Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание

Цели и задачи работы:
• проанализировать и изучить каким образом осуществляется политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике;
• выяснить с помощью, каких механизмов и систем государство добивается устойчивого социально-экономического развития;
• узнать как же будет осуществляться устойчивое развитие Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике в перспективе.

Работа состоит из  1 файл

Введение курсача.docx

— 92.74 Кб (Скачать документ)

 

Речь идет, прежде всего, о поиске новых подходов к совершенствованию  структур производства и потребления  на основе оценки степени ограниченности ресурсов с учетом оптимального уровня удовлетворения потребностей человека. Необходимо как формирование разумных потребностей человека (разработка и  широкое использование научно обоснованных норм и нормативов потребления благ и услуг), так и максимально  возможная экономия ресурсов путем  внедрения системы ресурсосберегающих технологий.

Для стабильного обеспечения  платежеспособного спроса населения  на высококачественные отечественные  изделия предусматривается создание эффективных производств на современном  техническом уровне. Для этого  необходимо:

· обеспечение структурно-ассортиментной сбалансированности производства и  потребления важнейших продовольственных  и непродовольственных товаров  с учетом потребностей конкретных групп  населения;

· повышение конкурентоспособности  отечественных товаров на основе модернизации производства;

· реструктуризация и совершенствование  организационных структур с созданием  небольших и средних предприятий, выпускающих товары для конкретных групп потребителей.

Важное значение имеет  наращивание производства продукции  из местного сырья – продовольственных  товаров, изделий из древесины, текстильных  изделий.

В структуре спроса продовольственных  товаров будет повышаться доля продуктов  питания и сокращаться удельный вес алкогольных напитков. Необходим  переход к «белково-витаминной»  структуре питания – с содержанием  основных питательных веществ (в  том числе белков животного происхождения, жиров, витаминов, незаменимых аминокислот  и т.д.) и энергии соответствующим  рекомендуемым нормам. Важное значение имеет увеличение удельного веса продуктов питания, производимых в  экологически чистых регионах страны, а также развитие производства экологически безопасной продукции.

В объеме предлагаемых на рынке  товарных ресурсов должна повыситься доля товаров отечественных производителей. Для этого предстоит улучшить условия реализации отечественной  продукции.

Для обеспечения импортозамещения на потребительском рынке предусматривается  принятие мер по следующим направлениям:

· совершенствование системы  защиты внутреннего рынка и отечественных  товаропроизводителей;

· расширение производства импортозамещающей продукции;

· совершенствование информационной базы о ввозе импортозамещаемой  продукции по всем каналам реализации.

 

      1. Охрана и укрепление здоровья людей

 

Забота о человеке занимает центральное место в усилиях  по обеспечению устойчивого развития, предоставлению населению страны возможности  укрепить здоровье и благосостояние.

Медико-демографические  процессы в последние годы близки к стабилизации, однако достигнутый  уровень этой стабилизации не может  быть признан приемлемым для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. В частности, сохраняется на относительно низком уровне ожидаемая продолжительность жизни при рождении, высокая смертность, в условиях меняющейся возрастной структуры населения отмечается постепенное нарастание хронической патологии.

В связи с этим в рамках модели устойчивого развития в области  охраны и укрепления здоровья людей  должны выступать следующие требования:

· создание условий для  здоровой, продолжительной жизни  человека и ее активного периода;

· обеспечение достойного уровня жизни населения;

· осуществление мер, ограничивающих возможности возникновения новых  заболеваний и обеспечивающих снижение заболеваемости;

· улучшение качества среды  обитания людей.

Таким образом, целью устойчивого развития на период 2011-2020годы является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Неопределенность влияния  внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе  определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора для НСУР-2020 наилучшего (целевого) варианта, параметры которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям  и задачам, основным принципам и  критериям устойчивого развития страны, в социальной, экономической  и экологической сферах деятельности. [20]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного  материала можно сделать следующие  выводы:

1. В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению с многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.

В рамках выбранной страной  социально ориентированной рыночной модели отношений правительство  стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение  демографической ситуации с целью  расширенного воспроизводства населения  страны; достижение ощутимого улучшения  материального положения и условий  жизни населения; обеспечение конституционных  прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.

2. В настоящее время социальная защита населения стала важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства и представлена совокупностью решений, принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) и направленных на повышение уровня жизни членов общества (объектов социальной политики), а также мероприятий, способствующих практическому осуществлению этих решений.

Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса  экономически и социально слабых граждан с соблюдением принципа равноправия. Важнейшим приоритетом  системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются  и используются специальные денежные фонды.

3. Социальные гарантии – это комплекс социально–экономических и правовых условий, обеспечивающих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.

Главной формой установления социальных гарантий служат государственные  минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые  и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный  уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и  социальных услугах.

4. Произведённый в экономике совокупный доход распределяется в соответствии с вкладом в его создание всех факторов производства. Результатом этого первичного распределения являются факторные доходы (заработная плата, прибыль, процент, рента), размеры, которых зависят от конкурентных условий. Доходы индивидов, не владеющих ни одним из факторов производства, служат результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов (пенсии, пособия, стипендии). Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.

5.На современном этапе  развития Республика Беларусь  прогрессивно и успешно осуществляет  политику регулирования доходов  населения и социальной защиты  в условиях перехода к социально  ориентированной рыночной экономике.  И в перспективе целями государства  остаётся повышение уровня жизни  населения, эффективное регулирование  доходов, обеспечение социальных  гарантий, защиты и помощи населению. 

Всё это приводит к повышению  статуса Республики Беларусь на мировой  арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Макроэкономика: учеб.пособие /А.В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. 415с.
  2. Макроэкономика: учеб.пособие для экономических специальностей ВУЗов /под ред. М.И. Плотницкого. М.: Новое издание, 2002. 461с.
  3. Мэнкью Г. Макроэкономика. М.: МГУ, 2003
  4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. 4-е изд. /под                                                                                             общ.ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, 2002. 447с.
  5. Тарасевич Л.С. [и др.]. Макроэкономика: учебник /под общ.ред. Л.С. Тарасевича. М.: Юрайт, 2003. 652с.
  6. Савинов А.Н. Организация органов социального обеспечения: ученик. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2003. 388с.
  7. Силищев А.С. макроэкономика. 3-е изд. -  Питер, 2005
  8. Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономических систем. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2000
  9. Социальная работа: теория и практика: учеб.пособие. /под ред. А.С. Соврина – М.: ИНФРА-М, 2002. 546с.
  10. Курс экономической теории: учеб.пособие. /под ред. А.В. Сидоровича – М.: «Дело и сервис», 2006
  11. Соснов А. Г. Независимые исследования и социально-трудовые отношения. М.: ИНФРА-М, 2002
  12. Закон РБ «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», 1992
  13. Алесин А. Последствия мирового финансового кризиса в Беларуси и как с ним будем бороться /А. Алесин// Директор. – 2009.-№1 с.25-27
  14. Основные направления социально-экономического развития РБ на период до 2010 года. Мн.: Мисанта, 2002. 111с.
  15. Программа социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы
  16. Указ Президента РБ от 19 февраля 2009 года №100 «О строительстве жилья гражданам, стоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий»
  17. Декрет Президента РБ от 23 января 2009 г. №2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики»
  18. Постановление Совета Министров от 28 января 2009г. №103 «О снятии ограничений по включению тарифной части заработной платы по производству и реализации продукции, товаров и услуг»
  19. Закон РБ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития», 2004
  20. Национальная стратегия устойчивого развития РБ на период до 2020 года.

 

 

Приложение

Основные показатели социально-экономического развития  
Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы

(в сопоставимых  ценах, в процентах к предыдущему  году)

 

Показатели

Годы 

2010 год 

в процентах

к 2005 году

2006

2010

Валовой внутренний продукт*

107 – 108,5

108,5 – 110

146 – 155

Продукция промышленности*

106,5 – 108

108 – 109,5

143 – 151

Продукция сельского хозяйства

106 – 108

106,5 – 108

134 – 145

Инвестиции в основной капитал

113 – 114

111 – 112

165 – 175

Производство потребительских  товаров 

108 – 109

109 – 110

150 – 157

в том числе:

     

продовольственных

108,5 – 109,5

109 – 110

151 – 158

непродовольственных

107,5 – 108,5

109 – 110

150 – 157

Объем внешней торговли товарами и  услугами** – всего 

108,3 – 109,3

109,8 – 110,8

153 – 160

в том числе:

     

экспорта 

108,5 – 109,5

110 – 111

155 – 162

импорта

108 – 109

109,5 – 110,5

151 – 158

Реальные денежные доходы населения

107 – 108,5

109,5 – 110,5

149 – 156

Реальная заработная плата

108 – 109

109,5 – 110

152 – 158

Розничный товарооборот

109 – 110,5

110 – 111

157 – 165

Платные услуги населению

108-109

110 – 111

154 – 161

Снижение энергоемкости  
валового внутреннего продукта

(-6) – -(-7)

(-5,5) – (-7)

(-26) – (-30,4)

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв.метров

3,7 – 4,2

4,5 – 5

118 – 132

Дефицит республиканского бюджета, процентов  к ВВП

-1,5

-1,5

 

Информация о работе Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике