Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание

Цели и задачи работы:
• проанализировать и изучить каким образом осуществляется политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике;
• выяснить с помощью, каких механизмов и систем государство добивается устойчивого социально-экономического развития;
• узнать как же будет осуществляться устойчивое развитие Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике в перспективе.

Работа состоит из  1 файл

Введение курсача.docx

— 92.74 Кб (Скачать документ)

 

Реформы в системе охраны труда должны быть основаны на повышении  ответственности работодателей  за улучшение условий и охраны труда. Должен быть предусмотрен поэтапный  переход от системы льгот и  компенсаций работникам за неблагоприятные  условия труда к системе, способствующей достижению высокого уровня безопасности труда. Внедряемый при этом экономический  механизм будет выполнять две  функции: наказания работодателя за необеспечение нормативного состояния  условий и охраны труда и поощрения  его при существенном улучшении  этих показателей.

 

Система социальных гарантий, кроме названных выше форм, включает в себя также социальные гарантии равного доступа к государственной  бесплатной системе образования, к  социальным и культурным благам данного  общества, к рынкам товаров и услуг, к средствам экологической безопасности.[8]

Таким образом, государство  различными способами помогает своему обществу повысить уровень их жизни, а, следовательно, и повышает статус страны на международной арене.

 

    1.  Развитие политики регулирования доходов населения, социальной защиты и гарантий в условиях Мирового финансово-экономического кризиса

 

Несмотря на негативные влияния  последствий мирового финансово-экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной  работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного  роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения.

  

Глобальный  финансовый кризис надвинулся на Беларусь. Проблемы финансового сектора экономики  становятся проблемами людей, далеких  от мировых событий. В обменных пунктах  наблюдается дефицит валюты. Нет  сбыта, сокращается потребность  в рабочей силе, соответственно сокращаются  поступления в бюджет и доходы населения.

   

Правительство Беларуси готовит резервы для  смягчения последствий финансового  кризиса. Главным источником финансирования дефицита бюджета определены внешние  ресурсы. Отрицательное сальдо баланса  внешней торговли растет. Ожидается  падение покупательской способности  белорусского рубля. Впрочем, в бюджете  Беларуси есть резерв финансовой стабилизации. Расходы на социальную политику в  консолидированном бюджете определены в сумме 14,9 трлн. бел. руб. Часть этих средств предназначена для дотаций  жилищно-коммунальному хозяйству. Проводится поддержка курса белорусского рубля.

   

В условиях глобализации и  открытости экономики Беларусь несет  немалый ущерб от мирового кризиса, но у правительства республики есть широкие возможности по минимизации  его последствий.

    

Из вышеизложенного следует, что  принятые государством в 2009 году меры способствовали существенному смягчению воздействия негативных последствий мирового экономического кризиса на уровень и качество жизни населения, позволив исключить массовую безработицу, поддержать доходы населения, обеспечить предоставление всего спектра социальных услуг.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И СИСТЕМА  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА  К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

    1. Механизм регулирования доходов населения и система социальной защиты Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

 

Стратегические   цели   и  тактические   задачи   Правительства определены  третьим  Всебелорусским народным  собранием,  одобрившим Основные   положения  Программы  социально-экономического   развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

    

Главная   цель  социально-экономического  развития   Республики Беларусь  на 2006-2010 годы - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики,

создания   государства,  удобного  для  людей.  Она  предусматривает переход к новому этапу развития белорусского государства и общества, перевод    экономики   на   социально   ориентированный   устойчивый инновационный  путь развития на принципах белорусской  экономической модели.

    

Достижение этой цели – реализация Программы социально- экономического  развития Республики Беларусь  на  2006-2010  годы.  На  ее   решение направлена   представляемая  в  Национальное   собрание   Республики Беларусь  Программа деятельности Правительства Республики  Беларусь. Она содержит основные направления работы Правительства и меры по  их реализации.

   

В  качестве  приоритетного  комплексного направления  социальной политики  на  перспективу  была выдвинута задача  формирования  человека нового постиндустриального общества, физически  здорового, образованного  и профессионально подготовленного к использованию новейших  технологий, 

духовно развитого и  социально  активного,  с рациональными запросами к потреблению благ и услуг. На решение  этой задачи была  направлена  деятельность Правительства.  Этому была подчинена  работа  всего социального комплекса, включая обеспечение жильем,    продовольствием,   социальными   услугами,   формирование благоприятной  среды обитания – всего того, что необходимо для всестороннего гармоничного развития человека.[14]

 

 

      1. Повышение доходов населения

 

    Не маловажным  в политике государства является  повышение доходов населения  и оплаты труда. Была поставлена цель  -  обеспечение роста реальных денежных  доходов населения на  49-56 %, реальной заработной платы на  52-58 %.

   

Повышение    реальных   денежных   доходов   населения  осуществляться   путем  создания  условий  для   усиления   трудовой мотивации   работников,   содействия  развитию   предпринимательской деятельности,  повышения размеров социальных выплат. Важной  задачей станет  обеспечение существенного роста доходов сельского  населения на основе повышения размеров оплаты их труда.

    

Важнейшим направлением является снижение уровня малообеспеченности на основе роста доходов населения, повышения всех видов  гарантированных  минимальных  доходов.  Ставится  задача   за пятилетие  сократить  уровень  малообеспеченности в два раза  по сравнению с предыдущим периодом.

    

Главная   задача   -  довести  заработную  плату   до   уровня, адекватного  современным требованиям воспроизводства  рабочей  силы. Среднемесячная  заработная плата к концу 2010 года должна  составить не  менее  500  долларов США в эквиваленте, в том числе  в  сельском хозяйстве - 320-360 долларов.

    

Основными  направлениями  политики в области  повышения  оплаты труда являются сбалансированное с ростом экономики увеличение уровня оплаты   труда;  создание  действенного  механизма  государственного регулирования заработной платы, приоритетный ее рост  в  отраслях  и организациях с низким уровнем оплаты труда.

    

Политика   оплаты   труда   основываться   на   сочетании государственных,   рыночных   и  коллективно-договорных   механизмов регулирования  заработной платы при первостепенном  расширении  прав самих  субъектов  хозяйствования и использовании в реальном  секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования.

   

Учитывая замедление темпов роста заработной платы, Совет Министров  постановил осуществлять повышение  тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2009 году поэтапно: с 1 января и с 1 мая 2009 г.

   

С 1 января нынешнего года тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличены в среднем на 14,8%. По предварительным расчетам, уровень  возмещения за 2009 год прогнозируемых затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза составит около 29% (при задании 32%).[15]

 

Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. № 100 расширены  возможности для строительства  жилья гражданами, состоящими на учете  нуждающихся в улучшении жилищных условий и ранее не имевшими права  на льготное кредитование. Организации  застройщиков будут формироваться  из числа состоящих на учете нуждающихся  в улучшении жилищных условий  в порядке очередности, без учета  их права на государственную поддержку (льготные кредиты).

   

При этом смягчен критерий для получения льготного жилищного  кредита: если раньше среднедушевой  доход не должен был превышать  двух минимальных потребительских  бюджетов, то сейчас – трех (не более 1 089 тыс. руб.).[16]

   

Начата работа по реализации плана совместных действий с Россией  по минимизации последствий финансового  кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий  ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.

   

Очевидно, что стабилизации экономической ситуации в республике как основы поддержания доходов населения будет способствовать либерализация условий хозяйственной деятельности, включая либерализацию политики оплаты труда. Целью данной меры является, прежде всего, снятие ограничений для поощрения работников и специалистов за эффективную работу.

  

Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» устанавливается единый норматив отнесения  на себестоимость стимулирующих  выплат работникам организаций независимо от формы собственности в пределах 80% тарифной части заработной платы  по организации в целом.

  

Организации, которые по итогам предыдущего года выполнили  установленные задания по уровню рентабельности реализованной продукции, смогли включить в себестоимость все 100% стимулирующих выплат. При этом наниматель может самостоятельно определять приоритетность видов стимулирующих выплат высококвалифицированным специалистам, внесшим наибольший вклад в выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.[17]

  

Постановлением Совета Министров  от 28 января 2009 г. № 103 сняты ограничения  по включению тарифной части заработной платы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Вся тарифная часть зарплаты включается в затраты, исходя из тарифной ставки, действующей в данной организации.

   

Дальнейший рост оплаты труда  будет обеспечиваться результативностью  работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан на повышении эффективности, выпуске  конкурентоспособной инновационной  продукции, поиске выгодных партнерских  связей, удержании традиционных и  завоевании новых рынков сбыта. Таким  образом, необходимым условием дальнейшего  роста заработной платы является проявление инициативы и предприимчивости на предприятиях. [18]

   

      1. Область социальной политики

 

В области социальной политики (в частности, политики доходов населения) основными задачами на сегодняшний  день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.

    

Совершенствование пенсионной системы была направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.

    

Для улучшения  демографической ситуации предусматриваются мероприятия по обеспечению охраны материнства и детства, повышению рождаемости и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе.

   

Это потребует  разработки механизма стимулирования рождаемости на основе совершенствования  системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной  поддержки молодых семей в  решении жилищных и других социальных проблем и т.д. Будет ужесточена ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.

   

Развитие  системы образования предусматривает приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий. 

   

Ее основными направлениями стали:

  • развитие новых форм дошкольного образования, повышение качества образования, и прежде всего на селе;
  • расширение использования технологий обучения, сберегающих здоровье учащихся;
  • создание эффективных механизмов взаимодействия систем профессионального образования с организациями – заказчиками кадров, укрепление связи высшего образования  с фундаментальной и прикладной наукой.

Информация о работе Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике