Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание

Цели и задачи работы:
• проанализировать и изучить каким образом осуществляется политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике;
• выяснить с помощью, каких механизмов и систем государство добивается устойчивого социально-экономического развития;
• узнать как же будет осуществляться устойчивое развитие Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике в перспективе.

Работа состоит из  1 файл

Введение курсача.docx

— 92.74 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра экономической теории и права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике»

 

 

Студентка 70 эи группы                         Скорина Елена Александровна

 

 

Руководитель курсовой работы

к.э.н., доцент                                           Липницкая Валентина Владимировна

 

 

 

 

 

МИНСК 2010

РЕФЕРАТ

Тема курсовой работы: Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

35с: табл. 1, ил. 1, библиогр.- 20 назв.

Ключевые слова: дохода населения, социальная защита, социально ориентированная рыночная экономика, социальные гарантии

Объект исследования: политика регулирования доходов населения и социальная защита


В работе проведен  анализ политики регулирования доходов населения и социальной защиты в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой  проблемы.

 


( Подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день, в  условиях выхода из, недавно прогремевшего, Мирового финансово-экономического кризиса общество как никогда нуждается в хорошо развитой, отлаженной системе социально ориентированной политики. Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.

 

Социально ориентированная  политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с  повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией  принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного  общества злободневными. Совершенствование  в этом направлении системы социально-экономических  отношений, повышение качества человеческого  потенциала открывает новые перспективы  для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

 

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью  создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся  граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые  незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные  системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку  лишь 10-15% населения.

 

Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных, медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

 

В условиях переходного к  рынку периода, сопровождающегося  сильной дифференциацией населения по доходу, безработицей, падением уровня жизни и благосостояния народа, что ведет к социальной напряженности в обществе, государству отводится ведущая роль в создании гарантий безопасности в социальной сфере, разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты. От государства требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма в их развитии, осуществление заботы о подрастающем и старшем поколении, поддержка образования, культуры общества, здравоохранения, так как многие социальные проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирования рыночного механизма.

 

Всеми этими вопросами  занимаются, так называемые, субъекты социально ориентированной политики, которые активно взаимодействуют  в социальной сфере, определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализуют  её. К ним относятся государственные  ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные  объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также  отдельные граждане, действующие  в рамках гражданской инициативы.

 

Выполняя данную курсовую работу, я поставила перед собой  следующие цели и задачи:

  • проанализировать и изучить каким образом осуществляется политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике;

 

  • выяснить с помощью, каких механизмов и систем государство добивается устойчивого социально-экономического развития;

 

  • узнать как же будет осуществляться устойчивое развитие Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике в перспективе.

 

 

 

 

 

 

1 ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА. КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИННИ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ. ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

 

    1. Политика регулирования доходов населения. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни

 

Для того чтобы понять каким образом осуществляется политика регулирования доходов населения необходимо рассмотреть как происходит распределение доходов.

     

Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которого является заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента, размеры, которых зависят от конкурентных условий.

 

Однако предельная производительность факторов производства – не единственный критерий распределения в экономике, поскольку это не распространяется на тех индивидов, которые не владеют  ни одним из них и не могут получать факторных доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые  выступают в форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных выплат) не обусловлены участием в общественном производстве и являются результатом  перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Размеры вторичных доходов существенным образом зависят от проводимой государством социальной политики. [1]

 

Личный (персональный) доход  может быть значительно больше факторного, поскольку включает в себя, как  правило, несколько источников (доходы от ведения личного подсобного хозяйства, от участия в криминальной деятельности, наследство, выигрыш в лотерею  и др.).

 

Итак, доходы населения –  это все средства в натуральной  и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Натуральные доходы включают все  поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции  в натуральной форме. Денежные доходы населения представляют собой сумму  денежных средств, получаемых домохозяйствами  за определённый промежуток времени  и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В целом денежная форма доходов распространена шире, чем натуральная, однако у малообеспеченных слоев населения доля натуральных доходов выше, чем у богатых.

 

Для оценки уровня доходов  применяют понятия номинального, располагаемого, и реального доходов.

Номинальный доход – это  вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и  уровня цен.

Располагаемый доход –  это номинальный доход за вычетом  налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, которые  непосредственно  используются населением на потребление  и сбережение.

Реальный доход – это  количество товаров и услуг, которые  можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы, цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом:

 

РД = (НД - НП) ,

 

где РД – реальные доходы; НД – номинальные доходы; НП – налоги и обязательные платежи; I – индекс потребительских цен.

 

Иногда реальные доходы населения  определяют через показатель покупательской способности денег, характеризующий  изменение объёма товаров и услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды  времени. Исчисление реальных доходов  по такой методике предполагает, что качество товаров и соотношение цен внутри той или иной их группы не изменяются, отсутствуют дефицит товаров и государственное регулирование цен. Если эти условия соблюдены, покупательская способность денежной единицы определяются физическим объёмом товаров, которые можно купить на сумму среднедушевого дохода. Получаемый результат достаточно точно характеризует изменения реальных доходов населения за исследуемый период. [2]

В зависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы делятся на   получаемые:

  1. до участия в трудовой деятельности (до достижения трудового возраста);
  2. от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;
  3. временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.);
  4. после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).

 Денежные доходы распределяются  между людьми неравномерно, что  характерно для всех стран  мира. Данное явление известно  как закон Патеро, согласно которому  между уровнем доходов и числом их покупателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, при чём соотношение 80 : 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономический реалий.[3]

 

На величину доходов оказывает  влияние множество разнообразных  факторов, зачастую имеющих разнонаправленный  характер воздействия. Среди них  выделяют  социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относятся род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

 

В странах, на чьих территориях  имеют место различные климатические  условия, особое значение приобретают  географические факторы, поскольку  стоимость жизненно необходимых  товаров и услуг существенно  варьирует в зависимости от региона  и, соответственно, предполагает различные  уровни доходов.

 

Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный  с последствиями аварии на ЧАЭС и  необходимостью в дополнительных средствах  существования для жителей пострадавших районов.

 

Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и  такие важные аспекты, как врождённые способности людей, которые могут  рассчитывать в довольно значительной степени. Индивиды, имея более высокую производительность, получают и более высокие доходы.

 

Известно, что величина доходов  зависит от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться  индивидам в наследство, т.е. неравенство  доходов воспроизводится, способствуя  получению данной категории лиц  лучшего образования и, соответственно, более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств. [4]

 

Амплитуда неравенства становится очевидной при более глубоком рассмотрении распределения доходов  между домохозяйствами. С этой целью  применяют приём ранжирования: семьи  распределяют в порядке возрастания  доходов, а затем группируют. При  этом различают:

Информация о работе Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике