Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:53, курсовая работа
Тема данной курсовой работы является актуальной сегодня потому, что в ней
изложены основные аспекты положения потребительской кооперации и ее роли в
экономической и социальной жизни разных стран. Россия только начинает входить
в новую стадию своего развития. И эта стадия кординально отличается от той, в
которой Россия была последние десятилетия. Она характеризуется становлением
новых экономических и политических отношений, как в структурах власти, так и
в повседневной жизни. Многие организации и учреждения прекратили свое
Введение..........................3
1. Предмет и метод дисциплины. Её связь с другими
общественными науками..................5
2. Основные понятия курса.....................9
3. Виды потребительских кооперативов..............15
4. Идеологические основы потребительской кооперации.......20
Заключение..........................32
Список использованной литературы...............35
Приложения.........................36
Введение
написанный малоизвестными
кооператорами Алтая и
незадолго до первой мировой войны.
Не меч, а мир, не рознь, а единенье
И радостно творящий труд -
Вот наш девиз и наше вдохновенье.
Мы безымянный люд.
Русский "кооперативный социализм" базировался на известном успехе
дореволюционной кооперации, хотя и содержал в себе моменты несбыточного,
фантастического. Вместе с тем эта тема выражала веру в творческие способности
широких масс кооператоров.
В заключение курсовой работы подведем некоторые итоги. Потребительский
кооператив (некоммерческое партнерство) как некоммерческое объединение
граждан (а также и юридических лиц, в том числе и совместно с гражданами),
основанное на членстве участников и их паевых взносов, не предполагает
обязательного личного участия в его делах. Поэтому здесь нет ограничений на
круг участников, если они прямо не установлены специальным законом или
уставом конкретного кооператива. Соответственно этому не исключается
возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких
кооперативах, даже в однородных. Участниками таких кооперативов могут быть
юридические лица, в том числе и некоммерческие организации (с ограничениями,
предусмотренными для
унитарных предприятий и
собственниками своего имущества (ст. 295-298 ГК).
Кодекс предусматривает,
что особенности правового
кооперативов должны определятся специальными законами об отдельных видах
таких кооперативов - о потребительской, жилищной и жилищно-строительной,
садоводческой и иной кооперации (п. 6 ст. 116 ГК). В отсутствие таких законов
в соответствии со ст. 4 Закона о введении в действие части первой ГК
применяются ранее действовавшие акты, но лишь в части, не противоречащей
правилам ГК.
Закон и устав потребительского
кооператива могут
осуществление им некоторых
видов предпринимательской
полученные от этой деятельности доходы могут распределяться между членами
кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. Такого
рода деятельность не меняет в целом основных уставных задач и объема целевой
правоспособности
превращению его в производственный кооператив.
Потребительские кооперативы
могут создаваться для
благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих
целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и
спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан,
защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и
конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных
благ.
Предметом исследования нашей курсовой работы является потребительская
кооперация, изучением которой и занимается курс “Теория и история
потребительской кооперации”. Он рассматривает потребительскую кооперацию с
разных позиций. Необходимо заметить, что кооператив представляет собой не
только хозяйственную единицу, но и обединение граждан с целью самопомощи и
взаимопомощи. Хотя пайщики в потребительском кооперативе и получают
дивиденды, потребительские кооперативы во многом отличаются от коммерческих
предприятий, основная цель деятельности которых – получение максимальной
прибыли.
Участники являются не пайщиками, ожидающими прибыли с вложенного капитала, а
кооператорами, которые приняли решение о выполнении некоторых специфических
аспектов деятельности своих хозяйств через кооператив, как, к примеру,
снабжение средствами производства и техникой, сбыт продукции, и которые
ожидают значительных результатов от совместной деятельности.
Таким образом, кооператив основывается на некоторых принципах, которые
требуют внедрения специфических методов управления.
В Европе по прошествии многих
лет кооперативы стали
предприятиями. Постепенно они адаптировали свои методы управления к объемам и
запросам рынка. Конкуренция
между кооперативами и
уменьшила различия между ними: для того, чтобы привлечь производителей,
коммерческие фирмы начинают предлагать такие же выгодные условия, что и
кооперативы. Некоторые производители жалуются, что кооперативы не всегда
действуют в интересах своих участников. Однако, в большинстве случаев,
кооперативы следуют духу кооперативного движения, даже если требуется
некоторая гибкость. Производители, имеющие значительный демократический опыт,
следят за этим.
Потребительские кооперативы делятся на жилищные, рыболовецкие, крестьянские и
т.д. Вообще, потребительские кооперативы могут создавать пракически все слои
населения, так как эти кооперативы обладают широким спектром интересов,
которые они могут удовлетворить. Так, для улучшения своего материальных,
духовных и иных потребностей
люди могут обединяться в
общества, не преследуя при этом получения прибыли. Их основная задача – через
обединение общих усилий и средств облегчить свою жизнь.
Как известно, практика без теории мертва. Поэтому зарождению и развитию
потребительской кооперации предшествовал цел ряд научных трудов многих
кооператоров-теоретиков. Они создали базу для более успешной и подотворной
работы потребительских обществ всей стран. Наиболее видными представителями
были: социалисты-утописты Роберт Оуэн и француз Шарль Фурье, Уильям Кинг,
Филипп Бюше, Эдуард Нин, Шарль Жид и многие другие. Занимались вопросом
кооперации и отечественные ученые такие как: В. И. Ленин, Николай Гибнер,
Ваан Тотомианц, Михаимл Туган-Барановский. На их счету много книг и статей о
кооперации и ее роли в обществе. Они отстаивали идею независимости
потребительской кооперации от государственных структур. Они хотели видеть
кооперацию отдельной ячейкой общества, объединяющей людей, помогающей им
благоустраивать свою жизнь.
Обобщая все вышесказанное мы приходим к выводу о том, что изучение зарождения
и развитие кооперативного движения, а в частности потребительской кооперциии
является важным с той точки зрения, что изучяя ее становление и изменение
можно сделать много полезных выводов, применяя которые в современных
условиях, можно избежать множества ошибок.
Список используемой
литературы:
1. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации
(потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации. – М.:
«Издательский дом Центросоюза», 2000
2. Конституция Российской Федерации. – М., 1997.
3. Устав Центрального союза потребительских обществ Российской
Федерации. – М., 1997.
4. Вахитов В.
И. История потребительской
пособие – М., 1998.
5. Макаренко
А. П. Теория и история
пособие для студентов
кооперативных учебных
1999.
6. Меркулов
А. В. Исторический очерк
3-е изд., изм. и доп. – Харьков, 1919.
7. Теплова Л.
Е. Основы потребительской
10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2001.