Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - ознакомиться с сущностью платежного баланса и методами его регулирования, провести анализ платежного баланса Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие платежного баланса и его виды;
- рассмотреть методы регулирования платежного баланса;
- проанализировать изменения в платежном балансе Республике Беларусь за 2009-2011 гг.;
- выявить перспективы регулирования платежного баланса Республики Беларусь.
Введение 3
1 Платежный баланс страны как объект экономического анализа 5
1.1 Понятие, сущность и особенности платежного баланса 5
1.2 Структура платежного баланса и факторы, влияющие на него 9
2 Анализ состояния платежного баланса Республики Беларусь 19
3 Перспективы развития процессов формирования и регулирования платежного баланса Республики Беларусь 30
Заключение 36
Список использованных источников 39
Приложение А – Схема платежного баланса 40
- формирование экспортной
стратегии, основанной на
2) Создание условий
для привлечения инвестиций в
экспортные отрасли
Для обеспечения коренного перелома в сфере инвестиций и повышения их влияния на развитие экспортного потенциала необходимо провозгласить важнейшим приоритетом белорусского государства политику создания благоприятных условий инвестирования в реальный сектор. В частности, целесообразно:
- предусмотреть в
- обеспечить, как правило, освобождение от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин технологическое оборудование и другие инвестиционные товары, ввозимые для целей промышленной модернизации;
- добиваться выделения новых долгосрочных кредитных линий, а также проработать возможности получения несвязанных финансовых и товарных кредитов зарубежных компаний, банков и фондов, в том числе, без государственных гарантий;
- устранить или снизить
до приемлемого уровня
- создать комплексную систему информационной поддержки деятельности по формированию позитивного международного инвестиционного имиджа РБ.
С 2005 года Беларусь значительно продвинулась вперед в части упрощения налоговой системы и сокращения налоговой нагрузки на предприятия. Тем не менее, налоги на прибыль и труд остаются высокими. Совокупная налоговая нагрузка на средние предприятия в Беларуси, составляющая максимум 63 процента прибыли, является одной самых высоких по региону ЕЦА. Высокий уровень налогообложения корпоративного сектора негативно сказывается на конкурентоспособности и стимулах вести бизнес. Официальные налоговые ставки в Беларуси также выше, чем в большинстве стран региона. В дальнейшем планируется некоторое дальнейшее совершенствование налоговой политики и налогового администрирования, включая сокращение официальной ставки налога на прибыль с 24 процентов до 18 процентов, внедрение системы ускоренной амортизации для целей налогообложения, а также механизм переноса убытков на прибыль будущих периодов без каких-либо ограничений. Это положительные и важные инициативы, которые в случае их реализации сократят налоговую нагрузку на предприятия в Беларуси.
Защита прав собственности, включая права интеллектуальной собственности, законодательство и правоприменение, остается слабой. Надежный режим защиты прав собственности снижает риски экспроприации инвестиций, которые, когда они уже сделаны, невозможно беспрепятственно перевести. Хотя первоначально данные меры рассматривались как временные (установленные на 90 дней), они получили постоянный статус после принятия Постановления Совета Министров № 1655 от 7 декабря 2011 года, которым дополнительно расширялся перечень социально значимых товаров и услуг и отменялась ссылка на период действия данных мер [13].
3) Создание условий для повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий направленные на повышение эффективности предприятий-экспортеров и конкурентоспособности белорусских товаров. Повышение международной конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей должно обеспечиваться за счет:
- совершенствования механизма
стимулирования эффективного
- привлечения инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоемкости и материалоемкости производств;
- развития корпоративных
связей с ведущими мировыми
фирмами и участие в
- внедрения системы оплаты труда государственных предприятий в зависимости от результатов экспортной деятельности;
- улучшения качества
управления предприятиями-
- либерализация и упорядочение
системы ценообразования на
- обеспечения государственной поддержки в области рекламы;
- совершенствования мер
по борьбе с контрабандным
экспортом товаров и защиты
интеллектуальной
- обеспечения внедрения
современных стандартов в
- проведения научно-технической
политики и разработки
4) Обеспечение государственной поддержки на внешних рынках.
Необходимо укреплять и расширять сотрудничество с Международным валютным фондом, всемирным банком и другими международными финансовыми и экономическими организациями. Главная цель такого сотрудничества - согласование национальных экономических приоритетов с необходимостью включения белорусской экономики в мирохозяйственные процессы.
На уровне межгосударственных отношений большое значение имеет деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, в рамках которых нужно рассматривать долгосрочные перспективы будущей динамики и структуры торговых потоков, не вызывающих противодействия сторон.
Для повышения эффективности
деятельности дипломатических и
торгово-экономических служб
во-первых, обеспечить белорусских
дипломатических и торгово-
во-вторых, расширить
участие торгово-экономических
в-третьих, сохранить присутствие белорусского экспорта на традиционных рынках.
5) Создание условий
для обеспечения развития
Эффективной мерой продвижения товаров и услуг на внешние рынки должен стать выход на международные рынки через глобальные телекоммуникационные сети.
6) Усовершенствование тарифных и нетарифных методов регулирования экспорта. Важными регуляторами регулирования экспорта посредством мер тарифного регулирования являются:
- упорядочение системы
согласования принимаемых
- расширение льгот
по уплате таможенных пошлин
и НДС по ввозимым
- упорядочение системы
железнодорожных тарифов на гру
- установление предельных
размеров единовременного
В области нетарифного
регулирования основным направлением
работы должно стать снижение (исключение)
антидемпинговых и компенсацион
Фискальные механизмы являются одним из резервов повышения эффективности и увеличения объемов экспорта, поэтому необходимо стремиться к гармонизации налогообложения в соответствии с мировой практикой, включая расширение инвестиционных льгот в подоходном налоге; налоговое стимулирование выставочно-ярмарочной и информационно-маркетинговой деятельности; сокращение числа налогов, сборов и отчислений во внебюджетные фонды путем объединения налогов, имеющих сходную базу.
7) Создание условий
для формирования системы
- создания современной системы перетока внутренних сбережений на инвестиции экспортных производств и кредитование экспортных контрактов;
- создания условий
для инвестирования в сферу
экспортного производства
- создания условий
для возврата валютных
- выделения в бюджете
республики средств для фонда
поддержки экспорта с целью
осуществления льготного
-совершенствования механизмов
компенсации банкам потерь, связанных
с льготным кредитованием
- ограничения отвлечения средств внешнеторговых банков на другие цели;
- внедрения механизмов консорциального кредитования белорусскими и иностранными банками крупных экспортных проектов и др.
Значительные усилия необходимо направить на обеспечение страховой защиты и поддержки участников внешнеторговой деятельности, минимизацию возможных потерь и убытков. Для этого необходимо:
-создание национальной
системы страхования
- резервирования в
республиканском бюджете
- вступление Республики
Беларусь в Международный Союз
страховщиков кредитов и
- обеспечение государственных
гарантий по кредитам на
- введение системы
обязательного медицинского
Таким образом, реализация перечисленных направлений, безусловно, поможет улучшить структуру Платежного баланса Республики Беларусь.
Платежный баланс - это один из главных документов любой страны, поскольку в нем находят свое обобщающее выражение экономические связи данной страны с другими государствами; на основе платежного баланса проводится анализ внешнеэкономической деятельности, дается оценка валютно-финансовому состоянию отдельно взятой страны.
Наиболее существенным
направлением использования данных
платежного баланса и сопутствующем
ему балансе иностранных