Понятие и сущность государственного сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является государственный сектор, а предметом - изменения структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть подходы к определению и структуру государственного сектора.
2. Определить экономические функции государства.
3. Определить специфику государственного сектора в РФ.
4.Определить основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.

Содержание

Введение стр. 2
1. Понятие и сущность государственного сектора экономики стр. 4
1.1. Подходы к определению госсектора и его структура стр. 4
1.2. Экономические функции государства стр. 6
1.3. Методы государственного регулирования госсектора стр. 14
2. Состояние государственного сектора в РФ стр. 18
2.1. Специфика государственного сектора в РФ стр. 18
2.2. Государственно-частное партнерство
Заключение стр. 32
Список использованной литературы стр. 34

Работа состоит из  1 файл

Курс.р.по рег.экон..docx

— 62.59 Кб (Скачать документ)
 

Оглавление 

 
Введение                                                                                                             стр.   2 
1. Понятие и сущность государственного сектора экономики                      стр.   4 
1.1. Подходы к определению госсектора и его структура                             стр.   4 
1.2. Экономические функции государства                                                      стр.   6 
1.3. Методы государственного регулирования госсектора                            стр. 14 
2. Состояние государственного сектора в РФ                                                 стр. 18 
2.1. Специфика государственного сектора в РФ                                             стр. 18 
2.2. Государственно-частное партнерство                                                       стр. 24 
Заключение                                                                                                         стр. 32 
Список использованной литературы                                                                стр. 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Государственный сектор возник с первых дней существования  государственности. Уже с момента  зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства  государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое  не осуществляло бы налогово-бюджетную  политику, регулирование социальных и экономических процессов в  обществе.

     На  сегодняшний момент острой проблемой  нашего государства является его  роль в экономической системе. Эта  проблема определяет необходимость  изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в  России. Актуальность темы подчеркивают современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В некоторой  мере это связано с мировым  финансовым кризисом и неспособностью частного капитала удовлетворить потребности  жителей. Наблюдаемая сегодня централизация  государственной власти находит  свое проявление в поведении госкорпораций, монополизирующие основные сферы экономики  страны. Многие инструменты экономической  политики российского государства  находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений  и повышением уровня их зрелости, с  более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма  будет претерпевать изменения и  государственное регулирование  экономики.

     Сегодня справедливо подчеркивается необходимость  совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась  в чрезвычайных обстоятельствах  ломки отживших экономических и  социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышли  на новую стадию их решения.

     Объектом  данного исследования является государственный  сектор, а предметом - изменения структуры  и объема государственного сектора  экономики, а также основные направления  его функционирования.

     В соответствии с поставленной целью  необходимо решение следующих задач: 
1. Рассмотреть подходы к определению и структуру государственного сектора. 
2. Определить экономические функции государства.

3. Определить специфику государственного сектора в РФ.

4.Определить основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.

     Поставленные  цель и задачи предопределили следующую  структуру работы. В первой главе  рассматриваются основные теоретические  положения государственного сектора, а также определяются экономические  функции государства. Во второй главе  определяется специфика государственного сектора в РФ, а также определяется основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и сущность  государственного  сектора экономики

      
1.1. Подходы к определению госсектора и его структура
 

     Современная действительность дает немало поводов  для анализа места и роли государства  в экономике. Рыночная экономика  и экономические функции государства  неразрывно связаны между собой. Принцип свободной конкуренции  нельзя понимать абсолютно, т.е. как  полное разгосударствление экономики, полное освобождение последней от государственной  организации. Данный принцип говорит  не о полной деэтатизации экономики, а об особой хозяйственной государственности, позволяющей существовать конкуренции  и рынку и обеспечивающей их инфраструктуры. Действительно, есть мало оснований  считать, что рынок мог бы функционировать  в ситуации предполагающей негосударственную  экономику. Лишь описание такого общественного  строя, и, вероятно, весьма реалистичное описание, должно резюмироваться словом хаос [12].

     Поэтому основной функцией государства в  современной экономике становится обеспечение условий хозяйственной  деятельности для экономических  субъектов. Выполнение данной функции  реализуется посредством функционирования государства в следующих основных сферах: управление макроэкономическими  процессами; управление государственной  собственностью и непосредственная хозяйственная деятельность.

