Платежный баланс Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - ознакомиться с сущностью платежного баланса и методами его регулирования, провести анализ платежного баланса Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие платежного баланса и его виды;
- рассмотреть методы регулирования платежного баланса;
- проанализировать изменения в платежном балансе Республике Беларусь за 2009-2011 гг.;
- выявить перспективы регулирования платежного баланса Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3

1 Платежный баланс страны как объект экономического анализа 5

1.1 Понятие, сущность и особенности платежного баланса 5

1.2 Структура платежного баланса и факторы, влияющие на него 9

2 Анализ состояния платежного баланса Республики Беларусь 19

3 Перспективы развития процессов формирования и регулирования платежного баланса Республики Беларусь 30

Заключение 36

Список использованных источников 39

Приложение А – Схема платежного баланса 40

Работа состоит из  1 файл

ФК - 112. Худайгулыев. Платежный баланс - 8 с замечаниями.doc

— 564.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

 

1 Платежный баланс страны как  объект экономического анализа 5

 

1.1 Понятие, сущность  и особенности платежного баланса 5

 

1.2 Структура платежного  баланса и факторы, влияющие  на него 9

 

2 Анализ состояния  платежного баланса Республики Беларусь 19

 

3 Перспективы развития процессов  формирования и регулирования платежного баланса Республики Беларусь                                                     30

 

Заключение                                                                                                         36 

 

Список использованных источников                                                               39

 

Приложение А –  Схема платежного баланса                                                  40 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление  платежного баланса Республики Беларусь относится к основным функциям Национального Банка Республики Беларусь (далее Национальный банк). Платежный баланс Республики Беларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственное значение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ, содержащихся в пятом издании Руководства по платежному балансу (МВФ, Вашингтон, 1993 г.), других изданиях МВФ методологического характера.

Настоящая работа исследует  основные понятия, определения, используемые Национальным банком Республики Беларусь при подготовке платежного баланса  Республики Беларусь.

По каждой статье платежного баланса  Республики Беларусь разрабатывается методология ее составления, которая утверждается Начальником Главного управления платежного баланса и банковской статистики. Внесение изменений и уточнений в методологию осуществляется, при необходимости, Начальником Главного управления платежного баланса и банковской статистики по представлению начальника управления платежного баланса. По статье платежного баланса «резервные активы» (международные резервы) методология утверждается Правлением Национального банка Республики Беларусь.

Данная тема является актуальной, так как платежный баланс представляет собой зеркальное отражение экономического состояния страны. В современных условиях трудно прогнозировать или активно участвовать в международной валютно-финансовой системе, если четко и реально не сбалансирован платежный баланс. Объективно обусловленные тенденции к росту взаимосвязей и взаимовлияний экономики развитых стран требует тщательного подхода к разработке платежного баланса страны.

Цель курсовой работы - ознакомиться с сущностью платежного баланса и методами его регулирования, провести анализ платежного баланса Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть понятие платежного  баланса и его виды;

- рассмотреть методы регулирования  платежного баланса;

- проанализировать изменения в  платежном балансе Республике Беларусь за 2009-2011 гг.;

- выявить перспективы  регулирования платежного баланса  Республики Беларусь.

Объектом исследования является платежный баланс Республики Беларусь.

Предметом исследования является структура платежного баланса.

Проблема платежного баланса хорошо изучена в литературе зарубежными и отечественными учеными. Большое внимание изучению вопросов, связанных с платежным балансом страны, уделяют такие российские ученые как Буглай В. Б., Литвинцев Н. Н., Красавина Л. Н. и другие.

Данной проблематикой  в Республике Беларусь занимаются следующих ученые: А. П. Долговечный, П. В. Каллаур, В. Н. Комков, Н. М. Бурдынко, Г. И. Мойсейчик, О. Антропова, П. Н. Гуцол, Л. В. Хохлова, И. Н. Жук и др.

Среди зарубежных ученых можно выделить А. Смита и Д.Риккардо, – которые отдали дань проблеме равновесия платежного баланса страны.

