Понятие и сущность государственного сектора экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является государственный сектор, а предметом - изменения структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть подходы к определению и структуру государственного сектора.
2. Определить экономические функции государства.
3. Определить специфику государственного сектора в РФ.
4.Определить основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.

Содержание

Введение стр. 2
1. Понятие и сущность государственного сектора экономики стр. 4
1.1. Подходы к определению госсектора и его структура стр. 4
1.2. Экономические функции государства стр. 6
1.3. Методы государственного регулирования госсектора стр. 14
2. Состояние государственного сектора в РФ стр. 18
2.1. Специфика государственного сектора в РФ стр. 18
2.2. Государственно-частное партнерство
Заключение стр. 32
Список использованной литературы стр. 34

Работа состоит из  1 файл

Курс.р.по рег.экон..docx

— 62.59 Кб (Скачать документ)

       Из всего выше перечисленного  следует, что практически весь  объем госсектора не входит  в интересы частного сектора  на данном этапе развития. По  мере развития рыночных отношений,  роста благосостояния граждан,  интеграции в мировое экономическое  пространство, развития партнерских  и корпоративных отношений, развития  технологий - появляется возможность  вовлечения госсектора в те  сферы, где ранее действовал  только госсектор. 

     Таким образом государство делегирует часть своих полномочий окрепшему  и надежному частному сектору.

     Приватизация  госимущества означает его передачу в частные руки. В результате приватизации часть госимущества переходит в  собственность отдельных немногочисленных людей. Приватизация направлена на максимальный финансовый результат, доходы от приватизации направляются в бюджет.

     Инвестирование. Государство способно осуществлять инвестирование в те или иные сферы, тем самым стимулируя производителей на создание доступной и востребованной продукции. Тем самым удовлетворяя потребности потребителей. Благодаря госинвестициям происходит обновление материально-технической базы, реструктуризация задолженностей, изменяется объем и структура производства, сохранение ведущих специалистов. Нередко инвестирование принимает формы государственной поддержки предприятий, целью которой является реструктуризация компании, недопущение остановки предприятия, роспуска персонала.

     Предоставление  государством кредитов, поручительств, гарантий.

     К косвенным методам регулирования госсектора относится:

     Налоговое регулирование. Способствует регулированию отчислений в бюджет. Стимулирует перелив капитала в сферы с более низким налогообложением. 
 
Стимулирование спроса. Способствует увеличению спроса при его спаде. Например, увеличение доходов физических лиц увеличивает спрос на те или иные товары и услуги, стимулирование производство которых необходимо в конкретный момент. Также как элемент стимулирование спроса выступает государственное кредитование. Государство, изменяя учетную процентную ставку и норму обязательных резервов, определяет доступность кредитов, как для предприятий, так и для населения.

     Государственно-частное  партнерство (ГЧП). ГЧП - способ взаимодействия государства и частных компаний для решения социально-экономических задач и достижения целей, интересных обеим сторонам. Практика показывает, что капитальные и операционные затраты частного сектора при использовании механизмов ГЧП существенно меньше, чем при реализации проекта путем прямого выделения бюджетных средств. Повышается эффективность выполнения проектов ГЧП за счет разделения рисков между государством и частной компанией. Частный инвестор берет на себя риски, которыми он может управлять, к примеру риски превышения капитальных затрат, а государство - те, что находятся вне контроля частного сектора, например политические и законодательные. Принципы ГЧП применяются, прежде всего, по отношению к реализации инвестиционных проектов в капиталоемких отраслях национальной экономики, за развитие которых должно отвечать государство. Однако, суть ГЧП - гораздо шире, также как и многогранно само сотрудничество государства и бизнеса.

