Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 10:51, курсовая работа
Целью изучаемой темы является комплексное изучение сущности и видов товарооборота, таких как оптовый и розничный, товарооборот по собственной продукции и по покупным товарам. Особое внимание уделяется методам и этапам планирования, таким как: планирование на основе численности потребителей, планирование на основе мощности кухни и планирование по пропускной способности торгового зала.
Введение
1.Товарооборот – основной показатель деятельности предприятия
2.общественного питания.
1.1. Понятие, значение и виды товарооборота предприятия
общественного питания;
1.2. Факторы, влияющие на формирование товарооборота;
1.3. Методика планирования товарооборота предприятия
питания;
1.4. Пути повышения объема товарооборота и улучшение его
структуры.
2. Планирование товарооборота по общему объему, по видам и структуре.
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия.
2.2. Планирование товарооборота по видам и по общему объему.
2.3. Планирование товарооборота по структуре.
Заключение
Список используемых источников.
В общественном питании эффективность использования производственных мощностей во многом зависит от пропускной способности обеденного зала и её использования. Пропускная способность обеденного зала зависит от количества мест в зале, времени его работы и средней продолжительности обслуживания потребителя. Для оценки эффективности использования обеденного зала определяют коэффициенты: использования его пропускной способности (отношением фактического числа обслуженных потребителей за рабочий день к максимально возможному), оборачиваемости мест (делением числа обслуженных за рабочий день потребителей на количество мест обеденного зала) и использования мест (отношением числа потребителей, находящихся за столами, к общему количеству мест обеденного зала). Последний коэффициент исчисляют для оценки использования мест в отдельные часы работы обеденного зала.
Нормальное время на приём пищи составляет 15-20 минут, оптимальное время на передвижение к столовой и ожидание в очереди составляет 10 минут. Согласно установленным нормативам, продолжительность отпуска обедов в столовых и буфетах при промышленных предприятиях не должно превышать 10 минут, а на промышленных предприятиях с непрерывным технологическим циклом - не более 5 минут. Следовательно, если потребитель затрачивает больше указанного выше времени, то его обслуживание считается неэффективным и необходимо устранить причины, порождающие непроизводительные затраты времени потребителей.
Как показывают исследования, предприятия питания открытого типа, расположенные в центральной части города и на транспортных магистралях, должны работать не менее, чем в две смены. Удлинение времени их работы даёт значительную прибавку в товарообороте и выпуске собственной продукции. Однако, прежде, чем продлить время работы предприятия, необходимо провесит хронометражные наблюдения потоков потребителей и определить выручку в отдельные часы, что позволит экономически обосновать изменение времени их работы.
При
анализе эффективности
Если в анализируемом периоде была переоценка основных средств (дооценка или уценка), то необходимо измерить влияние на фондоотдачу и этого ценового фактора. В конечном итоге на фондоотдачу оказывают влияние два ценовых фактора:
1)
изменение продажных цен на
продукцию собственного
2) изменение стоимости основных средств (их дооценки или уценки).
При этом применяют приём цепных подстановок, предварительно составив специальную аналитическую таблицу.
Заканчивается
анализ разработкой мер по реализации
выявленных резервов повышения эффективности
использования материально-технической
базы предприятий питания, и прежде всего
за счёт внедрения в практику достижений
научно-технического прогресса. Так, установка
механизированных высокопроизводительных
линий раздач комплексных обедов позволяет
повысить производительность труда в
2,5-3 раза и значительно уменьшить время,
затрачиваемое на обед. За счёт этого фактора
оборачиваемость мест обеденного зала
повышается на 20-30% и сокращается продолжительность
времени обслуживания потребителей и
на приём пищи на 30-40%. Одновременно повышается
производительность труда рабочих и других
потребителей. Применение высокочастотных
аппаратов для приготовления пищи по сравнению
с обычными электроплитами позволяет
не только ускорить время её приготовления,
но и сокращает расход электроэнергии
на 50-70%. В процессе подсчёта резервов повышения
эффективности использования материально-технической
базы общественного питания делают экономические
и технические расчёты.
1.3.
Методика планирования
товарооборота предприятия
питания.
