Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - ознакомиться с сущностью платежного баланса и методами его регулирования, провести анализ платежного баланса Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие платежного баланса и его виды;
- рассмотреть методы регулирования платежного баланса;
- проанализировать изменения в платежном балансе Республике Беларусь за 2009-2011 гг.;
- выявить перспективы регулирования платежного баланса Республики Беларусь.
Введение 3
1 Платежный баланс страны как объект экономического анализа 5
1.1 Понятие, сущность и особенности платежного баланса 5
1.2 Структура платежного баланса и факторы, влияющие на него 9
2 Анализ состояния платежного баланса Республики Беларусь 19
3 Перспективы развития процессов формирования и регулирования платежного баланса Республики Беларусь 30
Заключение 36
Список использованных источников 39
Приложение А – Схема платежного баланса 40
Так, сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций в 2011 г. составило +7,015 млрд. долл. (+1,5% к 2010 г.). В результате общее сальдо платежного баланса Беларуси по итогам 2011 г. сложилось положительным в размере +2,791 млрд. долл. против отрицательного сальдо минус 808,5 млн. долл. в 2010 г.
Статистические расхождения в 2011 г. возросли до +1,551 млрд. долл. против +558,3 млн. долл. год назад. Положительная величина статистических расхождений указывает на неучтенный статистикой приток капитала в страну или на неучтенный экспорт товаров и услуг (в том числе в виде челночной торговли и контрабанды в условиях отсутствия таможенной границы между Беларусью и Россией).
Положительное сальдо финансового счета обеспечено главным образом чистым привлечением иностранных кредитов и займов, а также чистым притоком прямых иностранных инвестиций и портфельных инвестиций.
Так, операции с прямыми иностранными инвестициями (резидентов Беларуси и нерезидентов) обусловили чистый приток капитала в страну в размере +3,928 млрд. долл., что в 2,9 раза больше, чем год назад.
В том числе чистый приток прямых иностранных инвестиций в национальную экономику (с учетом изъятия) в 2011 г. возрос в 2,8 раза до +3,986 млрд. долл. Таким образом, правительство не выполнило установленное задание по привлечению прямых иностранных инвестиций на чистой основе в размере +6,4-6,5 млрд. долл.
При этом 62,7% чистого притока ПИИ обусловлено продажей 50% акций «Белтрансгаза» российскому «Газпрому» за 2,5 млрд. долл. Кроме того, 14,2% чистого поступления ПИИ приходится на реинвестированные доходы (566,7 млн. долл.), которые нерезиденты заработали на территории Беларуси. Необходимо пояснить, что в этом случае реального трансграничного движения иностранного капитала не было.
Наибольшие объемы иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций в 2011 г. поступили из России (2,805 млрд. долл., или 70,4% всего нетто-притока прямых иностранных инвестиций). Кроме этого, основными прямыми инвесторами белорусской экономики явились резиденты Великобритании, Кипра, Италии, Германии, США, Литвы. В банковский сектор страны в отчетном периоде прямые инвестиции поступили от инвесторов из Ирана, Швейцарии, Кипра и России.
Наибольшие суммы прямых иностранных инвестиций были направлены в такие отрасли белорусской экономики, как транспорт, торговля и промышленность.
Белстат по состоянию на 1 января 2012 г. приводит следующую структуру накопленных в реальном секторе прямых иностранных инвестиций в разрезе основных стран – инвесторов белорусской экономики : Россия – 1,880 млрд. долл. (или 38,7% общего объема накопленных ПИИ); Соединенное Королевство – 673,716 млн. долл. (13,9%); Кипр – 558,645 млн. долл. (11,5%); Нидерланды – 256,062 млн. долл. (5,3%); Германия – 233,336 млн. долл. (4,8%); Италия – 178,953 млн. долл. (3,7%); США – 113,126 млн. долл. (2,3%); Австрия – 112,705 млн. долл. (2,3%); Литва – 91,198 млн. долл. (1,9%); Латвия – 87,250 млн. долл. (1,8%); Эстония – 75,224 млн. долл. (1,5%); Польша – 70,780 млн. долл. (1,5%); Швейцария – 70,265 млн. долл. (1,4%); Китай – 40,232 млн. долл. (0,8%); Чехия – 37,447 млн. долл. (0,8%); Азербайджан – 13,516 млн. долл. (0,3%) и Британские Виргинские острова – 10,512 млн. долл. (0,2%).
Необходимо отметить, что в действительности инвестиции резидентов стран СНГ превышают данные официальной статистики, поскольку зачастую они «заходят» в Беларусь через международные оффшоры (Кипр, Швейцарию, Лихтенштейн, Люксембург, Британские Виргинские острова, Багамы, Белиз, Гибралтар, Доминику, Маршалловы острова, Остров Мэн, Панаму, Сейшелы, Сент-Китс и Невис) или через специальных посредников (например, британские холдинговые структуры или нидерландские SPV, special purpose vehicles).
По данным платежного баланса, сальдо портфельных инвестиций в 2011 г. сформировалось положительным в размере +854,1 млн. долл. (в 2010 г. – положительное сальдо в размере +1,186 млрд. долл.). Значительный приток финансовых ресурсов обусловлен размещением второго выпуска семилетних евробондов Беларуси на сумму 800 млн. долл. в январе 2011 г. Банки по операциям с долговыми ценными бумагами увеличили свои обязательства на 63,3 млн. долл.
Кроме того, в отчетном периоде впервые за последние годы зафиксированы операции с производными финансовыми инструментами. Так, операции белорусских банков и Нацбанка Беларуси с производными финансовыми инструментами обусловили отток средств из страны в размере минус 592,9 млн. долл.
В свою очередь, операции
с кредитами и займами
Кроме того, значительный
рост краткосрочных кредитных
Наконец, увеличение чистой текущей задолженности за товары и услуги по экспортно-импортным операциям обусловило в 2011 г. расчетный приток капитала в белорусскую экономику в размере +560,8 млн. долл. (в 2010 г. зафиксирован приток +568,3 млн. долл.) [12].
Прошлый год оказался весьма сложным для экономики Беларуси. В начале года страна столкнулась с проблемой дефицита платежного баланса (1,34 млрд. USD за I квартал 2011 года), что проявилось в острой нехватке иностранной валюты на рынке. С одной стороны, дефицит платежного баланса был вызван хроническим отрицательным сальдо по текущему счету (рост с 1,4 млрд. USD (или 4% от ВВП ) до 8,3 млрд. USD (или 15% от ВВП ) в период с 2006 по 2010 год, в основном за счет внешнеторговых операций).
Среди основных причин растущего дефицита торговли – постепенная отмена в 2007–2011 гг. энергетических субсидий Россией, в том числе поэтапный переход на рыночные цены на газ, мягкая денежно-кредитная и фискальная политика государства, включая активное административное кредитование государственных программ и рост заработных плат в экономике, что стимулировало внутренний спрос и вызвало рост импорта. Немаловажным фактором, спровоцировавшим рост дефицита торговли в прошлом году, стал также ажиотажный спрос на импорт легковых автомобилей в преддверии унификации и, как следствие, повышения импортных таможенных пошлин с действующими в России пошлинами в рамках интеграционных процессов.
В то же время объем привлеченных внешних заимствований и прямых иностранных инвестиций в начале года оказался недостаточным для покрытия дефицита текущего счета, что было обусловлено в том числе проблемами на мировых финансовых рынках.
В условиях режима фиксированного валютного курса возросшие интервенции Национального банка с целью поддержания курса белорусского рубля привели к резкому оттоку золотовалютных запасов страны (на четверть за I квартал года – с 5 млрд. до 3,8 млрд. USD). В результате Национальный банк был вынужден приостановить свои интервенции на валютном рынке и прибегнуть к ряду административных мер с целью предотвращения дальнейшего оттока валютных резервов. Введенные ограничения на валютном рынке привели к множественности валютных курсов, резкому ослаблению теневого курса белорусского рубля и в результате – к всплеску инфляции в стране.
Ответом правительства и Национального банка на возникшие вызовы стали ужесточение денежно-кредитной и фискальной политики, значительная девальвация национальной валюты и активизация усилий по привлечению внешних ресурсов в экономику страны. Так, ставка рефинансирования была поэтапно увеличена Национальным банком с 10,5% в начале года до 45% к его завершению, сократились объемы предоставления ликвидности банкам.
С июня Национальным банком приостановлено эмиссионное кредитование государственных программ. К концу октября удалось унифицировать обменный курс и осуществить переход к режиму управляемого плавания, предполагающему лишь минимальное вмешательство Национального банка для сглаживания резких краткосрочных курсовых колебаний.
С другой стороны, во второй половине года правительство Беларуси смогло привлечь внешнее финансирование, которое не только полностью компенсировало потребности страны в валюте (в том числе на покрытие сузившегося на 30%, до 5,8 млрд. USD, дефицита по счету текущих операций), но и привело к росту золотовалютных резервов до исторически максимального значения – порядка 8 млрд. USD к началу 2012 года. Необходимое финансирование было обеспечено преимущественно в результате углубления интеграционных процессов в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана и вступившего в силу с 1 января 2012 года Единого экономического пространства.
Так, в июне 2011 года Беларусь подписала соглашение с Евразийским банком развития (ЕАБР) о предоставлении стране кредитных ресурсов в размере 3 млрд. USD из Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на поддержку стабилизационной программы. В прошлом году Беларусь получила два транша данного кредита общим объемом 1,24 млрд. USD. Кредит предоставлен в обмен на выполнение ряда условий, предусмотренных программой стабилизационных мер ЕврАзЭС, включающих среди прочего более жесткую денежно-кредитную и фискальную политику, в том числе ограничение роста зарплат и кредитования по госпрограммам, постепенное повышение тарифов за проезд и коммунальные услуги, в то время как основной акцент был сделан на проведении приватизации государственной собственности в объеме 2,5 млрд. USD ежегодно с 2011 по 2013 год.
В связи с этим в конце прошлого года была завершена приватизация белорусского оператора газотранспортной системы ОАО «Белтрансгаз» российской нефтегазовой компанией ОАО «Газпром», что способствовало пополнению золотовалютных резервов на 2,5 млрд. USD. Кроме того, в декабре 2011 года Сбербанк России совместно с ЕАБР выделил синдицированный кредит в размере 1 млрд. USD белорусскому производителю калийных удобрений ОАО «Беларуськалий», средства которого были частично зачислены в состав золотовалютных резервов страны.
Наконец, в поддержку расширения интеграционных процессов Беларусь и Россия в конце года подписали важные энергетические соглашения, по условиям которых Беларусь получила практически 40%-ную скидку на импортируемый из России природный газ (с 265 USD за тыс. м3 в 2011 году до примерно 165 USD за тыс. м3 в н ачале 2012 г ода) и с охранила льготные условия поставки нефти (беспошлинный импорт российской нефти в Беларусь при одновременном применении российских пошлин (66% от тарифа на сырую нефть) на нефтепродукты, производимые из российской нефти и экспортируемые в Европу, с зачислением полученных доходов в российский бюджет). Экономия от достигнутых соглашений по поставкам нефти и газа оценивается для Беларуси на уровне порядка 2–3 млрд. USD в год.
Более жесткая денежно-кредитная и фискальная политика во второй половине 2011 года, а также финансовая поддержка со стороны России способствовали достижению макроэкономической стабилизации к началу текущего года. В результате практически трехкратной девальвации белорусского рубля, повысившей конкурентоспособность белорусского экспорта, временных административных мер по ограничению импорта, а также ужесточению политики дефицит внешней торговли товарами и услугами по итогам года сократился почти на 80% – до 1,6 млрд. против 7,5 млрд. USD годом ранее.
При этом экспорт рос опережающими темпами (порядка 60%) по сравнению с импортом (увеличение на 30%). В I квартале 2012 года зарегистрировано положительное сальдо текущего счета в размере более 100 млн. USD. Значительное улучшение ликвидности на фоне роста валютной выручки и привлечения внешнего финансирования снизило давление на национальную валюту и привело к ее укреплению к корзине валют на 6% с момента выхода на единый курс рубля в октябре прошлого года к концу 2011 года. В начале 2012 года курс национальной валюты оставался стабильным. Стабильность курса способствовала замедлению темпов инфляции до менее 2% ежемесячно в начале текущего года по сравнению с 6% в среднем в месяц во второй половине 2011 года и 108,7% по итогам года. При этом рост ВВП Беларуси, несмотря на ряд проблем, составил 5,3% в прошлом году и продолжился в начале текущего года более умеренными темпами. Замедление инфляционных процессов позволило Национальному банку Беларуси пойти на плавное ослабление денежно-кредитной политики и снижение ставки рефинансирования до 31% к июлю 2012 года с целью поддержания роста экономики. Дальнейшее развитие экономики страны зависит в краткосрочной перспективе от привлечения внешних ресурсов на финансирование ее роста, принимаемых мер монетарной и фискальной политики, а также от мер по реформированию экономики в долгосрочной перспективе и внешней конъюнктуры [13].
Одним из основных направлений, реализация которых может способствовать улучшению структуры платежного баланса республики, является увеличение экспортного потенциала, который можно сгруппировать по семи направлениям:
1) Макроэкономические
условия для развития
- создание условий для структурной перестройки и перепрофилирования неэффективных предприятий, а также равных условий хозяйствования предприятиям путем уменьшения льгот и перекрестного субсидирования;
- стабилизация реального курса белорусского рубля и снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации;
- создание условий
для повышения внутренних
- развитие условий
для расширения инвестиций в
наукоемкие производства и