Источниками для написания курсовой работы послужили учебные пособия, учебники, периодические издания, а  также данные статистики, материалы  из Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Платежный  баланс страны как объект экономического  анализа

1.1 Понятие,  сущность и особенности платежного  баланса

 

Платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования.

Платежный баланс - балансовый счет международных операций – это стоимостное выражение всего комплекса макрохозяйственных связей страны в форме соотношения поступлений денежных средств и платежей.

Таким образом, платежный  баланс представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве [1, С. 175].

Данные платежного баланса отражают, как в течение отчетного периода развивались внешняя торговля, которая непосредственно влияет на валютный курс, уровень производства, занятости и потребления. На основе платежного баланса можно определить, в каких формах происходило привлечение иностранных инвестиций и осуществлялись инвестиции за границу, своевременно ли погашалась внешняя задолженность страны или имели место просрочки и ее реструктуризация. Кроме того, он показывает, каким образом Центральный банк изменял уровень своих международных резервов, устраняя платежные дисбалансы.

Платежный баланс активно  используется для определения фискальной и монетарной политики, протекционистских мер, регулирования внутреннего валютного рынка и валютного курса. Он служит одним из источников данных для СНС, и отдельные его показатели непосредственно используются для определения таких важных показателей, как валовой внутренний продукт и национальный доход [2, С. 145].

Разделение платежного баланса на конкретные счета, или  компоненты, должно основываться на ряде принципов, среди которых следует  особо выделить следующие:

- каждая статья платежного  баланса должна иметь свои особенности, то есть фактор или их совокупность, оказывающие влияние на объем одной статьи, должны отличаться от факторов, воздействующих на иные статьи;

- наличие той или  иной статьи в платежном балансе  должно иметь значение для  группы стран, выраженное как в динамике изменения этой статьи, так и в абсолютной ее величине. Другими словами, если какой-нибудь показатель системы платежного баланса подвержен сильным колебаниям в течение определенного периода времени у группы стран либо он занимает большой удельный вес в платежных балансах группы стран, то он должен быть выделен в виде отдельной статьи;

- сбор информации для  учета по статьям не должен  представлять особых сложностей  для составителей платежного  баланса (тем не менее, этот  принцип второстепенен по отношению к первым двум);

- структура платежного  баланса должна быть такой,  чтобы показатели платежного  баланса сочетались с другими  статистическими системами, например, системой национальных счетов; в  то же время, количество статей  не должно быть чрезмерно многочисленным, а сами статьи должны подлежать консолидации в компоненты более высокого уровня (для того, чтобы страны, не вышедшие на высокий уровень обработки статистической информации были способны представлять платежный баланс с меньшей детализацией) [3, С. 50].

Одним из основных требований, предъявляемых к платежному балансу  как статистическому отчету, является то, что он должен включать в себя и отображать все многообразие внешнеэкономической  деятельности страны, учтенной по единым правилам. Также необходимо, чтобы данные платежного баланса согласовывались со статистикой внутренних секторов экономики, системой национальных счетов. Важным условием выступает сопоставимость внешнеэкономической статистики стран-партнеров. Эти требования и особенности осуществления внешнеэкономической деятельности, наложили опечаток на практику составления платежного баланса, его структуру.

В настоящее время  под платежным балансом понимается «статистический отчет, где в  систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определенный период времени» [4, С. 21].

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется непосредственно не самим государством как таковым, а хозяйствующими субъектами данного государства. Экономика государства может рассматриваться с точки зрения деятельности хозяйствующих субъектов на определенной территории. Поэтому важно определить принадлежность экономического агента к экономике страны, что позволяет выяснить влияет ли рассматриваемая экономическая операция на экономику страны или нет. Это в свою очередь приводит к необходимости оперировать такими понятиями, как «экономическая территория страны», «резидент» и «нерезидент».

Под экономической территорией  страны понимается «географическая территория страны, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, в пределах которой могут свободно перемещаться факторы производства: рабочая сила, капитал, а также товары. В морских державах в нее включаются острова, принадлежащие данной стране, которые подчиняются тем же фискальным органам и органам денежно-кредитного регулирования, что и основная территория; перемещение товаров и рабочей силы между материком и островами осуществляется свободно без каких-либо таможенных или иммиграционных формальностей» [4, С. 38].

Исходя из условия  беспрепятственного перемещения факторов производства, экономическая территория страны также включает:

-«воздушное пространство, территориальные воды и ту  часть континентального шельфа, в отношении которой страна пользуется исключительным правом или распространяет свою юрисдикцию на право осуществлять рыбную ловлю или добычу топлива и других полезных ископаемых, залегающих ниже уровня моря;

-территориальные анклавы,  представляющие собой участки с четко очерченными границами, являющиеся собственностью правительств иностранных государств или арендуемые ими для дипломатических, военных, научных или иных целей с официального политического согласия правительства страны, на территории которой расположены эти анклавы;

-свободные зоны и  приписные (таможенные) склады и  предприятия, эксплуатация которых  осуществляется оффшорными предприятиями  под контролем таможенных органов» [5].

Необходимо отметить, что в платежном балансе концептуально  заложен принцип, согласно которому одним из условий регистрации операции является то, что она совершается между резидентом и нерезидентом, это не всегда выполнимо. В ряде случаев не представляется возможным установить контрагентов операции. Исключение из правила «резидент-нерезидент» касается только операций, совершаемых с иностранными финансовыми активами или внешними обязательствами, между различными секторами экономической системы данного государства и, что является совсем редким, между нерезидентами.

В платежном балансе выделяют два вида институциональных единиц:

- домашние хозяйства  и физические лица, которые являются  членами этих хозяйств;

- юридические и социальные  единицы. Они подразделяются на  предприятия (корпорации и квазикорпорации), некоммерческие организации и органы государственного управления данной страной.

Одной из ключевых категорий, используемых в платежном балансе, является «операция». Под операциями понимается создание, преобразование, обмен или ликвидация активов, имеющих  экономическую стоимость.

Следует отметить, что в платежном балансе регистрируются изменения в объеме активов или обязательств, которые произошли в результате осуществления операции, т.е. платежный баланс связан с потоками, а не с запасами. Изменения же в стоимости активов или обязательств в результате переоценки, например, вследствие изменения валютных курсов, котировок (цен) на фондовых или иных биржах и других корректировок не находят отражения в платежном балансе.

В Руководстве по платежному балансу МВФ выделяет три вида операций: обменные операции, трансферты и миграция. Обменные операции представляют собой вид операций в платежном балансе, под которыми понимается обмен между участниками (хозяйствующими субъектами) активами, имеющими равную экономическую стоимость. Они являются наиболее характерными и распространенными.

Трансферты означают односторонние движения активов  от одного хозяйствующего субъекта к  другому. Причем данная операция может  носить как добровольный, так и  обязательный характер.

Миграция связана со сменой места постоянного жительства физического лица за пределы данной страны. При этом физическое лицо меняет свой статус резидента на статус нерезидента, что влечет за собой увеличение внешних обязательств страны на сумму активов физического лица, остающуюся в стране, и уменьшение активов на величину вывезенного имущества. Операции, сопутствующие миграции, показываются как трансферты.

Одним из важных концептуальных принципов построения платежного баланса  является принцип двойной записи — все операции, регистрируемые в платежном балансе, представлены двумя записями равной стоимостью по модулю, но с противоположными знаками. Уже само слово «баланс» в названии термина «платежный баланс» предполагает наличие левой и правой части баланса и строгое соответствие между ними. В результате применения принципа двойной записи разница между суммой всех кредитовых и дебетовых записей должна равняться нулю. Стандартное (или нейтральное) представление платежного баланса предполагает нулевое сальдо платежного баланса.

Информация о работе Платежный баланс Республики Беларусь