Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:26, курсовая работа
Объектом данного исследования является государственный сектор, а предметом - изменения структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть подходы к определению и структуру государственного сектора.
2. Определить экономические функции государства.
3. Определить специфику государственного сектора в РФ.
4.Определить основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.
Введение стр. 2
1. Понятие и сущность государственного сектора экономики стр. 4
1.1. Подходы к определению госсектора и его структура стр. 4
1.2. Экономические функции государства стр. 6
1.3. Методы государственного регулирования госсектора стр. 14
2. Состояние государственного сектора в РФ стр. 18
2.1. Специфика государственного сектора в РФ стр. 18
2.2. Государственно-частное партнерство
Заключение стр. 32
Список использованной литературы стр. 34
Из всего выше перечисленного
следует, что практически весь
объем госсектора не входит
в интересы частного сектора
на данном этапе развития. По
мере развития рыночных
Таким образом государство делегирует часть своих полномочий окрепшему и надежному частному сектору.
Приватизация
госимущества означает его передачу
в частные руки. В результате приватизации
часть госимущества переходит в
собственность отдельных
Инвестирование. Государство способно осуществлять инвестирование в те или иные сферы, тем самым стимулируя производителей на создание доступной и востребованной продукции. Тем самым удовлетворяя потребности потребителей. Благодаря госинвестициям происходит обновление материально-технической базы, реструктуризация задолженностей, изменяется объем и структура производства, сохранение ведущих специалистов. Нередко инвестирование принимает формы государственной поддержки предприятий, целью которой является реструктуризация компании, недопущение остановки предприятия, роспуска персонала.
Предоставление государством кредитов, поручительств, гарантий.
К косвенным методам регулирования госсектора относится:
Налоговое
регулирование. Способствует регулированию
отчислений в бюджет. Стимулирует перелив
капитала в сферы с более низким налогообложением.
Стимулирование спроса. Способствует
увеличению спроса при его спаде. Например,
увеличение доходов физических лиц увеличивает
спрос на те или иные товары и услуги, стимулирование
производство которых необходимо в конкретный
момент. Также как элемент стимулирование
спроса выступает государственное кредитование.
Государство, изменяя учетную процентную
ставку и норму обязательных резервов,
определяет доступность кредитов, как
для предприятий, так и для населения.
Государственно-частное партнерство (ГЧП). ГЧП - способ взаимодействия государства и частных компаний для решения социально-экономических задач и достижения целей, интересных обеим сторонам. Практика показывает, что капитальные и операционные затраты частного сектора при использовании механизмов ГЧП существенно меньше, чем при реализации проекта путем прямого выделения бюджетных средств. Повышается эффективность выполнения проектов ГЧП за счет разделения рисков между государством и частной компанией. Частный инвестор берет на себя риски, которыми он может управлять, к примеру риски превышения капитальных затрат, а государство - те, что находятся вне контроля частного сектора, например политические и законодательные. Принципы ГЧП применяются, прежде всего, по отношению к реализации инвестиционных проектов в капиталоемких отраслях национальной экономики, за развитие которых должно отвечать государство. Однако, суть ГЧП - гораздо шире, также как и многогранно само сотрудничество государства и бизнеса.
В
первой главе мы исследовали основные
теоретические положения
2. Состояние государственного сектора в РФ
2.1. Специфика государственного
сектора в РФ
Последнее
время резко увеличилось
Но
большинство экспертов
Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг.
Рассмотрим
общие параметры
- объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;
- в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;
- "Газпром", формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;
- доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП [30].
Крупнейшие
государственные компании можно
разделить на несколько групп
предприятий, монопольно контролирующих
определенные виды деятельности: инфраструктура
- транспортная (РЖД, "Газпром", "Транснефть",
"Транснефтепродукт", "Госкорпорация
по организации воздушного движения"),
коммуникационная ("Связьинвест",
"Почта России", ФАПСИ,), энергетическая
("ЕЭС России", "Росэнергоатом",
ТВЭЛ); добыча и экспорт сырья; "Роснефть",
алмазная монополия "АЛРОСА", "Газпром",
"Газпромнефть". По данным Организации
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи
нефти и 80% газа в России;
оборонно-промышленный комплекс - "Росавиакосмос",
судостроение, авиационная промышленность,
ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько
лет государство пытается объединить
предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся
на производстве отдельных видов вооружения,
это относится к таким госкорпорациям
как Рособоронэкспорт, Ростехнологии;
финансовый комплекс - государственные
банки и негосударственные, но так или
иначе аффилированные с государством
пенсионные фонды и страховые компании,
прежде всего Сбербанк, Внешторгбанк,
Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк,
Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский
банк развития, НПФ "Газпром", "СОГАЗ"
и т.д.
Информационный комплекс - включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг "Газпроммедиа", контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, "Известия", "Эхо Москвы" и др.), РАО "ЕЭС" (REN TV и др.), "Российская газета" и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств [29].
В
настоящее время происходит формирование
новых государственных
Значительное
укрупнение происходит также среди
компаний с государственным участием.
Газпром, приобретя долю в "НоваТЭКе"
стал контролирующим акционером в проекте
"Сахалин-2". Крупнейшая нефтяная
компания страны - "Роснефть" не только
успешно консолидировала в
В 2007 году учреждено создание "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) с капитализацией почти 100 млрд. рублей, в которую вошли все отечественные разработчики и производители самолетов. Костяк нового авиагиганта составили знаменитые авиационные КБ и заводы, контролирующиеся государством, - АХК "Сухой", РСК "МиГ", "Туполев" и "Ильюшин", а также две лизинговые компании и внешнеторговое объединение "Авиаэкспорт". В сумме эти активы обеспечили федеральному центру 90,1% акций ОАК. Таким образом, новый авиагигант с момента своего образования стал монополией [29].
Результаты анализа инвестиционной активности в промышленности в самый разгар мирового финансового кризиса, таковы: примерно 40% всех заявленных инвестиционных проектов в промсекторе (общая сумма - 52 млрд. долларов) резко увеличили предполагаемые сроки выполнения. Это сигнал к остановке. Открыто о замораживании проекта мало кто заявит. На поддержку предприятий государство выделило огромные средства, прежде всего это касается финансовой сферы (на рефинансирование западных долгов Внешэкономбанку выделено порядка 50 млрд. долларов), также снижены налоговые ставки налога на прибыль, предоставлены льготы по НДПИ [34].
Огромные финансовые ресурсы выделяются не только в сфере ОПК и промышленности. В рамках различных целевых программ в области высоких технологий на 2008-2010 годы правительство выделит 600 млрд. рублей. Такие деньги на эти цели не выделялись никогда. Столь масштабные вложения обусловлены разработкой и внедрением новой концепции развития России до 2020. Один из важнейших пунктов концепции-2020 предусматривает переход от сырьевой экономики к инновационной. Для этого будут образованы пять-семь национальных исследовательских центров, а также будет поддержано формирование 10?15 исследовательских университетов [22].
Анализирую
такое расширение объемов госсектора,
при имеющихся рычагах
Наличие
в госсекторе крупных государственных
компаний повышает управляемость национальной
экономики. Государство по отношению
к субъектам госсектора может
применять меры прямого административного
регулирования в отличие от общих
мер макроэкономического
Ряд
российских ученых считает, что государственный
сектор не просто должен существовать
в стране в ограниченных размерах,
но играть роль "локомотива" в
экономике: Управляя госсектором, государство
осуществляет бенчмаркинговую функцию,
в частности, формирует образцы
управления и рыночного поведения
субъектов экономики. Эталонообразующая
функция государства должна быть
реализована в первую очередь
на предприятиях госсектора. Это относится
и к качеству производимой в нем
продукции. Эффективное функционирование
госсектора и его субъектов - одна
из наиболее важных составляющих эффективной
деятельности государства в целом.
Госсектор должен стать и ареной
формирования и воспитания экономической
и политической элиты страны. Государственный
сектор должен служить источником и
местом апробации прогрессивных
организационно-экономических
Информация о работе Понятие и сущность государственного сектора экономики