Анализ
товарооборота предприятия
Методика экономического анализа товарооборота включает в себя:
1)
изучение выполнения плана
2)
изучение динамики валового, розничного,
оптового оборота, а также
3)
анализ производственной
4)
исследование влияния
5)
выявление резервов роста
Анализ товарооборота проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых продажных цен разделить на индекс цен. Необходимо также проанализировать, какие изменения произошли в составе товарооборота по сравнению с прошлым периодом.
Важным
показателем, характеризующим торгово-
В
зависимости от поставленных целей,
обслуживаемого контингента потребителей,
необходимой степени
Ожидаемое выполнение плана за текущий год определяется на основе данных о его фактическом выполнении за 9 месяцев и планового задания на оставшийся период до конца года. Такой метод
применяется в том случае, если в октябре план был перевыполнен или не выполнен незначительно.
После расчета ожидаемого выполнения определяют сопоставимую базу на планируемый год, которая представляет собой форму ожидаемого выполнения плана, учитывающую все изменения условий работы предприятия, которые произойдут в планированном периоде.
Следующим этапом плановой работы является определение и обоснование темпов изменения товарооборота на планируемый период - это наиболее сложный и ответственный момент. При расчете темпов изменения используют такие же экономико-статистические методы планирования, как и при планировании розничного товарооборота:
1)метод скользящей средней
2)метод расчета среднегодовых темпов роста.
Если в процессе расчета среднегодовой темп изменения ниже 100%, т.е. наблюдается тенденция к снижению физического объема товарооборота, то прогнозировать эту же динамику на перспективу нецелесообразно. Необходимо продумать комплекс мероприятий, позволяющих по меньшей мере сохранить физический объем товарооборота на уровне отчетного периода. К таким факторам относятся:
-проведение рекламных мероприятий;
-изменение форм обслуживания;
-расширение
ассортимента продукции на
-предоставление дополнительных услуг.
В основе этих мероприятий лежит изучение микроспроса (локального спроса), которые позволяют оценить уровень работы данного предприятия с точки зрения степени удовлетворения потребностей и разработать программу действий по устранению
недостатков.
После
обоснования среднегодовых
Р=Рсоп.*Т/100*Jцен.
где Р - планированный товарооборот, тыс. руб.
Рсоп. - сопоставимая база товарооборота, тыс. руб.
Т - среднегодовой темп роста, %;
J - индекс цен.
Планирование на основе численности потребителей применяется на предприятиях с постоянным контингентом потребителей и основывается на данных анализа деятельности предприятия за предшествующий период и данных социологических исследований.
Для определения объема товарооборота необходимо рассчитать:
1)среднюю
цену одной покупки в отчетном
периоде, которая
Цср.=Р1/Чф
где Р1 - фактический товарооборот отчетного года, тыс. руб.
Чф - фактическое число потребителей за отчетный период, чел.
Цср. - средняя цена 1 покупки, руб.
2)число
потребителей в планируемом
Методы расчета численности:
1)реализацию
2 блюд разделить на число
2)реализацию 2 блюд разделить на количество блюд, приходящихся на 1 человека (2,5 блюда) и умножить на кол-во рабочих дней
3)выручку разделить на цену покупки
Плановую сумму товарооборота в этом случае определяют по формуле
Рпл.=Чпл.*Цср.*Д..
где Чпл. - планируемая среднедневная численность потребителей, чел.
Д - число рабочих дней предприятия в планируемом периоде, дн.
Данные
методы позволяют определить общий
объем товарооборота с
1.4.
Пути повышения
объема товарооборота
и улучшение его
структуры.
Заключительным этапом изучения вопросов прогнозирования товарооборота является формирование основных направлений его развития на предприятиях общественного питания в рыночных условиях.
Главное внимание уделяется улучшению торговой деятельности предприятий общественного питания, повышению уровня обслуживания.
Основными
путями роста товарооборота
*
совершенствование
*
поиск новых источников сбыта,
в частности, за счет
*
реконструкция и
*
активное продвижение
*
усиление социальной
*
расширение и открытие сети
магазинов и отделов кулинарии,
Информация о работе Планирование товарооборота по общему объему, по видам и структуре