Потребительска кооперация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание

Тема данной курсовой работы является актуальной сегодня потому, что в ней
изложены основные аспекты положения потребительской кооперации и ее роли в
экономической и социальной жизни разных стран. Россия только начинает входить
в новую стадию своего развития. И эта стадия кординально отличается от той, в
которой Россия была последние десятилетия. Она характеризуется становлением
новых экономических и политических отношений, как в структурах власти, так и
в повседневной жизни. Многие организации и учреждения прекратили свое

Содержание

Введение..........................3
1. Предмет и метод дисциплины. Её связь с другими
общественными науками..................5
2. Основные понятия курса.....................9
3. Виды потребительских кооперативов..............15
4. Идеологические основы потребительской кооперации.......20
Заключение..........................32
Список использованной литературы...............35
Приложения.........................36
Введение

Работа состоит из  1 файл

История потребительской кооперации.docx

— 77.83 Кб (Скачать документ)

имущих, основное внимание обращает на кооперативную самодеятельность рабочих

и ремесленников, призывает  их своими усилиями и на собственные  средства

строить новый мир.

По мнению Кинга, для освобождения труда от капитала необходимо проделать

путь от простого к сложному, а именно: 1) создать общество для кооперативной

пропаганды и сбора  средств путем взносов; 2) на собранные деньги

организовать потребительские  кооперативы для снабжения их членов нужными

предметами и накопления капитала; 3) открывать производственные предприятия

этих кооперативов для  увеличения капитала и обеспечения  заработками членов

кооперативов; 4) наконец, накопив кооперативные капиталы, приобрести в.

собственность или в аренду земельные участки, создать производственные

кооперативы, промышленно-земледельческие  общины. В итоге трудящиеся перестают

работать на хозяев; труд как сущность жизни освобождается  от гнета капитала.

Так полагал Кинг. Он надеялся достичь этого без вмешательства государства,

правда, при материальном содействии профсоюзов кооперативам.

История свидетельствует, что  Кинг как кооператор был оригинален в теории и

неудачлив на практике.

Важное место кооперативам отводилось в экономической программе христианского

социализма, возникшего в 30-40-х годах XIX века в европейских странах.

Вместе с тем известно, что еще до новой эры в Иудее  предшественники

христианства жили обособленными общинами с общим имуществом, коллективным

трудом и бытом. Современный  христианский социализм исходит  из того, что

христианство дает для  социализма недостающую ему духовную основу, а социализм

является средством для  выполнения христианских заповедей, исполняет  правду

христианства в хозяйственной жизни.

Одну из попыток строить  экономическую жизнь на кооперативной основе

предпринял идеолог французского христианского социализма Филипп Бюше (1796-

1865), в прошлом последователь  великих утопистов.  Бюше  первым  определил

производственную ассоциацию как средство предоставить орудия производства в

руки ремесленников и  рабочих. А чтобы они могли  эти орудия удержать в своем

распоряжении, Бюше выдвинул очень ценную идею — отделяемый капитал от прибыли

ассоциации в "нераздельный и неотчуждаемый фонд". Другое назначение этого

неделимого фонда - приобретение в собственность ассоциации дорогостоящих

орудий производства, расширение общего дела. Не менее практичными  были

остальные принципы, предложенные Бюше: распределение  прибылей

пропорционально выполняемой  работе, неограниченное число членов в ассоциации,

их самодеятельность и  демократическое управление, возможность  для лиц,

работающих в ассоциации по найму, стать ее членами по истечении  года.

Бюше увлек своими идеями и английских христианских социалистов   -   Чарльза

Кингсли   (1819-1875),   Денисона   Мор (1805-1872), Эдуарда  Нила (1810-1892)

и др. Это были честные, бескорыстные люди. Нил, например, многократно ссужал

рабочей ассоциации деньгами для открытия кооперативных мастерских, и каждый

раз дело кончалось неудачей, а деньги пропадали. На этих попытках Нил

обеднел, но продолжал верить в успех.

Английские христианские социалисты активно участвовали  в кооперативном

движении,   явились   проповедниками   производственной кооперации среди

пролетарских слоев, с  этой целью некоторые из них писали книги-наставления,

рассказы и даже поэмы, ступали с идеей участия рабочих  в прибылях

кооперативных товариществ. Своей деятельностью они способствовали принятию в

Англии первого в этой стране и в мире кооперативно закона.

Конечно, не все христианские социалисты являются кооператорами  и не все из

них разделяют мнение о  необходимости принятия кооперативного хозяйства под

флагом религии. Так, С. Булгаков (1871-1944), русский экономист, философ  и

богослов, писал, что принципиально  христианский социализм вполне возможен. В

то же время он отрицательно относился к производственным  кооперативам,

действующим под покровительством церкви.

Если план Бюше был рассчитан  преимущественно на ремесленников, то его

соотечественник социалист  Луи Блан решил приспособить его  для объединения

промышленных рабочих  в своей книге "Организация  труда". Блан обосновал 

устройства кооперативных  мастерских на средства государства. Он доказывал,

что правительство должно стать “банкиром бедных” и  на первых порах организовать

управление этими мастерскими. Блан выдвинул принцип: солидарность вместо

взаимной борьбы. Он полагал, что кооперативные мастерские станут ячейками общей

системы ассоциации, где  не останется места кризисам и  безработице. Однако

попытка осуществления этих идей в период революции 1848 г. окончилась полной

неудачей.

Тем не менее один из деятелей германского рабочего движения Фердинанд

Лассаль (1825-1864) адвокат по профессии, тоже выдвинул программу  учреждения

производственных ассоциаций, финансируемых юнкерско-буржуазным

правительством. Он рассчитал, что для начала достаточно было бы получить 100

тыс. талеров. Как склонить правительство к оказанию помощи ассоциациям?

Лассаль предложил для  этого создать рабочую партию, добиться всеобщего

избирательного права  и народного большинства в  парламенте. В этом он видел

возможность перехода в Германии к ''свободному народному государству".

В то же время Лассаль  считал бесполезными и даже вредными увлечения немецких

рабочих потребительскими обществами.

Однако реальности таковы, что еще с тех времен постоянно  доминировало

кооперативное движение потребителей и лишь с недавних пор произошло заметное

оживление кооперативного движения производителей.

                    "КООПЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА" НИМСКОЙ  ШКОЛЫ                   

В конце XIX - начале XX века в  европейских странах  наибольшие хозяйственные

успехи сопутствовали  розничным потребительским обществам  и обществам оптовых

закупок. В результате возникла концепция, в которой определяющая роль

отводится, потребительской  кооперации. Эта концепция отдаленно  напоминает

взгляды английского кооператора  Кинга, хотя родилась во Франции спустя

полвека на новом витке  кооперативного движения.

В 1883 г. в небольшом городе Ним было создано общество родной экономики, целью

которого являлось содействие развитию кооперативного движения. К  членам

общества, получившего название нимской школы,   присоединился профессор

политической экономики  из Сорбонны Шарль Жид (1847-1932), впоследствии

выдающийся кооператор. Он и стал главным теоретиком и  пропагандистом этой

школы. Благодаря ему теория "кооперативного социализма" получила классически

законченную форму.

Жил считал, что современное  производство, страдающее известными

недостатками, может быть наилучшим образом реформировано через широкое

развитие кооперативов, прежде всего потребительских. Он определял кооператив

как объединение людей, преследующих общие экономические, социальные и

образовательные цели путем  осуществления хозяйственной деятельности.

Кооператив, по мнению Жида, — средство не только для некоторого улучшения

условий жизни, но и для  основательного общественного обновления.

Рассуждая по-французски остроумно, хотя и не всегда достаточно логично, он

утверждал, что хозяевами  положения являются производители  товаров, а ими должны

стать потребители. Ведь потребление - конечная цель экономики, а

производство - это только средство. Все люди (и бедные, и богатые) являются

потребителями, одинаково нуждаются в приобретении дешевых товаров и,

следовательно, заинтересованы в создании и развитии потребительских обществ.

Жид выдвигает программу  для кооператоров всех стран, которую  необходимо

осуществить в три этапа. Она казалась легковыполнимой.

“Соединиться друг с другом, образовать силу, извлечь из своей  прибыли

возможно больше средств, для того чтобы основать большие оптовые магазины,

делать массовые закупки - вот первый этап.

Продолжать накапливать, при помощи вычетов из прибылей, значительные капиталы

и, при помощи этих капиталов, стараться производить за свой собственный  счет

все необходимое для своих  потребностей; создавать булочные, мельницы,

суконные фабрики, мастерские готового платья, экипажей, фабрики шляп, мыла,

бисквитов, бумаги - вот второй этап.

Наконец, в более или  менее отдаленном будущем приобрести собственные

земельные участки и фермы, и производить прямо на своей  земле хлеб, вино,

растительные масла, мясо, молоко, масло, птицу, яйца, овощи, фрукты, цветы -

вот последний этап”.

В результате мирного овладения  всей торговлей, отраслями легкой и  пищевой

промышленности и сельскохозяйственным производством благодаря сотрудничеству

потребителей на почве  политического нейтралитета возникает новая общественная

система кооперативная республика.

Главный теоретик нимской  школы допускает возможность  использования для ее

достижения и остальных  видов кооперации, но первенство отдает потребительским

обществам: в их руках  должен находиться экономический аппарат  всей

кооперации. Объединенным потребителям должны принадлежать не только магазины

и сельскохозяйственные предприятия, но и банки, и промышленные страховые

компании. Задачу кооперации Жид видел в подготовке нового экономического

порядка.

У теории "кооперативной  республики'' всегда было много критиков и столь же

много сторонников. Отметим  лишь тот факт, что за более чем  столетний период

осуществить идею "кооперативной  республики" не удалось ни в одной  стране она

привлекательна, как и  сама кооперация.

В день 25-летия Центросоюза  в 1923 г. старый профессор выступил с  речью перед

кооператорами нашей страны в Москве: "Французы и русские, - сказал Жид, - мы

можем с двух различных  концов созерцать одну и ту же звезду, звезду

кооперации, несущую благую весть справедливости и мира между  всеми народами",

был поэтом кооперации.

                  КООПЕРАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В РОССИЙСКИХ  УСЛОВИЯХ                 

Кооперативные взгляды, которые  существовали в России в различные  периоды,

достаточно мозаичны. Одни из них заимствованы у зарубежных авторов и

приспособлены к российским условиям, другие порождены этими  самыми условиями

внутри страны чужды подражательности.

Наибольшее распространение  получил русский "кооперативный социализм" на

почве потребительской кооперации. Видными представителями этого  направления

кооперативной мысли были московский кооператор Николай Гибнер (1858—1924),

кооперативный деятель Владимир Поссе (1864-1940), историк и кооперативный

библиограф Александр  Меркулов (годы жизни не установлены), профессор Ваан

Тотомианц (1875-после 1922) и  многие др. Был близок к теории "кооперативного

социализма" бывший марксист Михаил Туган-Барановский (1856-1919), крупный

ученый-экономист, автор  фундаментального исследования "Социальные основы

кооперации".

Гибнер, чьи заслуги перед  кооперативным движением потребителей огромны, в

книге "Система кооперации" (1911) выражал надежду, что в более  или менее

близком будущем кооперация несомненно достигнет цели - организует на

справедливых началах  труд, с подчинением ему капитала. Кооперацию он

рассматривал как экономическую  систему, обеспечивающую, при прочих

благоприятных обстоятельствах, социальное равенство.

Другой кооператор, Поссе, утверждал, что дух кооперации - созидающий, но тем

самым он и разрушающий  гнет человека над человеком. В своей  брошюре "Идеалы

кооперации" (1918) он явил: "это разрушающее созидание  сильнее и ярче всего

проявляется в том, что  мы называем товарищеской кооперацией".

В том же 1918г. сотрудник  Центросоюза Меркулов в журнале "Союз потребителей"

опубликовал обширную статью с выразительным названием "Кооперация, как

творческий социализм", в котором развивал кооперативную  концепцию

общественной эволюции,  в которой утверждал, что потребительская  кооперация

сможет овладеть промышленностью (и доказывал эту возможность), а крестьянские

хозяйства объявлял сферой сельскохозяйственной кооперации. Меркулов признавал

правомерность национализации и муниципализации частных предприятий, но

подчеркивал, что кооперативное  обобществление выгодно отличается от

"социализма партийно-политического". Остро критиковал он "диктатуру

пролетариата" за веру "в  силу приказа, распоряжения, схемы", за "дождь

декретов" и заведомо невыполнимые обещания. Он считал, что кооперация

подготавливает переход  к царству труда, в ее рядах  выковывается демократ-

гражданин.

Отечественные  представители  “кооперативного  социализма” отстаивали идею

независимости кооперации от государства, выступали против втягивания ее в

политическую борьбу и  надеялись, кооперация сумеет найти  свое место в

процессе преобразования общества. Важным элементом кооперативной  идеологии

была тема гражданского мира и согласия. Вот как начинался "Гимн кооперации",

Информация о работе Потребительска кооперация