Платежный баланс Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - ознакомиться с сущностью платежного баланса и методами его регулирования, провести анализ платежного баланса Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие платежного баланса и его виды;
- рассмотреть методы регулирования платежного баланса;
- проанализировать изменения в платежном балансе Республике Беларусь за 2009-2011 гг.;
- выявить перспективы регулирования платежного баланса Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3

1 Платежный баланс страны как объект экономического анализа 5

1.1 Понятие, сущность и особенности платежного баланса 5

1.2 Структура платежного баланса и факторы, влияющие на него 9

2 Анализ состояния платежного баланса Республики Беларусь 19

3 Перспективы развития процессов формирования и регулирования платежного баланса Республики Беларусь 30

Заключение 36

Список использованных источников 39

Приложение А – Схема платежного баланса 40

Работа состоит из  1 файл

ФК - 112. Худайгулыев. Платежный баланс - 8 с замечаниями.doc

— 564.00 Кб (Скачать документ)

- формирование экспортной  стратегии, основанной на сбалансированном  спросе между спросом и предложением  и др.

2) Создание условий  для привлечения инвестиций в  экспортные отрасли производства.

Для обеспечения коренного перелома в сфере инвестиций и повышения их влияния на развитие экспортного потенциала необходимо провозгласить важнейшим приоритетом белорусского государства политику создания благоприятных условий инвестирования в реальный сектор. В частности, целесообразно:

- предусмотреть в законодательстве  особый налоговый режим для  предприятий со значительными  инвестициями в технологии, освобождающий  их от налоговых платежей, кроме  социальных, до полной окупаемости  инвестиционных проектов;

- обеспечить, как правило, освобождение от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин технологическое оборудование и другие инвестиционные товары, ввозимые для целей промышленной модернизации;

- добиваться выделения  новых долгосрочных кредитных  линий, а также проработать возможности получения несвязанных финансовых и товарных кредитов зарубежных компаний, банков и фондов, в том числе, без государственных гарантий;

- устранить или снизить  до приемлемого уровня просроченную  задолженность по иностранным  кредитам, полученным под гарантии Правительства Республики Беларусь, белорусскими предприятиями-заемщиками и использовать механизмы политического влияния в организациях с целью решения вопросов предоставления Беларуси средств внешнего финансирования;

- создать комплексную  систему информационной поддержки деятельности по формированию позитивного международного инвестиционного имиджа РБ.

С 2005 года Беларусь значительно  продвинулась вперед в части упрощения налоговой системы и сокращения налоговой нагрузки на предприятия. Тем не менее, налоги на прибыль и труд остаются высокими. Совокупная налоговая нагрузка на средние предприятия в Беларуси, составляющая максимум 63 процента прибыли, является одной самых высоких по региону ЕЦА. Высокий уровень налогообложения корпоративного сектора негативно сказывается на конкурентоспособности и стимулах вести бизнес. Официальные налоговые ставки в Беларуси также выше, чем в большинстве стран региона. В дальнейшем планируется некоторое дальнейшее совершенствование налоговой политики и налогового администрирования, включая сокращение официальной ставки налога на прибыль с 24 процентов до 18 процентов, внедрение системы ускоренной амортизации для целей налогообложения, а также механизм переноса убытков на прибыль будущих периодов без каких-либо ограничений. Это положительные и важные инициативы, которые в случае их реализации сократят налоговую нагрузку на предприятия в Беларуси.

Защита прав собственности, включая права интеллектуальной собственности, законодательство и правоприменение, остается слабой. Надежный режим защиты прав собственности снижает риски экспроприации инвестиций, которые, когда они уже сделаны, невозможно беспрепятственно перевести. Хотя первоначально данные меры рассматривались как временные (установленные на 90 дней), они получили постоянный статус после принятия Постановления Совета Министров № 1655 от 7 декабря 2011 года, которым дополнительно расширялся перечень социально значимых товаров и услуг и отменялась ссылка на период действия данных мер [13].

3) Создание условий  для повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий направленные на повышение эффективности предприятий-экспортеров и конкурентоспособности белорусских товаров. Повышение международной конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей должно обеспечиваться за счет:

- совершенствования механизма  стимулирования эффективного использования  предприятиями прироста валютной  выручки на закупку новых технологий  и ноу-хау из высокоразвитых  стран;

- привлечения инвестиций  для модернизации технологий и снижения энергоемкости и материалоемкости производств;

- развития корпоративных  связей с ведущими мировыми  фирмами и участие в реализации  транснациональных проектов;

- внедрения системы  оплаты труда государственных  предприятий в зависимости от  результатов экспортной деятельности;

- улучшения качества  управления предприятиями-экспортерами, в том числе путем поиска эффективного собственника для приватизации;

- либерализация и упорядочение  системы ценообразования на внутреннем  рынке;

- обеспечения государственной поддержки в области рекламы;

- совершенствования мер  по борьбе с контрабандным  экспортом товаров и защиты  интеллектуальной собственности;

- обеспечения внедрения  современных стандартов в области  упаковочных и тарных технологий  в целях повышения имиджа и конкурентоспособности экспортных товаров, стимулирование создания центров дизайна;

- проведения научно-технической  политики и разработки инновационных  механизмов с целью повышения  технологического уровня, наукоемкости  и эффективности производств  на основных экспортных предприятиях (МТЗ, МАЗ, БелАЗ, Атлант, Бобруйскшина, Беларускалий и др.);

4) Обеспечение государственной поддержки на внешних рынках.

Необходимо укреплять  и расширять сотрудничество с  Международным валютным фондом, всемирным  банком и другими международными финансовыми и экономическими организациями. Главная цель такого сотрудничества - согласование национальных экономических приоритетов с необходимостью включения белорусской экономики в мирохозяйственные процессы.

На уровне межгосударственных отношений большое значение имеет деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, в рамках которых нужно рассматривать долгосрочные перспективы будущей динамики и структуры торговых потоков, не вызывающих противодействия сторон.

Для повышения эффективности  деятельности дипломатических и  торгово-экономических служб при  продвижении товаров на зарубежные рынки необходимо:

во-первых, обеспечить белорусских  дипломатических и торгово-экономических  служб за рубежом и аналогичных иностранных в Беларуси оперативными информационно-маркетинговыми, нормативно-правовыми и аналитическими материалами, в том числе посредством доступа к Интернету;

во-вторых, расширить  участие торгово-экономических служб  в выставках, встречах деловых кругов, конференциях с целью сбора необходимой информации о потенциальных рынках сбыта;

в-третьих, сохранить  присутствие белорусского экспорта на традиционных рынках.

5) Создание условий  для обеспечения развития инфраструктуры  экспортной деятельности. Продвижение экспорта товаров связано с развитием товаропроводящей сети белорусских предприятий за рубежом. Основным направлением со стороны государства в данной области должно стать совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование предприятий по созданию дилерских сетей фирменного послепродажного обслуживания сложно-технической продукции (сервисные центры, совместные предприятия), консигнационных складов и других прогрессивных форм.. Одной из таких форм может быть создание специализированных внешнеторговых фирм, объединений, отраслевых союзов, ассоциаций и т.д., в т.ч. на основе действующих структур. Главное условие - консолидация внешнеторговых компаний и торговых домов в конкурентные на мировых рынках крупные структуры. Повышение эффективности деятельности структур товаропроводящей сети, созданных с участием государства, необходимо обеспечивать за счет использования широкого диапазона финансово-кредитных и организационных мер, совершенствования условий инвестирования национального капитала за рубеж в целях развития белорусского экспорта.

Эффективной мерой продвижения  товаров и услуг на внешние  рынки должен стать выход на международные  рынки через глобальные телекоммуникационные сети.