     В первой главе мы исследовали основные теоретические положения возникновения  и функционирования государственного сектора экономики. Обозначены основные подходы к определению понятия  госсектора российскими и зарубежными  учеными. Проведены параллели между  сходными, но не идентичными понятиями  госсектора и госсобственности. Обозначены основные границы функционирования госсектора через функции выполняемые  государством. Но на данном этапе развития российского общества существует ряд  проблем и ограничений, которые  накладывают свой отпечаток на возможности  реализации первостепенных и жизнеобеспечивающих  функций государства, тем самым  искажая структуру и границы  вмешательства государства в  экономику. В конце главы определены основные методы государственного регулирования  госсектора. Стоит заметить, что  эти методы приводятся в действие комплексно, поэтому сложно оценить значимость каждого. Однако на сегодняшний день все больше развиваются методы государственно-частного партнерства. Реализация ГЧП подробней будет рассмотрено во второй главе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Состояние государственного сектора в РФ

 
2.1. Специфика государственного сектора в РФ
 

     Последнее время резко увеличилось государственное  присутствие в экономике. Правда, привести конкретные цифр государственного участия, очень сложно ввиду объема и структуры госсектора. Ведь до сих пор не произведена инвентаризация госпредприятий, госимущества в стране и за рубежом. Статистика госсектора сводится поэтому к измерению  некоторых показателей, таких как: среднегодовая численность занятых  в экономике на государственных  и муниципальных предприятиях - 21796000 чел. (32,1% от общей численности занятых  в экономике), на предприятиях смешанной  формы собственности - 459100 чел. (6,7%); число государственных и муниципальных  предприятий - 413000 (8,6%), число предприятий  смешанной формы собственности - 215000 (4,3%); на государственных и смешанных  предприятиях добывается 16,8% полезных ископаемых от общего объема добычи, в  том числе 15,6% топливно-энергетических полезных ископаемых; в обрабатывающем производстве на долю государственных, муниципальных, смешанных предприятий  приходится 19% от общего объема производства, в том числе производство нефтепродуктов - 20%, обработка древесины 7%, химическое производство - 20%, металлургическое производство - 11%, производство машин и оборудования - 16%; производство и распределение  электроэнергии, газа и воды - 70,2% [44].

     Но  большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет  назад экономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и  ФГУПов, эта цифра составит не менее 50% ВВП. Также эксперты считают, что  в ближайшее время присутствие  государства в экономике будет  только увеличиваться.

     Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг.

     Рассмотрим  общие параметры государственного сектора:

- объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;

- в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;

- "Газпром", формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;

- доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП [30].

     Крупнейшие  государственные компании можно  разделить на несколько групп  предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности: инфраструктура - транспортная (РЖД, "Газпром", "Транснефть", "Транснефтепродукт", "Госкорпорация по организации воздушного движения"), коммуникационная ("Связьинвест", "Почта России", ФАПСИ,), энергетическая ("ЕЭС России", "Росэнергоатом", ТВЭЛ); добыча и экспорт сырья; "Роснефть", алмазная монополия "АЛРОСА", "Газпром", "Газпромнефть". По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России; 
оборонно-промышленный комплекс - "Росавиакосмос", судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения, это относится к таким госкорпорациям как Рособоронэкспорт, Ростехнологии; финансовый комплекс - государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ "Газпром", "СОГАЗ" и т.д.

     Информационный комплекс - включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг "Газпроммедиа", контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, "Известия", "Эхо Москвы" и др.), РАО "ЕЭС" (REN TV и др.), "Российская газета" и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств [29].

     В настоящее время происходит формирование новых государственных корпораций с использованием как ядра (по аналогии с "Газпромом") "Рособоронэкспорта". Экспортер вооружений ФГУП "Рособоронэкспорт" (РОЭ) продвинулся далеко за пределы ВПК. Он приобрел контрольный пакет акций "АвтоВАЗа", за $700 млн. выкупил 66% корпорации "ВСМПО-Ависма", единственного в России производителя титана. "Рособоронэкспорт" продолжал создание вертолетостроительного холдинга на базе своей дочерней компании "Оборонпром". "Оборонпром" купил Электромашиностроительный завод "ЛЕПСЕ". В декабре 2006 г. "Оборонпром" начал оформлять сделку по выкупу более 20% акций ОАО "Казанский вертолетный завод", после ее завершения "Оборонпром" получит контроль над одним из крупнейших вертолетных заводов России. Уже сейчас "Рособоронэкспорт" владеет несколькими десятками различных предприятий, а его представители входят в советы директоров всех значимых машиностроительных компаний, что означает РОЭ прекращать экспансию в промышленность не намерен [29].

     Значительное  укрупнение происходит также среди  компаний с государственным участием. Газпром, приобретя долю в "НоваТЭКе" стал контролирующим акционером в проекте "Сахалин-2". Крупнейшая нефтяная компания страны - "Роснефть" не только успешно консолидировала в рамках единой структуры свои многочисленные добывающие и перерабатывающие предприятия, став фактически полноценным концерном, но и смогла существенно расширить  свою ресурсную базу за счет покупки  в альянсе с китайскими инвесторами "Удмуртнефти" и приобретения более десятка новых лицензий на освоение месторождений в Красноярском крае и Иркутской области. В результате "Газпром" и "Роснефть" прочно заняли лидирующие позиции в рейтингах  ведущих нефтегазовых корпораций мира с многомиллиардной капитализацией [33].

     В 2007 году учреждено создание "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) с капитализацией почти 100 млрд. рублей, в которую вошли все отечественные разработчики и производители самолетов. Костяк нового авиагиганта составили знаменитые авиационные КБ и заводы, контролирующиеся государством, - АХК "Сухой", РСК "МиГ", "Туполев" и "Ильюшин", а также две лизинговые компании и внешнеторговое объединение "Авиаэкспорт". В сумме эти активы обеспечили федеральному центру 90,1% акций ОАК. Таким образом, новый авиагигант с момента своего образования стал монополией [29].

     Результаты  анализа инвестиционной активности в промышленности в самый разгар мирового финансового кризиса, таковы: примерно 40% всех заявленных инвестиционных проектов в промсекторе (общая сумма - 52 млрд. долларов) резко увеличили предполагаемые сроки выполнения. Это сигнал к остановке. Открыто о замораживании проекта мало кто заявит. На поддержку предприятий государство выделило огромные средства, прежде всего это касается финансовой сферы (на рефинансирование западных долгов Внешэкономбанку выделено порядка 50 млрд. долларов), также снижены налоговые ставки налога на прибыль, предоставлены льготы по НДПИ [34].

     Огромные  финансовые ресурсы выделяются не только в сфере ОПК и промышленности. В рамках различных целевых программ в области высоких технологий на 2008-2010 годы правительство выделит 600 млрд. рублей. Такие деньги на эти цели не выделялись никогда. Столь масштабные вложения обусловлены разработкой и внедрением новой концепции развития России до 2020. Один из важнейших пунктов концепции-2020 предусматривает переход от сырьевой экономики к инновационной. Для этого будут образованы пять-семь национальных исследовательских центров, а также будет поддержано формирование 10?15 исследовательских университетов [22].

     Анализирую  такое расширение объемов госсектора, при имеющихся рычагах управления, можно сказать о создании системы, похожей на южнокорейские корпорации-чеболи. Также можно использовать термин "венесуэлизация", поскольку Венесуэла  в свое время тоже национализировала  нефтяную промышленность и довела свой госсектор до 60%. Ряд экспертов  объясняет это попыткой создать  экономическую вертикаль власти [31].

     Наличие в госсекторе крупных государственных  компаний повышает управляемость национальной экономики. Государство по отношению  к субъектам госсектора может  применять меры прямого административного  регулирования в отличие от общих  мер макроэкономического регулирования, относящихся преимущественно к  косвенным методам.

     Ряд российских ученых считает, что государственный  сектор не просто должен существовать в стране в ограниченных размерах, но играть роль "локомотива" в  экономике: Управляя госсектором, государство  осуществляет бенчмаркинговую функцию, в частности, формирует образцы  управления и рыночного поведения  субъектов экономики. Эталонообразующая  функция государства должна быть реализована в первую очередь  на предприятиях госсектора. Это относится  и к качеству производимой в нем  продукции. Эффективное функционирование госсектора и его субъектов - одна из наиболее важных составляющих эффективной  деятельности государства в целом. Госсектор должен стать и ареной формирования и воспитания экономической  и политической элиты страны. Государственный  сектор должен служить источником и  местом апробации прогрессивных  организационно-экономических инноваций, распространяемых на другие сектора  экономики.

Информация о работе Понятие и сущность государственного сектора экономики