Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание

Цели и задачи работы:
• проанализировать и изучить каким образом осуществляется политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике;
• выяснить с помощью, каких механизмов и систем государство добивается устойчивого социально-экономического развития;
• узнать как же будет осуществляться устойчивое развитие Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике в перспективе.

Работа состоит из  1 файл

Введение курсача.docx

— 92.74 Кб (Скачать документ)

 

Была проведена целенаправленная работа по обновлению структуры и содержания образования, учебных программ, систем научно-методического обеспечения во всех его звеньях, материально-технической и учебной базы, внедрению новых информационных образовательных технологий и компьютеризации. Предусматривается обеспечение широкого выбора образовательных программ и услуг, повышение их качества и конкурентоспособности.

   

В стране будет проводиться дальнейшая работа по приведению объемов и квалификационной структуры подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием в соответствие с требованиями национальной экономики.

   

В области  здравоохранения предусматривается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе:

  • внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров;
  • реструктуризации системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую, развития медико-социальной помощи и общей врачебной практики;
  • совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;
  • расширения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирования комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;
  • совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.

Планируется разработать и внедрить систему  стандартов для медицинских информационных систем, передовые медицинские технологии, в том числе телемедицину, с  широкой компьютеризацией медицинских  организаций, созданием в них  локальных вычислительных систем, введением  в действие электронных версий медицинских  карт пациентов.

   

Целью государственной политики развития  национальной культуры является сохранение историко-культурного наследия, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей, что значительно повысит роль личности как главной движущей силы нового постиндустриального общества.

   

Для достижения этой цели предусматриваются:

  • обеспечение доступности культурных ценностей и услуг, оказываемых в этой сфере всем слоям населения, повышение уровня и качества таких услуг, увеличение их объемов для жителей села с целью приближения к уровню обслуживания городского населения, улучшение культурного обслуживания отдаленных сел;
  • реализация программы реставрации, реконструкции и сохранения приоритетных историко-культурных ценностей  белорусского народа, включение их в культурный и туристический оборот. Определение и восстановление в регионах страны наиболее значимых сельских исторических усадеб для использования в качестве объектов культурно-досуговой деятельности;
  • разработка и внедрение рациональной схемы размещения сельских учреждений культуры с учетом конкретной социально-демографической и экономической ситуации в сельских населенных пунктах и районах;
  • повышение конкурентоспособности профессиональных творческих коллективов и исполнителей на внутреннем и внешнем рынках;
  • обеспечение реализации кадровой политики по подготовке и переподготовке специалистов культуры и искусства на основе внедрения новых образовательных технологий;
  • создание при средних специальных учебных заведениях культуры и искусства в областных городах консультационных центров для оказания методической помощи и выявления на селе одаренных детей и талантливой молодежи.

 

Направлениями развития профессионального искусства  должны стать повышение его роли в эстетическом и моральном воспитании населения, переход к интенсивному развитию, повышение престижа работников творческих профессий.

 

В сфере физической культуры, спорта и туризма предусматриваются:

  • совершенствование системы массового физкультурно-оздоровительного движения в стране и привлечение наибольшего количества населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
  • повышение уровня физического воспитания населения;
  • улучшение условий для занятия физической культурой и спортом различных категорий и слоев населения, повышение качества физкультурно-оздоровительных услуг и их доступности;
  • формирование эффективной системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса, обеспечение достойного выступления сборных команд Республики Беларусь на международных соревнованиях.

 

Особое  внимание уделено физическому воспитанию детей и учащейся молодежи. Для этого развиваются подростковые спортивные клубы, центры физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, также создаются группы, секции, кружки по спортивным интересам в учреждениях образования.

   

Для развития туризма в Беларуси было предусмотрено создание конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных туристов в разнообразных и качественных услугах, развитие смежных отраслей экономики. В качестве первоочередных были приняты следующие меры:

  • повышение эффективности использования имеющихся туристских территорий, объектов культурно-исторического и природного наследия;
  • создание современной туристической индустрии, обеспечивающей растущий спрос на туристско-экскурсионные услуги, их качество и доступность;
  • активизация региональной туристической политики, формирование центров и зон туризма, освоение новых туристских районов, развитие интеграционных систем, учитывающих интересы всех участников туристического рынка;
  • создание благоприятных условий для продвижения туристского продукта на международные рынки.

Приоритетным  стал въездной туризм. Получили дальнейшее развитие познавательный, транзитный, трансграничный, деловой, агроэкотуризм, рекреационный, оздоровительный и другие виды туризма.

