Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:26, курсовая работа
Объектом данного исследования является государственный сектор, а предметом - изменения структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть подходы к определению и структуру государственного сектора.
2. Определить экономические функции государства.
3. Определить специфику государственного сектора в РФ.
4.Определить основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.
Введение стр. 2
1. Понятие и сущность государственного сектора экономики стр. 4
1.1. Подходы к определению госсектора и его структура стр. 4
1.2. Экономические функции государства стр. 6
1.3. Методы государственного регулирования госсектора стр. 14
2. Состояние государственного сектора в РФ стр. 18
2.1. Специфика государственного сектора в РФ стр. 18
2.2. Государственно-частное партнерство
Заключение стр. 32
Список использованной литературы стр. 34
Таким
образом, за последние годы параллельно
с созданием "так называемой"
суверенной демократии в России в
экономике создается
Данная
система породила массу проблем
функционирования госсектора. Низкие
стимулы к повышению
На
сегодняшний день наблюдается тенденция
как на укрупнение госсектора, так
и на его уменьшения в некоторых
сферах экономики страны. Это проявляется
в усилении косвенного воздействия
на экономику, развитии государственно-частного
партнерство. Подробней данный вопрос
будет рассмотрен в следующем
параграфе.
2.2.
Государственно-частное
партнерство
В мировой практике ГЧП - финансово-юридический институт с четко определенными в законодательстве и договоре обязанностями сторон и разделением рисков, т.е. сложный инвестиционный контракт.
В
России основными инструментами
ГЧП на текущий момент являются:
инвестиционный фонд; особые экономические
зоны; венчурные фонды; технопарки;
концессионные соглашения; доверительное
управление государственной
При
ГЧП государство - сторона договора,
инвестор, гарант успешной реализации
инвестиционного проекта и
С конца 80-х годов институт государственно-частного партнерства в мире уверенно развивается. Так, в Великобритании за последнее десятилетие с помощью специальной программы Private Finance Initiative (PFI) были реализованы программы государственно-частного партнерства на сумму свыше 40 млрд. фунтов стерлингов. С использованием этого механизма были завершены такие серьезные проекты, как строительство Евротоннеля под проливом Ла-Манш, Сиднейского портового тоннеля, моста Конфедерации в Канаде, национальных аэропортов в Гамбурге и Варшаве, Центрального парка в Нью-Йорке, отдельных веток лондонского метро [33].
Первый шаг на пути развития ГЧП уже сделан. В 2006 год Минэкономразвития создает инвестиционный фонд, из которого выделяется 70 млрд. рублей на инфраструктурные объекты национального значения, в 2007 г. - 72,9 млрд. рублей, 2008 г. - 73,2 млрд. рублей. Компании, претендующие на средства фонда, должны предложить проект на сумму не меньше 5 млрд. рублей (Постановлением №468 от 23 июня 2008 года "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. №134" предусматривается возможность получения бюджетных средств для региональных инвестиционных проектов стоимостью от 500 млн. рублей [2]) и обязаться профинансировать не меньше четверти их стоимости. Размер предоставляемых государственных гарантий может составлять до 60% от объема взятых частным инвестором кредитов. Срок предоставления гарантии - не более 5 лет. Деньги из инвестфонда выделяются на безвозмездной основе. Проекты, на которые пойдут деньги фонда, должны быть безубыточными. Представленные проекты должны получить положительное заключение инвестиционного консультанта. Таким консультантом по положению может быть только авторитетное зарубежное агентство, которое за последние семь лет обслужило проекты на сумму не мене 5 млрд. долларов и имеет рейтинг не более чем на четыре уровня ниже высшего уровня от Standard & Poor,s, (AA) Moody,s (Aa2) или Fitch (AA) [35].
Капитал мгновенно отреагировал на появление инвестиционного фонда. "Русал" и "Базовый элемент" предлагает проект достройки Богучанской ГЭС. "Базэл" договорился с РАО ЕЭС о совместном участии в нем. Речь идет не только о строительстве станций и линий, которые свяжутся с единой энергосистемой, но и о развитии инфраструктуры региона. По предварительным расчетам строительство инфраструктуры может стоить $2-2,5 млрд., исходя из инвестиций в размере $500 млн. в течение 4-5 лет [35].
