Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:30, курсовая работа
Целью написания данной работы является анализ характеристики поведения потребителя в условиях неопределённости и риска с учётом исторического формирования потребительских предпочтений.
Задачами курсовой работы - рассмотреть основные особенности поведения потребителя в условиях современных рынках товаров и услуг; на теоретическом аспекте более детально изучить процесс исторического формирования экономических предпочтений потребителя; рассмотреть на фундаментальном уровне эволюцию экономических потребностей потребителя. Также будут приведены примеры экономического и психологического влияния на потребительский выбор.
Введение
Глава 1. Потребительский выбор и его особенности
1.1 Основные постулаты теории поведения потребителя
1.2 Условия сбалансированного потребления
Глава 2. Формирование поведения потребителя
2.1 Исторические особенности формирования экономических потребностей потребителя
2.2 Методология практической коррекции современных потребительских предпочтений
2.3 Экономическая эффективность коррекции поведения потребителя
Глава 3. Неопределённость и риски для потребителя
3.1 Неопределённость и экономические риски в современных рынках
3.2 Симбиоз потребительского выбора и его коррекции как основа саморегуляции рынка
Заключение
Список использованных источников
Приложения
3.1 Неопределённость
и экономические риски в
В настоящее время даже в рыночной системе, подверженной структурным и цикличным, локальным и глобальным экономическим кризисам, уровни риска для разных сфер экономической деятельности всегда дифференцированы. Это связано с тем, что покупательная способность во время кризиса может не снижаться, а даже увеличиваться на отдельные группы товаров.
Татьяна Разумова, заместитель заведующего кафедрой экономики труда и персонала Экономфака МГУ в комментарии газете "Труд":
Уровень потребительских
расходов по сравнению с другими
странами в России и так очень
низок. Ему некуда падать. Россияне
в кризисной ситуации, наоборот,
будут тратить больше денег. Например,
приобретать про запас продукты
первой необходимости. Или делать крупные
покупки. Они просто боятся, что ситуация
ухудшится и накопленные
Таким образом, ситуация с поведением участников рынков может быть определена только в совокупности с оценкой уровня дохода и жизни потребителя, спецификой рынка и другими детерминантами.
К примеру, на
рынке недвижимости в Российской
Федерации последние два
Спрос на хлеб остался прежним, потому что хлеб относится к категории товаров первой необходимости.
Экономические
риски напрямую связаны с неопределённостью
рынка. Экономические (коммерческие) риски
- это риски, обусловленные неблагоприятными
изменениями в экономике
Наиболее
распространенным видом экономического
риска, в котором сконцентрированы
частные риски, являются изменения
конъюнктуры рынка, несбалансированная
ликвидность (невозможность своевременно
выполнять платежные
Возможность оперативно анализировать динамику экономических рисков для предприятия - залог повышения безопасности и сохранения возможности быстрого реагирования и принятия соответствующих управленческих решений.
3.2 Симбиоз
потребительского выбора и его
коррекции как основа
Рыночная экономика - экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т.п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.
Все рыночные
процессы можно рассматривать как
совокупность взаимовлияющих субъектов
и объектов рыночных отношений. К
субъектам можно отнести
Данные элементы оказывают влияние на рынок непрерывно, но их влияние динамическое, и потому можно выделить определённые периоды, или "волны влияния". Наиболее сильное влияние оказывают такие детерминанты рыночной конъюнктуры, как спрос и предложение. Связующим звеном между ними является акт приобретения экономического блага потребителем. Центр и основа экономической системы - потребитель.
Роль потребительского выбора огромна, так как любое экономическое явление, будь то кризис или подъём экономики, уровень жизни, измеряются индексом потребления. Это один из важнейших показателей "экономического" здоровья потребителя.
Для осуществления
изменения потребительских
Дело в том, что из современного мира невозможно убрать элемент воздействия на потребителя. Это естественный эволюционный процесс, сформировавшийся ещё в древности и на настоящий момент являющийся в какой-то степени гарантом стабильности фирм и предприятий, если на них присутствует эффективный отдел маркетинговой службы.
В некоторой
степени, оказываемое влияние
Или, к примеру, заходя в магазин, в котором интерьер и выкладка товара соответствует основным принципам мерчендайзинга, мы всегда знаем, что шоколадки, жевательные резинки и сигареты находятся практически "на кассе". Данное представление о выкладке товара, сформированное посредством мерчендайзинговой политики управления вниманием потребителя, позволяет нам экономить время в отдельных случаях.
В целом, любое оказываемое влияние на потребителя, в конечном итоге, на руку только тем, кто продаёт. Покупающему же приходится мириться с всё нарастающей степенью вторжения в аналитическое мышление со стороны маркетологов. Данное "вторжение" маркетологу необходимо контролировать, так как у потребителя от излишнего потока навязываемой информации может наблюдаться "эффект переедания", или отторжения, избегания чрезмерно вредного психологического раздражителя на его сознание.
В современном
мире необходимо проявлять уважение
к потребителю и не травмировать
его психическое здоровье изобилием
"рекламного мусора". Рациональное
соблюдение гармонии в отношениях с
потребителем позволяет увеличить
доверие покупателя к продавцу. Гармонию
следует соблюдать, исходя из принципа
доброжелательного отношения к
потребителю. Если относиться к потребителю
как к эксплуатируемому экономическому
субъекту, у потребителя возникнет
подсознательное ощущение, что его
используют. В результате - отторжение
к участию на рынках и формирование
негативного отношения к
Из вышесказанного следует, что коррекция экономического поведения потребителя - неотъемлемая часть современного диалога между участниками рынка. Симбиоз потребительского выбора и его коррекции является своеобразной определяющей сбалансированности и саморегуляции рынка.
Заключение
В проделанной
работе удалось найти решения
поставленных задач, обозначенных во введении.
Был дан сравнительный анализ
поведения потребителя в
Были рассмотрены
основные особенности поведения
потребителя в условиях современных
рынках. Также рассмотрена эволюция
экономических потребностей потребителя.
Были приведены примеры
Отдельные способы влияния на потребителя, представленные во второй главе, наглядно показывают нам актуальную ситуацию степени вовлечения в продвижение товара до конечного потребителя не только маркетинга, но и такой специфической дисциплины, как мерчендайзинг.
Рассмотренная проблема воздействия на экономическое поведение и выбор потребителя представлена как неотъемлемое условие существования диалога между всеми участниками рынка: потребителем и производителем, государством, продавцом и покупателем. Выявлена взаимная и неразрывная связь участников рынка, основанная на коррекции поведения потребителя, которая возможна только в условиях его неопределённости.
Представлена модель, согласно которой неопределённость потребителя является причиной принятия рискованных или даже противоречивых решений (на примере лотереи). Неопределённость и риски также свойственны предприятиям, но прямого воздействия на них потребитель не может оказать. Единственное средство воздействия для потребителя - изменение спроса.
Неопределённость и риски в современных рынках являются естественной средой потребителя. Использование их как ключевых механизмов участниками рынка должно производиться с проявлением уважения к потребителю, соблюдая суверенность его выбора и предпочтений. Данная концепция должна опираться на моральные принципы и не нести в себе элементов принуждения. Благодаря соблюдению данных требований, диалог между участниками рынка должен стать более гармоничным и перерасти в симбиоз, если ещё не перерос.
Это необходимо как потребителю в некоторых случаях, так и производителю экономических благ в любом случае, так как доброжелательный подход не только не вызывает специфической негативной реакции у потребителя, но ещё и оказывает дополнительный мотивирующий механизм, возникающий в сознании потенциального потребителя как ответная реакция.
Список использованных источников
1. Закон РФ
от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О
защите прав потребителей" (с
изменениями, актуальными 15.
. Журнал "Forbes Style", октябрь, 2011
.О. Ткачёв "Visual бренд. Притягивая взгляды потребителей", изд. "Альпина паблишер", 2009
.Р.М. Нуреев "Курс микроэкономики", изд. "Норма", 2005, с.120-126
. Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский "Маркетинг: Учебное пособие", глава 5. Изд. "ТРТУ", 1999
. Бернулли
Д. "Опыт новой теории измерения
жребия" в книге В.М. Гальперина
"Теория потребительского
. С.Л. Рубинштейн "Основы общей психологии". СПб., 1998
.В.И. Ильин "Поведение потребителей", изд. "СыктГУ", 1968
.Л. Гиндулина - рецензия в журнале "Рекламодатель: теория и практика", №6, 2009, с.57-84
. Поль Андри Дитрих Гольбах "Система природы", 1770
. Комментарий в газете "Труд", №008, 2008
.В.Е. Есипов "Цены и ценообразование", изд. "Питер", 1999
. И.А. Желтякова, Г.А. Маховикова, Н.Ю. Пузыня "Цены и ценообразование", изд. "Питер", 2000
. И.А. Андронова "Экономика и право в школе", №2, 2008, с.72-77
. Информация о преимуществах эквайринга опубликована на сайте mbrr.ru/sme/acquiring
. Информация о дизайне рекламы взята с главной страницы "nrtm.ru"
. Определение
"Рыночной экономики" взято
с сайта ru. wikipedia.org/wiki/Рыночная_
. Информация о персонализации рекламы Google опубликована на сайте adwords. blogspot.com
. "Экономический словарь informbureau.com"
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Предельная полезность и цена благ
БлагаПредельная полезностьЦена, в долларахВзвешенная предельная полезность (MU) (P) (MU/P) A1001010B80420C45315
Таблица 2
Положение равновесия потребителя (в кардиналистской теории)
БлагоMUPMU/
Приложение 2
Рисунок 1. Потребительский спрос
Рисунок 2. Кривая потребительского спроса (Эффект Веблена)
Рисунок 3. Развёрнутая модель покупательского поведения.
Рисунок 4. Краткая модель участников управления рыночными процессами.
Рисунок 5. Этапы совершения экономических сделок
Приложение 3
Определения:
Неопределённость
- состояние потребителя, при котором
невозможно адекватно оценить
Риск - вероятность возникновения события.
Информация о работе Поведение потребителя в условиях неопределённости и риска