Кбм – это коэффициент изменения количества потребляемых блюд в расчете среднем на одно место в день (этот коэффициент характеризует повышение или снижение степени использования одного места потребления).
Например, количество мест в обеденном зале ресторана «Белый олеандр» 50, в базисном году ресторан работал 340 дней, фактический выпуск блюд составил 130200 ед. В планируемом году в связи с реконструкцией помещения число мест увеличится на 10, количество рабочих дней составит 350, коэффициент изменения количества потребляемых блюд в среднем на одно место в день – 1,05, средняя цена блюда – 120,3 руб. Удельный вес прочей продукции в обороте по продукции собственного производства запланирован 8%, доля покупных товаров в розничном обороте – 15%.
Определим выпуск блюд в базисном периоде на одно место в день.
Он составит 7,65 (130200 : (50 * 340)).Используя полученный результат, можно рассчитать годовой план выпуска блюд, он составит 16,8682 (7,65* (50 + 10) * 350 * 1,05). Умножив плановый выпуск блюд на среднюю цену одного блюда, рассчитаем плановый оборот по обеденной продукции, который будет равен 20,292504 млн. руб. (168682* 120,3). Затем определим оборот по продукции собственного производства, который составит 22,057 млн. руб. (20,292 : (100 – 8)).
А розничный оборот будет запланирован 25,9494 млн. руб. (22,057 : (100 – 15)). Оборот по покупным товарам составит 3,892400 млн. руб. (25,949 – 22,057).
Оборот по оптовой реализации продукции собственного производства планируют только те предприятия, которые имеют для этого производственные мощности, специальные кадры. Этот вид товарооборота планируется с учетом заказов предприятий – потребителей полуфабрикатов и другой продукции собственного производства.
При планировании товарооборота предприятия питания используются различные экономико-статистические методы. Они основаны на расчете разнообразных средних величин и их экстраполяции на прогнозируемый период.
В практике планирование и прогнозирование товарооборота применяется метод скользящей средней, этот метод базируется на данных о сопоставимом товарообороте за ряд периодов. Суть его состоит в том, что суммируются темпы прироста товарооборота за 3 смежных периода и делят на 3, затем три периода, начиная со второго, затем три периода, начиная с третьего и т.д. Таким образом производится выравнивание цепных темпов прироста.
На
основании выровненных
С = (Кп - К1)/ (п - 1), где
С – среднегодовое изменение прироста объема товарооборота;
Кп – последний показатель выровненного ряда;
К1 – первый показатель;
п – число выровненных показателей.
Прогнозируемый темп прироста товарооборота на следующий год определяется по формуле:
Кпр = Кп + 2*С, где
Кпр – темп прироста планируемого товарооборота.
Планируемый
объем товарооборота
Тплан = Тотч (100 + Кпр), где
Тплан – планируемый товарооборот;
Тотч – фактический товарооборот отчетного года;
Кпр – планируемый темп прироста товарооборота.
Произведем расчет цепных темпов прироста по данным таблицы.
Таблица 1.
Информация для расчета прогнозируемого товарооборота
|
Информация о работе Планирование товарооборота по общему объему, по видам и структуре