 

Следовательно, результатами реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы стали:

  • устойчивое инновационное развитие национальной экономики;
  • всестороннее гармоничное развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов, качественного совершенствования системы образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищного строительства и других;
  • улучшение демографической ситуации в стране, повышение уровня рождаемости, увеличение продолжительности жизни;
  • значительное повышение уровня и качества жизни сельского населения, расширение строительства жилья и объектов социально-культурной сферы;
  • повышение уровня комплексности социально-экономического развития областей, районов и городов. [ приложение ]

   

Каждый  житель нашей страны  ощутит реальную заботу и сможет убедиться, что живет в социально справедливом государстве.[15]

 

 

    1. Перспективы развития социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь

 

На сегодняшний день уже  разработана и утверждена Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020), которая разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». [19]

Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

 НСУР-2020 призвана учесть  изменения, произошедшие в стране  и мире за последние годы, а  также важнейшие программные  документы, принятые в Республике  Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия  Организации Объединенных Наций,  принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию  и План выполнения решений  Всемирной встречи на высшем  уровне по устойчивому развитию  в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.

 

      1. Социальный аспект стратегии устойчивого развития

Социальный аспект стратегии  устойчивого развития основывается на принципах единства и взаимосвязи  социальной сферы, экономики и окружающей среды. При этом важно обеспечить ведущую роль социальной политики в  системе управления обществом, определить важнейшие направления и методы ее реализации, выделить приоритеты, исходя из задач устойчивого развития.

 

В социальной сфере основной целью является достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни  населения, увеличение средней продолжительности  жизни населения, улучшение среды  обитания человека, развитие его социальной активности, планирование семьи, рационализация масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья; социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения. При этом предполагается формирование и выработка у населения сознательного отношения к биосфере, как фундаменту жизни, соблюдение законов ее развития, а также вытекающих из них ограничений и запретов. Речь идет о формировании модели эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.

Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития до 2020 г. и предметом особого внимания (приоритетами) с учетом принятого  Плана выполнения решений Всемирной  встречи на высшем уровне по устойчивому  развитию в Йоханнесбурге являются:

  • повышение уровня и качества жизни населения;
  • борьба с бедностью;
  • изменение структуры потребления и производства;
  • охрана и укрепление здоровья;
  • улучшение демографической ситуации;
  • противодействие криминализации жизни общества.

Уровень и качество жизни  населения. Предполагается предоставление каждому трудоспособному гражданину реальной возможности за счет напряженного, квалифицированного и инициативного  труда обеспечить достойный, в меру сложившихся социальных стандартов, уровень и качество жизни населения. Это будет достигаться за счет последовательного осуществления  равных прав доступа граждан к  орудиям и средствам труда, природным  ресурсам, к образованию и рынку  труда, также за счет обеспечения  безопасности труда, возможности рационального  использования свободного времени, благодаря чему формируется благоприятная  среда обитания и жизнедеятельности  для улучшения здоровья и физического  развития граждан.

Политика государства, направленная на повышение уровня и качества жизни  населения, должна в перспективе  обеспечить наличие таких доходов  у каждого члена общества, которых  должно быть достаточно для удовлетворения основных потребностей прежде всего  за счет собственного труда при создании равных возможностей для приложения сил каждому человеку в любой  сфере деятельности. А в случае отсутствия такой возможности –  за счет государственной социальной поддержки, сконцентрировав социальную помощь тем, кто находится в неблагоприятных  условиях и в ней действительно  нуждается. Это должно послужить  социально и экономически обоснованному  перераспределению ответственности  за личное благосостояние, перенеся ее с государства на человека и его  семью.

Для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев и групп  населения необходимо:

· создание условий для  общего роста денежных доходов населения, повышения их реального содержания;

· поэтапное приближение  государственных минимальных социально-трудовых гарантий к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе –  к минимальному потребительскому бюджету;

· совершенствование структуры  доходов населения, повышение роли оплаты труда как важнейшего стимула  трудовой активности работников и основного  источника денежных доходов населения;

· совершенствование механизмов распределения доходов через  систему налогообложения, социального  страхования;

· снижение уровня малообеспеченности населения;

· повышение уровня социальной защищенности нетрудоспособных граждан.

 

Потребуются дальнейшие преобразования в системе социальной защиты населения: адаптация ее к современным условиям, приближение ее к идеалам и  целям, провозглашенных в международных  декларациях и нормах.

Бедность как социально-экономическое  явление присуща любому обществу и представляет собой многогранную проблему. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение масштабов бедности.

Приоритетной задачей  преодоления бедности является создание условий для активного формирования и накопления человеческого капитала, усиления мотивации труда; недопущение  неоправданной дифференциации доходов. Средний слой населения в долгосрочной перспективе в процентном отношении  должен вытеснить слой бедных и при  правильном государственном регулировании  составить 70–75% от всего населения  страны. Для сокращения бедности и  повышения эффективности труда  потребуются глубокие преобразования в социальной и экономической  сферах.

 

      1. Совершенствование структур потребления и производства

 

Как показывает опыт промышленно развитых стран, высокий уровень потребления достигается дорогой ценой – интенсивной эксплуатацией природных ресурсов и нарушением экологического равновесия, нерациональным использованием производственного и человеческого потенциалов. И если все страны мира приблизятся к стандартам потребления развитых стран на существующей технологической основе, то это может привести к глобальной катастрофе. Назрела необходимость перехода к новому содержанию экономического роста, новой постиндустриальной цивилизации, причем эволюционным, а не революционным путем.

Информация о работе Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике