Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа
Цели и задачи работы:
• проанализировать и изучить каким образом осуществляется политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике;
• выяснить с помощью, каких механизмов и систем государство добивается устойчивого социально-экономического развития;
• узнать как же будет осуществляться устойчивое развитие Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике в перспективе.
Более наглядно оценить степень
неравномерности распределения
доходов между домашними
Рис. 1. Кривая Лоренца
Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения – 15 % до ходов, то кривая Лоренца совпала бы с прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45о.
Чем больше кривая Лоренца отклоняется от прямой абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, сплошная кривая характеризует неравномерность распределения доходов.
Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джинни, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джинни. Если коэффициент равен нулю, то кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джинни никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, привышающее 0,4, отражает высокую степень расслоения общества.
В современном мире наименьшая дифференциация доходов наблюдается в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джинни равен 0,258. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.[5]
Под системой социальной защиты
населения в настоящее время
понимается совокупность законодательно
установленных экономических, социальных,
юридических гарантий и прав социальных
институтов и учреждений, обеспечивающих
их реализацию и создающих условия
для поддержания
Социальная защита населения – это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.[6]
Назначение системы социальной
защиты населения состоит в том,
чтобы с помощью нормативно-
Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной защиты прав и свобод человека.[7]
Система социальной защиты
населения выполняет функцию
поддержания реального
Составным элементом социальным защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или в натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняет функцию помощи по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.[8]
Важнейшей составной частью
социальной защиты населения является
институт органов социальной работы.
Цель их деятельности - проведение политики
государства, направленной на установление
устойчивых и упорядоченных связей
между различными уровнями организационной
системы, призванной формировать социальные
отношения в обществе, обеспечивать
граждан потенциальными жизненными
благами для удовлетворения их потребностей,
развивать экономическую
Субъекты управления – это органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей. Основные уровни органов социальной работы: республика, регион, трудовой коллектив, негосударственные (благотворительные) общественные организации. Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.[9]
Основные функции органов
социальной защиты населения на федеральном
уровне: организация пенсионного
обслуживания и обеспечение пособиями;
социальное обслуживание; медико-социальная
экспертиза, реабилитация инвалидов
и оказание протезно-ортопедической
помощи; социальная помощь семье и
детям; подготовка законодательства по
социальной защите населения; внешнеэкономическое
и международное
Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:
Методы социальной защиты должны строиться на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения.
Важнейшим среди социальных
нормативов является минимальный потребительски
бюджет. Он представляет собой систему
социальных нормативов, выражающих сложившиеся
в обществе представления о минимальном
общественно необходимом уровне
потребления, обеспечивающем удовлетворение
наиболее насущных потребностей. Его
общий объем соответствует
Социальные гарантии – это комплекс социально–экономических и правовых условий, обеспечивающих право членов общества в производстве, распределении, потреблении.
Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.
Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.
Как уже упоминалось выше, одной из важнейших форм государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет – МПБ. Минимальный потребительский бюджет – это та граница доходов, ниже которой уже не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни человека.[11]
Порядок формирования, а
также направления
Минимальные потребительские
бюджеты разрабатываются
Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйствования должны играть социальные гарантии основных прав человека в сфере труда. Экономика требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций.