Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:53, курсовая работа
Тема данной курсовой работы является актуальной сегодня потому, что в ней
изложены основные аспекты положения потребительской кооперации и ее роли в
экономической и социальной жизни разных стран. Россия только начинает входить
в новую стадию своего развития. И эта стадия кординально отличается от той, в
которой Россия была последние десятилетия. Она характеризуется становлением
новых экономических и политических отношений, как в структурах власти, так и
в повседневной жизни. Многие организации и учреждения прекратили свое
Введение..........................3
1. Предмет и метод дисциплины. Её связь с другими
общественными науками..................5
2. Основные понятия курса.....................9
3. Виды потребительских кооперативов..............15
4. Идеологические основы потребительской кооперации.......20
Заключение..........................32
Список использованной литературы...............35
Приложения.........................36
Введение
Содержание
Введение......................
1. Предмет и метод дисциплины. Её связь с другими
общественными науками..................5
2. Основные понятия курса........
3. Виды потребительских кооперативов..............15
4. Идеологические основы
потребительской кооперации....
Заключение....................
Список использованной литературы...............35
Приложения....................
Введение
Тема данной курсовой работы является актуальной сегодня потому, что в ней
изложены основные аспекты
положения потребительской
экономической и социальной жизни разных стран. Россия только начинает входить
в новую стадию своего развития. И эта стадия кординально отличается от той, в
которой Россия была последние десятилетия. Она характеризуется становлением
новых экономических и политических отношений, как в структурах власти, так и
в повседневной жизни. Многие организации и учреждения прекратили свое
существование после распада СССР, так и не сумев приспособиться к новым
условиям российской экономики. И лишь немногие остались и смогли
функционировать на должном уровне. К ним относятся и различного вида
кооперативы, в частности – потребительские.
Кооперация в конце XX века представляет собой весьма распространенное
общественное явление.
Слово "кооперация" можно в самом общем виде перевести как сотрудничество,
совместную деятельность, объединенное действие. Универсальное, сложное
понятие кооперации имеет как очень широкое толкование, так и относительно
узкую трактовку.
В самом широком смысле под кооперацией наука подразумевает в одном
случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в
другом - синоним самого человеческого общества, в третьем - основной
социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, либо
общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность.
Как очень точно выразился русский художник и ученый Николай
Рерих, "все создается лишь истинной кооперацией".
Зачатки, зародыши кооперации людей в форме их совместной жизни, а затем и
совместного труда появились в первобытном обществе. Кооперация в ее еще
примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, а вот кооперативов (и,
понятно, слова "кооперация") в те доисторические времена не существовало.
Значит, то была кооперация без кооперативов. Она в возрастающих масштабах
применяется во все последующие эпохи. Без кооперации нет самого общества.
Под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных
объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие "кооперация"
включает прежде всего кооперативы (кооперативные общества). Это понятие
охватывает также кооперативные союзы, другие кооперативные объединения,
организации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась лишь на
определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь
полтора-два столетия тому назад в английских городах начали возникать самые
ранние кооперативы.
С тех пор кооперация как "сумма кооперативов" получила практически во всех
странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее
распространенных видов является потребительская кооперация.
Сегодня в Российской Федерации существуют три разновидности
потребительских кооперативных обществ:
во-первых, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, занимающиеся
переработкой и сбытом продукции растениеводства и животноводства, снабжением
сельскохозяйственных
производства, и т.д.;
во-вторых, специализированные потребительские кооперативы, которые для своих
участников строят дома и гаражи, предоставляют им кредиты, оказывают
медицинские, консультационные и прочие услуги;
в-третьих, потребительские общества, осуществляющие торговлю и общественное
питание, производственную и другую деятельность в интересах своих членов.
Предмет и метод дисциплины. Её связь с другими
общественными науками
Система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения
материальных и иных потребностей их членов, образует потребительскую
кооперацию. Именно она и только она является предметом курса "История и
история потребительской кооперации". Потребительская кооперация изучается под
определенным, историческим углом зрения. Конечно, главное внимание уделяется
закономерностям ее возникновения, становления и развития; но в поле зрения
находятся и те случайные
события, зигзаги в истории
кооперации, которые имели для нее наиболее серьезные последствия.
Данная учебная дисциплина суть общественная, гуманитарная, потому что история
кооперации вообще и потребительской кооперации в частности представляет собой
одну из областей обществознания.
Основными участниками
являются простые люди труда - кооператоры, которые в своем стремлении к
самопомощи и взаимопомощи добровольно объединяются в потребительские общества,
самостоятельно управляют ими, совершенствуют их деятельность, пользуются их
услугами. Они, кооперированные потребители, вдохнули жизнь в свои
потребительские общества, совместно ведут морально оправданную хозяйственную и
нехозяйственную кооперативную работу, были и остаются подлинными творцами
потребительской кооперации.
В курсе "История потребительской кооперации России" основное внимание
уделяется тому особенному, что составляет отличительную черту отечественной
потребительской кооперации. При этом прослеживается преимущественно ее
экономическая и организационная история.
Ядро курса составляют три темы, посвященные соответственно трем
историческим этапам потребительской кооперации страны:
на первом этапе (30-е годы XIX века - 1917 г.) потребительские общества
возникли и развивались в естественных для них условиях складывающегося
внутреннего рынка, причем кооператоры учитывали как зарубежный опыт, так и
самобытные российские традиции;
на втором этапе (1917 г. - конец 80-х годов XX века) потребительская
кооперация продолжала существовать, но функционировала в условиях плановой
(командной) экономики и была в значительной степени огосударствлена;
третий, современный этап (с начала 90-х годов) характеризуется как этап
возрождения кооперации в ходе нынешних рыночных, демократических реформ и ее
возвращения к продолжению пути, прерванного в 1917 г.
Кроме истории, кратко излагаются основы общей теории кооперации всех видов,
составляющим элементом которой является частная теория кооперации
потребительской. В связи с этим рассматриваются и присущие кооперации
понятия, например, такие, как кооперативное движение, потребительское
общество, кооперативные ценности и принципы, кооперативные выплаты и др.
Раскрытие содержания подобных понятий, равно как и объяснение исторических
фактов, одна из задач данного курса.
В 10-х и 20-х годах нынешнего столетия теория, история и практика кооперации
как учебная дисциплина в нашей стране изучалась в университетах, институтах,
техникумах и школах. Но очень скоро полезный опыт был отброшен. Только в
конце 50-ых годов в учебных заведениях потребительской кооперации эта
дисциплина вновь "обрела гражданство". Между тем во многих странах курс
кооперации уже давно изучается в государственных и частных университетах и
колледжах, во всех общеобразовательных школах.
Как учебная дисциплина "История потребительской кооперации России" призвана
выполнять две важнейшие функции - познавательную и прикладную.
Познавательная функция заключается в том, что в курсе даются
систематизированные научные знания, объективные представления об историческом
прошлом потребительской кооперации нашей страны. А знание истории необходимо
для того, чтобы не повторить ошибки прошлого и использовать положительный опыт
кооператоров предыдущих
поколений в настоящем и
Прикладная функция состоит в том, что в курсе рассматриваются некоторые
актуальные вопросы практики российской потребительской кооперации и проблемы
выхода ее экономики из глубокого кризиса в наши дни. Таким образом, история
"стыкуется" с современностью.
В конечном счете, указанные функции нацелены на приобщение учащихся студентов
к этическим ценностям кооперации, ориентированы на воспитание деятельного
кооператора, знатока кооперативного дела; участника рыночных преобразований
в России.
Задача формирования современного специалиста для кооперативных организаций и
предприятий имеет большое самостоятельное значение. И в кооперативных учебных
заведениях первым шагом на пути ее осуществления является изучение истории
потребительской кооперации нашего отечества.
Основные понятия курса
Под кооперацией обычно подразумевают всю совокупность кооперативов.
Вместе с тем какую-то часть кооперативов тоже именуют кооперацией.
Действительно, существует не только мировая кооперация, но и ее части, а
именно кооперация, например, европейская, российская, сибирская, рязанская и
т.д. Более того, каждый отдельно взятый кооператив тоже может
рассматриваться как кооперация - кооперация её участников.
Однако полного сходства, а тем более равенства понятий кооперации и кооператива
нет. Кооперацию нельзя сводить к простой арифметической сумме кооперативов.
Дело в том, что кооперация представляет собой такое целое, которое
больше суммы своих частей. Это объясняется тем, что благодаря соединению,
согласованным действиям, взаимному дополнению, сотрудничеству кооперативов и
их членов между собой в кооперации возникает массовая сила, развивается
дополнительный полезный эффект. Данное явление наука называет эффектом
субаддитивности (additio — прибавление). Каждое очередное присоединение к
кооперации вновь возникших кооперативов и новых членов приносит, как правило,
не соответствующее, а большее прибавление полезного эффекта.
Иногда кооперацию сравнивают со зданием, кирпичиками которого являются люди,
цементом - их интересы, фундаментом - кооперативы. Что же такое кооператив?
Есть десятки определений (дефиниций) понятия кооператива, сформулированных и
более века тому назад, и относительно недавно. Анализ их содержания
свидетельствует, что, во-первых, абстрактное определение, являясь
усредненным, лишен целого ряда признаков и оттенков, которым богат реально
функционирующий кооператив; во-вторых, при большом своем разнообразии эти
определения не только повторяют, но и дополняют друг друга, расширяя наши
представления о кооперативах и кооперации.
Наиболее универсальным
является определение понятия
которое дано в документах всемирного кооперативного конгресса, состоявшегося в
г. Манчестере (Великобритания) в 1995 г. : кооператив - это
самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью
удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей
с помощью совместного владения и демократически управляемого предприятия.
Здесь предельно кратко названы характерные черты кооператива, его основная
цель и средство ее достижения. Достоинство приведенного определения состоит в
том, что оно распространяется на любые подлинно кооперативные общества во
всем их разнообразии и, наоборот, в принципе исключает возможность
именоваться кооперативом всякого рода некооперативным организациям и
предприятиям (псевдокооперативам, лжекооперативам). Такое определение
кооператива предоставляет определенную свободу в организации совместной и
социальной деятельности. Так, в нем указано, что членами кооператива являются
лица, поэтому кооперативное законодательство может устанавливать, что
членами кооператива определенного вида могут быть либо граждане – физические
лица
(индивидуальное членство),
либо предприятия и
членство). В некоторых кооперативах разрешено смешанное членство.
Для обозначения кооператива нередко применяются синонима этого слова. Российские
кооперативы, например, называются обществами (райпо - районное
потребительское общество), товариществами (садоводческое товарищество),
хозяйствами (коопхоз - кооперативное хозяйство, колхоз - коллективное
хозяйство), артелями (рыболовецкая артель). Нередко кооператив так и
именуется кооперативом (жилищный кооператив, транспортный кооператив).
Все они представляют собой первичные общества, созданные людьми, являющимися