Это не будет просто помощью частным фирмам. Вся инфраструктура отойдет или самому государству, или госкомпаниям.
За 2006 - 2007 год число проектов Инвестфонда достигло 24. В 2008 году не было одобрено ни одного проекта, хотя, по признанию главы Минрегиона РФ Дмитрия Козака, на начало апреля в Инвестфонд поступило 75 заявок. Сегодня общая стоимость отобранных проектов составляет около 2,5 трлн. рублей, из которых 800 млрд. должен профинансировать Инвестиционный фонд [35].
Однако все количественные характеристики - число заявок, объем финансирования, декларируемый Инвестфондом, - представляются несущественными, поскольку работа фонда практически заморожена. За весь прошлый год из 265 млрд. аккумулированных здесь рублей было потрачено лишь 28,3 млрд., большая часть которых - 25 млрд. - пошла на формирование уставного капитала Российской венчурной компании [34].
Проблемы
связанные с реализацией
Другой
инструмент ГЧП - концессия в России
не прижился, так как сама суть концессионных
соглашений предполагает, что инвестор
обязуется создать или
В
настоящее время перед Россией
стоят экономические проблемы, которые
связаны с отсутствием в стране
налаженной системы финансирования
инновационной деятельности. В этой
связи выделяют следующие: венчурный
капитал, создание технопарков. Главной
проблемой для развития венчурного
фонда является: создание правовой
основы для деятельности венчурных
фондов, так как до сих пор не
принято нормативных актов, регламентирующих
их; оценка возможности реализации
проекта, его ликвидность. Необходимо
развитие информационной среды, позволяющей
малым инновационным
На
сегодняшний день существует 40 - 60 технопарков,
все они преимущественно
Доверительное
управление госсобственностью широко
известно в применении за рубежом. Например,
в Германии малым компаниям доверяется
управление госпиталями, детскими садами,
музеями и даже театрами. Управление
социальными объектами частными
структурами обуславливается
В
России чтобы стать доверительным
управляющим, которыми могут быть как
юридические лица, так и предприниматели,
должен быть уставный капитал определенного
уровня, необходимо наличие опыта
по управлению активами, в том числе
объектами недвижимости, деятельность
управляющего, его гражданская
На
сегодняшний день, наиболее проработанным
и эффективным инструментом ГЧП
является создание особых экономических
зон для привлечения
В соответствии с положениями Федерального закона № 116-ФЗ с изменениями от 3 июня 2006 г. в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. ОЭЗ создаются сроком на 20 лет (за исключением портовых - 49 лет).
Основными целями создания ОЭЗ являются: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; производство новых видов продукции; развитие импортозамещающих производств; развитие транспортной инфраструктуры; развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
Таким образом в России на сегодняшний момент существуют следующие экономические зоны: ОЭЗ "Алабуга" (Республика Татарстан), ОЭЗ "Дубна" Московская область, ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге, ОЭЗ в г. Томске, ОЭЗ в Калининградской области, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ "Липецк" (Липецкая область), ОЭЗ в г. Москве (Зеленоград), ОЭЗ на Кавказких Минеральных Водах, ОЭЗ в Республике Алтай, ОЭЗ в Алтайском Крае, ОЭЗ в Ульяновской области (портового типа), ОЭЗ в Хабаровском Крае (портового типа), ОЭЗ в Красноярском Крае (портового типа) [36].
Главными
чертами особых экономических зон
является:
таможенные льготы - снижение или отмена
экспортно-импортных таможенных пошлин,
упрощенный порядок внешнеторговых операций;
фискальные льготы, связанные с налоговым
стимулированием конкретных видов деятельности;
финансовые преференции, включающие различные
формы государственных субсидий, предоставляемых
как в прямом виде - за счет бюджетных средств
и преференциальных государственных кредитов,
так и косвенно - в виде установления низких
цен на коммунальные услуги, снижения
арендной платы за пользование земельными
участками, средствами инфраструктуры
особой зоны и т.д.; административные льготы,
упрощающие процедуры регистрации предприятий
и лицензирования на территории особой
экономической зоны.
Информация о работе Понятие и сущность государственного сектора экономики