6) Усовершенствование  тарифных и нетарифных методов регулирования экспорта. Важными регуляторами регулирования экспорта посредством мер тарифного регулирования являются:

- упорядочение системы  согласования принимаемых решений  в области тарифного и нетарифного  регулирования и механизмов ввода  их в действие;

- расширение льгот  по уплате таможенных пошлин  и НДС по ввозимым комплектующим,  запчастям, материалам и сырью,  предназначенным для производства  экспортной продукции, упрощение  процедур их предоставления;

- упорядочение системы  железнодорожных тарифов на грузовые перевозки в рамках Таможенного союза;

- установление предельных  размеров единовременного повышения  ставок таможенных пошлин.

В области нетарифного  регулирования основным направлением работы должно стать снижение (исключение) антидемпинговых и компенсационных мер в отношении белорусского экспорта, а также введение и применение адекватных защитных мер.

Фискальные механизмы  являются одним из резервов повышения  эффективности и увеличения объемов  экспорта, поэтому необходимо стремиться к гармонизации налогообложения в соответствии с мировой практикой, включая расширение инвестиционных льгот в подоходном налоге; налоговое стимулирование выставочно-ярмарочной и информационно-маркетинговой деятельности; сокращение числа налогов, сборов и отчислений во внебюджетные фонды путем объединения налогов, имеющих сходную базу.

7) Создание условий  для формирования системы кредитования  экспорта и страхования экспортных  рисков. Необходимо существенно  переориентировать в экспортный  сектор денежные потоки, в том  числе освоить систему синдицированного кредитования с иностранными банками зарубежных покупателей белорусской продукции. Для этого предстоит существенно переориентировать принципы работы кредитных организаций с целью:

- создания современной  системы перетока внутренних сбережений на инвестиции экспортных производств и кредитование экспортных контрактов;

- создания условий  для инвестирования в сферу  экспортного производства капитала  всех финансовых структур: страховых  обществ, пенсионных фондов и  инвестиционных банков;

- создания условий  для возврата валютных кредитов  субъектами хозяйствования;

- выделения в бюджете  республики средств для фонда  поддержки экспорта с целью  осуществления льготного кредитования  национальных проектов модернизации  крупнейших экспортных производств (МТЗ, Атлант и т.п.);

-совершенствования механизмов  компенсации банкам потерь, связанных  с льготным кредитованием экспортных  проектов;

- ограничения отвлечения  средств внешнеторговых банков  на другие цели;

- внедрения механизмов  консорциального кредитования белорусскими и иностранными банками крупных экспортных проектов и др.

Значительные усилия необходимо направить на обеспечение  страховой защиты и поддержки  участников внешнеторговой деятельности, минимизацию возможных потерь и  убытков. Для этого необходимо:

-создание национальной  системы страхования внешнеторговых  операций и экспортных кредитов, включающей Белорусскую государственную  организацию страхования внешнеэкономических  рисков (Белгосвнешстрах), другие страховые  компании и банки, осуществляющие поддержку экспорта;

- резервирования в  республиканском бюджете необходимых  средств для гарантирования и  страхования экспортных кредитов;

- вступление Республики  Беларусь в Международный Союз  страховщиков кредитов и инвестиций  для обеспечения согласованных условий кредитования международной торговли, гарантирования и страхования экспортных кредитов;

- обеспечение государственных  гарантий по кредитам на участие  в международных торгах;

- введение системы  обязательного медицинского страхования  иностранных граждан при въезде на территорию Республики Беларусь [8].

Таким образом, реализация перечисленных направлений, безусловно, поможет улучшить структуру Платежного баланса Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Платежный баланс - это один из главных документов любой страны, поскольку в нем находят свое обобщающее выражение экономические связи данной страны с другими государствами; на основе платежного баланса проводится анализ внешнеэкономической деятельности, дается оценка валютно-финансовому состоянию отдельно взятой страны.

Наиболее существенным направлением использования данных платежного баланса и сопутствующем  ему балансе иностранных инвестиций есть обоснования внешней и внутренней экономической политики страны. Данные платежного баланса применяются для аналитических исследований по изучению причин, которые предопределяют диспропорции в балансе и обоснование мероприятий по их корректированию.

Информация о работе Платежный баланс Республики Беларусь