     В самом общем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности, выполняющая свои функции для достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных критериев может меняться.

     Некоторые авторы под понятием государственной  собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью  или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства в экономическую жизнь. В рамках данного подхода рассматривает расширенная трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке [11].

     Другие  авторы, понимают под государственной  собственностью все материальное и  нематериальное имущество, находящееся  в распоряжении государства, а под  государственным сектором совокупность государственных организаций и  учреждений, либо комплекс хозяйственных  объектов, целиком или частично принадлежащих  центральным и местным государственным  органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

     Из  проведенного анализа видно, что  хотя категории государственный  сектор и государственная собственность  являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны.

     Вместе  с тем в научных публикациях  встречается расширенная трактовка  госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной  и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система  финансов. В этом случае функции  государственного сектора в экономике  отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

     В современных условиях особо следует  обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые выступают в  современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить  роль данного ресурса в повышении  эффективности всей экономической  системы страны [21].

     Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное  множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции  в интересах достижения установленных  государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом  системы организации функционирования современной рыночной экономики  и управления ею.

     Итак, из всего выше перечисленного можно  сделать вывод о том государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, ФГУПы, госучреждения.

      
1.2. Экономические функции государства
 

     Экономические функции государства интересовали исследователей, с давних времен. Великие  экономисты признавали необходимость  государственного вмешательство, определяли его границы и принципы.

     Адам  Смит выделял три задачи, которые, по его мнению, призвано решать государство. Во-первых, это защита от внешней угрозы, покушений со стороны зарубежных государств. Во-вторых, это охрана законных прав индивидов от посягательств со стороны других членов общества. В-третьих, А. Смит указывал, что существуют такие блага, частные вложения, производство которых не способны окупаться, и поэтому производство таких благ должно брать на себя государство.

     В первой половине XX в. наиболее заметное продвижение имело место в  теории государственных финансов, на базе которой впоследствии выросла  экономика государственного сектора  в своем нынешнем виде. Во-первых, следует указать на теорию налогов, вехами развития которой явились, в  частности, концепции А. Пигу, увязывавшего налоги с экстерналиями, и Ф. Рамсея, заложившего основы теории оптимального налогообложения. Во-вторых, кейнсианская революция дала мощный импульс изучению макроэкономической роли государства [20].

     Теория  государственного сектора с одной  стороны, исследует внутреннюю логику и фактические образцы экономического поведения государства и реагирующих  на это поведение звеньев хозяйства, а с другой - обосновываются эффективные  решения, которые целесообразно  принимать во внимание при разработке экономической политики государства.

     Изучая  экономику государственного сектора, её границы, необходимо сконцентрировать внимание на экономических функциях государства, которые реализуются  с помощью ресурсов, сосредоточенных  в этом секторе.

     Стоит заметить, что все экономические  функции государства реализуются  через главную особенность государства - способность к узаконенному принуждению (иными словами, власть, право налагать обязательства). Так, государство обязывает  участников сделок выполнять принимаемые  на себя обязательства. Гарантии соблюдения условий сделки - частный случай выполнения государством функций по обеспечению прав собственности. Если права собственности четко не определены и не защищены принуждающей силой государства, регулярная экономическая  деятельность невозможна.

     Государство представляет собой форму организации  принуждения. Принуждение - это прежде всего ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным, в принципе, приносить выгоды тем или иным индивидам [16].

     Использование принуждения оправданно, только когда  отказ от одних возможностей открывает  доступ к другим, более значимым с точки зрения индивидуального или общественного благосостояния. Если принуждение необходимо, то его следует минимизировать, во-первых, обеспечивая его недоступность для всех, кроме законных носителей государственной власти, и, во-вторых, отсекая лишь те возможности, которые непосредственно признаются неприемлемыми.

     Переходя  к функциям государства, стоит начать с нейтрализацией провалов рынка.

     Провал (несовершенство, изъян) рынка - это  такая экономическая ситуация, в  которой рациональное поведение  людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижения Парето-эффективной  аллокации ресурсов [20].

     Традиционная  классификация провалов рынка включает монополию (а также монопсонию), недостаток и асимметрию информации, а также внешние эффекты (экстерналии). Рассмотрим подробней их особенности.

Информация о работе Понятие и сущность государственного сектора экономики