Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:26, курсовая работа
Объектом данного исследования является государственный сектор, а предметом - изменения структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть подходы к определению и структуру государственного сектора.
2. Определить экономические функции государства.
3. Определить специфику государственного сектора в РФ.
4.Определить основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.
Введение стр. 2
1. Понятие и сущность государственного сектора экономики стр. 4
1.1. Подходы к определению госсектора и его структура стр. 4
1.2. Экономические функции государства стр. 6
1.3. Методы государственного регулирования госсектора стр. 14
2. Состояние государственного сектора в РФ стр. 18
2.1. Специфика государственного сектора в РФ стр. 18
2.2. Государственно-частное партнерство
Заключение стр. 32
Список использованной литературы стр. 34
В условиях монополии фирма не приспосабливается к стихийно складывающимся на рынке ценам, а выбирает наиболее выгодное для себя сочетание цены и объема выпуска (продаж). При прочих равных условиях монопольная цена превосходит цену совершенной конкуренции, а объем продаж (выпуска) монополии не достигает уровня, который имел бы место при наличии совершенной конкуренции. В результате общество в целом несет потери, поскольку суммарный излишек потребителей и производителей в конкурентной ситуации больше, чем когда цену диктует монополия. Принято различать ситуативную, естественную и легальную (правовую) монополии. Все они предполагают ограничение на вхождение в отрасль. В первом случае ограничение заключается в недоступности для конкурентов отдельных условий производства в силу концентрации собственности, во втором - в потенциальной неэффективности действий конкурентов при формально свободном входе в отрасль, а в третьем - в запретах, налагаемых государством.
При
наличии этого, как и других провалов
рынка, существуют только две альтернативы:
либо смириться с потерями эффективности,
либо принудительно исключить
Имея
дело с монополизированными рынками,
в том числе с естественными
монополиями, государство обычно прибегает
к регулятивным мерам, в частности
к регулированию цен. Наряду с
этим возможна принудительная корректировка
условий доступа на рынок. В сущности,
именно она имеет место при
законодательном запрете
Вместе
с тем встречаются случаи, когда
государство целенаправленно
Ассиметрия информации возникает тогда, когда потребитель вынужден доверять производителю, не имея полной информации о продукте или услуге.
Иными
словами, потребитель услуги не имеет
возможности контролировать производителя.
Асимметрия информации дает о себе
знать и во многих других областях
экономической деятельности. Потребитель
вынужден выбирать производителя прежде,
чем реальная услуга будет оказана,
Точная оценка услуг, которые еще
не оказаны, разумеется, не представляется
возможной. Оценка строится на основе
предположений, базирующихся на прежнем
опыте. Проблема информационной асимметрии
до некоторой степени решается на
основе учета репутации. Однако в
наиболее сложных ситуациях и
жизненно-важных обстоятельствах полезным
оказывается вмешательство
Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. Наконец, в ряде случаев действенными инструментами, позволяющими блокировать последствия информационной асимметрии, являются разнообразные виды государственного контроля за производством и сбытом таких товаров и услуг. Не только асимметричное распределение, но и недостаток информации у всех потенциальных участников сделок порождает неэффективность. Отсутствие достаточной информации может блокировать взаимодействие, результатом чего становится неполнота рынков, которая непосредственно проявляется в финансовой сфере.
Обычно
государство не в состоянии полностью
преодолеть общий недостаток информации.
Однако оно способно распределить риск
между гражданами (налогоплательщиками)
в такой степени, которая недоступна
частным инвесторам. Поэтому государство
может финансировать и
При
наличии внешних эффектов - экстерналий
часть выгод или издержек, связанных
с конкретным видом деятельности
или фактором производства, достается
посторонним лицам. Внешние эффекты
возникают, когда на значение функции
полезности индивида или производственной
функции предприятия
При
отрицательных экстерналиях индивид
или фирма перекладывает на других
часть издержек. Наиболее очевидный
пример - загрязнение атмосферы
При положительных экстерналиях посторонние
лица бесплатно получают некоторые выгоды.
Например, если человеку сделана профилактическая
прививка от инфекционного заболевания,
вероятность заболеть снижается не только
для него лично, но и для тех, с кем он контактирует.
Если бы сферы, порождающие позитивные
экстерналий, развивались исключительно
под влиянием рынка, имело бы место недопроизводство
соответствующих товаров и услуг по сравнению
с оптимальным уровнем.
Известно, что неэффективность, порождаемая экстерналиями, могла бы, в принципе, преодолеваться на основе добровольных соглашений между заинтересованными сторонами. Однако согласно теореме Коуза для этого требуется предельно четкая спецификация прав собственности и отсутствие транзакционных издержек по соответствующим сделкам. Поскольку в действительности транзакционные издержки не равны нулю и, более того, зачастую очень высоки, рынки, способные обеспечивать интернализацию внешних эффектов, складываются сравнительно редко. Собственно говоря, в каждом отдельном случае само наличие внешнего эффекта свидетельствует об отсутствии подобного рынка.
Альтернативой рынку выступают действия государства. Нередко оно берет на себя миссию интернализации внешних эффектов. Естественно, государство способно добиваться этого только с использованием присущего ему права принуждения, а также стимулирующие и финансовые меры.
Формирование
государственных финансов также
относится к экономическим
Государственное
вмешательство в ход
Во
многих случаях ресурсы могут
быть получены за счет прямого участия
государства в рыночных сделках.
Здесь возможно несколько вариантов,
первый - это когда государство
получают выручку, которая способна
обеспечивать возмещение затрат и расширение
производства осуществляя, второй - когда
государственные организации
Основным источником денежных средств для государства служит налогообложение. Государство обязывает лиц, на которых распространяется его юрисдикция, участвовать в финансировании его расходов. Государство выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективной аллокации своих ресурсов.
Проблема
налогообложения состоит в том,
что нужно одновременно обеспечить
необходимый уровень
Следующей функцией государства является производство общественных благ.
Общественное
благо отличается двумя свойствами:
несоперничеством в потреблении
и неисключаемостью. Несоперничество
означает, что благо доступно одновременно
многим потребителям, и предельные
издержки его предоставления индивидуальному
потребителю равны нулю. Под неисключаемостью
подразумевается техническая
Создание общественных благ предполагает согласованные коллективные действия. Они могут выражаться либо в прямом участии в производстве, либо в совместном финансировании.
В
связи с производством
Еще
одну проблему коллективного действия
принято характеризовать с
Для
смешанных общественных благ существует
теория клубов. Суть её в том, что
для данных благ характерно потенциальное
переполнение. Переполнение означает,
что при достаточно значительном
числе пользователей этого
Итак,
государственный сектор экономики
представляет собой совокупность ресурсов,
с помощью которых государство
осуществляет своё функционирование.
Эти ресурсы распределены в обществе
в соответствии с потребностями
государственного регулирования. Основные
функции государства
1.3.
Методы государственного
регулирования госсектора
Методы государственного регулирования госсектора являются составной частью методов государственного вмешательства в экономику. Границы госсектора позволяют разбить совокупность методов регулирования госсектора на два блока: прямые методы государственного регулирования госсектора и косвенные.
Под прямыми методами стоит понимать, такие методы, которые непосредственно влияют на объем и структуру госсектора, и обеспечены принуждающей силой государства. К ним относятся:
- Законодательные методы. Нормативно-правовые акты определяющие возможность или невозможность тем или иным субъектам осуществлять хозяйственную и иные виды деятельности. Государство также организует барьеры для входа в отрасль, чтобы обеспечит возможность вести деятельность только для надежных и ответственных организаций, регламентирует порядок регистрации, ликвидации и банкротства. Антимонопольное законодательство следит за состоянием конкуренции в экономике, при её отклонении от заданных нормативов может регулировать положение монополиста на рынке, применять методы разукрупнения компании, а также влиять на ценовую политику и контролировать качество продукции монополии.
Прямое (а также долевое) участие государства в процессе производства товаров и услуг, на основе госсобственности. Госкомпании призваны действовать в тех отраслях и сферах, где рыночные методы создания, распределения и потребления благ не удовлетворяют общественные потребности в необходимом объеме.
Цель деятельности госсектора - это прежде всего не получение прибыли, а удовлетворение необходимых потребностей жителей страны. Госсектор способен мобилизовать больший объем финансовых и производственных ресурсов, для их дальнейшего направления на долгосрочные и сверхдолгосрочные проекты, чем частный сектор. Государство участвует также в тех сферах, которые не предполагают получение какого либо дохода.
Информация о работе Понятие и сущность государственного сектора экономики