Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:53, курсовая работа
Тема данной курсовой работы является актуальной сегодня потому, что в ней
изложены основные аспекты положения потребительской кооперации и ее роли в
экономической и социальной жизни разных стран. Россия только начинает входить
в новую стадию своего развития. И эта стадия кординально отличается от той, в
которой Россия была последние десятилетия. Она характеризуется становлением
новых экономических и политических отношений, как в структурах власти, так и
в повседневной жизни. Многие организации и учреждения прекратили свое
Введение..........................3
1. Предмет и метод дисциплины. Её связь с другими
общественными науками..................5
2. Основные понятия курса.....................9
3. Виды потребительских кооперативов..............15
4. Идеологические основы потребительской кооперации.......20
Заключение..........................32
Список использованной литературы...............35
Приложения.........................36
Введение
сельскохозяйственных
земель, лесохозяйственные, экологические и др.
В нашей стране после 1917 г.
создавались
товарищества по совместной обработке земли. В период сплошной коллективизации
в колхозах были объединены важнейшие средства производства крестьян, которые
своим трудом стали участвовать в общественном хозяйстве. Продукция (в
натуре) и доходы колхоза распределялась между колхозниками. Кроме того,
колхозник имел личное подсобное, приусадебное хозяйство (огород, скот).
Подобные колхозам кооперативы в той или иной модификации существовали во
всех странах,
характеризовавшихся
Некоторые ученые кооперативную природу колхоза отрицают и называют их
псевдокооперативам.
Наиболее жизнеспособная часть колхозов в России сохранилась и сегодня. С
начала 90-х годов их внутренняя жизнь претерпела существенные изменения.
Освобождаясь от чрезмерной зависимости от государства, колхозы обретают черты
подлинных сельскохозяйственных производственных кооперативов.
Многоцелевые (многофункциональные) кооперативы, то именуемые
универсальными или смешанными, одновременно сочетают выполнение функций,
свойственных нескольким видам нецелевых кооперативов. Как правило, они
объединяют сель жителей. Один и тот же кооператив может заниматься торговлей,
производством, кредитными и сбытовыми операциями, строительством жилищ и т.д.
В определенных условиях деятельность одного крупного многоцелевого
кооператива оказывается более эффективной, чем работа нескольких
специализированных
В развивающихся странах бедность порой не позволяет крестьянам состоять
одновременно в кооперативах различных видов, и крестьяне объединяются в
многоцелевой кооператив.
По некоторым данным, многоцелевые кооперативы впервые были созданы в 1937 г. в
Индии. Однако историческая справедливость требует привести следующий факт:
многоцелевая кооперация, названная интегральной, или смешанной еще
раньше возникла в России. Идея ее создания зародилась в ходе поиска форм и
методов кооперирования малочисленных северных народностей. На крайнем Севере и
Дальнем Востоке нашей страны в 1927-1936 гг. существовала интегральная
(смешанная) кооперация, совмещавшая
функции потребительской,
производственной и кредитной кооперации. Это было вызвано отсталостью хозяйства
северных окраин, низкой плотностью населения, сохранением в ряде случаев
кочевого образа жизни и другими факторами. Интегральные кооперативы сначала
входили в свои местные союзы, впоследствии был создан Интегралцентр,
объединивший эти союзы в масштабе страны.
Многоцелевая кооперация сегодня наибольшее развитие получила в молодых
национальных государствах Азии и Африки.
Идеологические основы потребительской кооперации
ПРОЕКТЫ ВЕЛИКИХ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ. РАННИЙ "КООПЕРАТИВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ"
Учения о кооперативном движении и кооперации возникли задолго до организации
первых подлинно кооперативных обществ. Многие гуманисты и просветители,
выражая сокровенную мечту простых людей труда о всеобщем счастье, равенстве и
справедливости, издавна выдвигали проекты создания идеального государства и
устройства разного рода хозяйственных ячеек будущего - ассоциаций,
товариществ, "рабочих колледжей" и пр.
Различные учения о кооперативном движении и кооперации зарождаются как
разновидность утопического социализма, а в последствии некоторые из них стали
называться теориями "кооперативного социализма". Вместе с тем реальная
кооперативная деятельность не утопична, и это отличает кооперацию от
утопических построений. Но "кооперативный социализм" тоже неосуществим с этой
точки зрения, он является "родным братом" утопического социализма.
Важную роль в выработке
теоретических основ
становлении благодаря этому кооперативной системы сыграли великие
социалисты-утописты англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) и француз Шарль Фурье
(1772-1837), выступившие на общественной арене на рубеже двух столетий.
Окончив всего два класса, Оуэн начал трудиться с десяти лет, к двадцати годам
энергия и талант позволили ему стать управляющим огромной фабрикой, а в
конце века он уже директор и совладелец еще более крупной компании в Нью-
Ленарке. Здесь он начал проводить свои социальные эксперименты: сократил
рабочий день, отменил штрафы с рабочих, повысил заработную плату, открыл для
них столовую и магазин, образцовую школу для их детей и т.п. Так появился
новый социальный островок в бурном океане предпринимательства.
Постепенно Оуэн становится убежденным реформатором, сторонником мирного
преобразования общества путем создания образцовых общин кооперативного
типа. Чтобы увлечь людей личным примером, в 1824 г. он с сыновьями
отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 10 тыс.
гектар земли и организовал колонию "Нью-Гармони". Эта трудовая коммуна, или
производственно-
руководствовалась принципами равенства, всеобщности труда, общности имущества.
Материальные блага между членами общины распределялись по труду, но вскоре
перешли к уравнительному распределению, что привело ее к краху. На
эксперимент, продолжавшийся четыре года, ушло 4/5 состояния Оуэна.
Вернувшись на родину, он развернул свою деятельность в рабочей среде.
Утверждают, что в течение своей жизни он произнес более 1000 речей, написал
порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей. Величайшим из всех зол
Оуэн считал нетрудовую частную собственность, большие надежды первоначально
возлагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалистической
системе" противопоставлял "социальную систему".
Оуэн всей своей деятельностью оказал значительное влияние на кооперативное
движение в период его зарождения и становления. Пропагандируемые им общины
он называл "поселками единения и взаимной кооперации". Еще в 1821 г. при
участии Оуэна организуется Кооперативное экономическое общество. Через три
года оуэнисты учредили Лондонское кооперативное общество, которое приступило
к изданию "Кооперативного журнала".
Тогда же было создано Общество фонда кооперативной общины. Все эти общества
занимались сбором средств для создания общин. В начале 30-х годов Оуэн
принимал участие в первых кооперативных конгрессах Англии, причем на IV
конгрессе в октябре 1832 г. он был избран в группу "'апостолов кооперации".
Некоторые кооперативные общества видели в Оуэне своего пророка. Оуэн и его
сторонники исходили из того, что к устранению противоречий существующего
строя прекрасно приспособлена “система общественной кооперации”.
Поистине в Англии семена кооперативной системы были посеяны Оуэном, и он
явился духовным отцом кооперативных фабрик и кооперативных лавок.
Что касается Фурье, то он после
окончания средней школы
самообразования, обладал замечательной мятью и неуемной фантазией, смог
написать много оригинальных трудов. Он жил на скромный заработок мелкого
торгового служащего и
очень хотел сделать
В истории человечества после "райской" первобытности Фурье выделил периоды
дикости, варварства и цивилизации. Последняя совпадает у него с существующим
буржуазным строем полным противоречий: кризисы происходят от избытка
продукции, бедность тоже рождается из изобилия и т.д. На смену цивилизации
должен прийти "строй гармонии".
Первичной ячейкой будущего общества Фурье объявляет фалангу, т.е.
производственно-
оуэновскую общину. Конечно, фаланга тоже занимается распределением необходимых
людям предметов и производством, причем в ней механизированное сельское
хозяйство соединено с промышленным производством. Участники фаланги
(приблизительно 400 семейств)
располагаются в огромных
фаланстерах. Фаланга живет без узды нравственного долга, здесь действуют
сообразно своим страстям - и в процессе производства, и в бытовой сфере.
Фаланга обладает чертами и коммуны, и акционерного общества. Во-первых, она
создается на средства предпринимателей, которые вкладывают свой капитал путем
приобретения акций и становятся членами фаланги. Неимущие в первое время
делают взнос своим трудом. Во-вторых, доход фаланги должен распределяться
соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12) Предполагалось
со временем увеличить долю труда в общем доходе.
Таким образом, в системе
Фурье сохранялись частная
нетрудовой доход. Такое положение вещей, по мнению этого гениального
мыслителя, обеспечивало фалангу притоком капиталов (их должны вносить
богатые), собственной рабочей силой (исчезает эксплуатация наемного труда),
стимулировало рост производства (есть заинтересованные в доходе).
Сотрудничество богатых и бедных внутри фаланги превращает первых в
тружеников, а вторых - в акционеров (собственников). Конечной целью
создания сети фаланг был переход к идеальному "строю гармонии".
Излишне говорить об утопичности
этого плана социального
общества; все попытки создания фаланг в Америке и Европе успеха не имели.
Зато многие английские и
французские ученики и
по-своему истолковывая их пророчества и отклонившись от главной линии
"патриархов социализма", впоследствии внесли большой вклад в развитие
кооперативного движения. Если Оуэн и Фурье преследовали возвышенные, но
фантастические цели, то
ученики и последователи
инициаторов создания вполне приспособленных к "земным" условиям
кооперативных обществ, отвечающих повседневным потребностям своих членов.
Оуэнисты и фурьеристы издавали кооперативные журналы, пропагандировали идеи
мирной, экономической демократии, ассоциации потребителей и производителей.
Таким образом, учения о кооперативном движении "отпочковались" от более
обширного и высокого общественного идеала. С развитием самого кооперативного
движения учения о нем получили самостоятельную жизнь, но их родовая
связь с представлениями о лучшем будущем сохранилась.
Во второй половине XIX века в европейских странах активно обсуждался вопрос о
необходимости и путях перехода от капитализма к социализму. Разброс мнений
был большой, но два пути обнаружились вполне отчетливо: один - революционный,
немирный, другой - эволюционный, мирный. Большинство кооперативов сделали
выбор в пользу второго пути.
Так оформилась теория постепенного мирного преобразования общества чисто
кооперативными средствами (вариантом является приобретением кооперацией
ведущей роли в экономике). Для данной теории характерны, с одной стороны,
преувеличение роли и социально преобразующих возможностей кооперативов, а с
другой - отрицание идеи классовой борьбы, диктатуры пролетариата. Сторонники
этой теории выступают за проведение общественных реформ, сотрудничество
классов и гражданский мир, чего не приемлют представители наиболее
радикальных левых партий.
Вместе с тем довольно значительная часть кооператоров расстается с идеей
социализма. Указанная выше теория получила название "кооперативного
социализма". Помимо "кооперативного социализма" существуют антикооперативные
теории, концепция "кооперативного капитализма" и др. Сама теория
"кооперативного социализма" не однородна, многовариантная и включает
различные направления, школы.
ИДЕИ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ ДЛЯ
ОСВОБОЖДЕНИЯ ТРУДА ОТ
Великие утописты кооперацию понимали в виде универсальных общин (коммун),
перестраивающих всю жизнь ее членов; потом понятие кооперации сузилось, и она
стала рассматриваться как все многообразие кооперативов, обслуживающих
отдельные стороны жизни людей.
Некоторые сторонники великих социалистов-утопистов собственное предназначение
уже этой узко трактуемой кооперации тоже видели в освобождении труда от
капитала.
Ученик и последователь Оуэна, врач по специальности Уильям Кинг (1786-1865)
явился одним из первых теоретиков и практиков кооперативного движения. Будучи
оуэнистом, он всячески стремился развивать кооперацию, видел в ней средство
уничтожения бедности на основе самодеятельности и взаимопомощи трудящихся.
Поселившись в г. Брайтоне, он развернул бурную пропагандистскую деятельность,
для этой цели с 1828 по 1830 г. издавал ежемесячный журнал "Кооператор", чем
способствовал значительному развитию теории кооперации и оживлению
кооперативного движения.
Оуэн, как известно, рассчитывал на финансовую помощь фабрикантов в создании
общин. Кинг отходит от этой идеи, отказывается от надежды на богатых и власть