Повышение конкурентоспособности на предприятии ОАО Хлебогор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание

Конкурентоспособность товаров – решающий фактор коммерческого успеха на конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Работа состоит из  1 файл

Повышение конкурентоспособности.docx

— 90.96 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Конкурентоспособность товаров – решающий фактор коммерческого  успеха на конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям  потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Отсутствие  необходимых теоретических и  практических знаний механизма обеспечении  конкурентоспособности товаров  и услуг зачастую приводит к серьезным  просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к  существенным убыткам, а иногда и  к банкротству предприятий. Вместе с тем, политика многих предприятий в области обеспечения конкурентоспособности нередко оказывается недостаточно квалифицированной.

Разработка  новых перспективных стратегий  обеспечения конкурентоспособности  становится в наше время все более  актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свою прибыль.

Целью настоящей  работы является определение путей повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- теоретическое  исследование понятия «конкурентоспособность  продукции», изучение его сущности;

- определение  факторов, критериев и показателей  конкурентоспособности продукции;

- анализ  существующих подходов к оценке  конкурентоспособности;

- определение  методов повышения конкурентоспособности  продукции;

- разработка путей повышения  конкурентоспособности на примере  ОАО «Хлебогор».

Объект  исследования – ОАО «Хлебогор».

Предметом исследования в данной работе является определение ключевых направлений повышения конкурентоспособности предприятия.

         В соответствии с поставленными  задачами, курсовая работа состоит  из введения, двух разделов, заключения,  списка использованной литературы. Общий объем курсовой работы составляет 40 страниц.

При написании  курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза, а также  методы обработки результатов маркетинговых  исследований, включающих методы экспертных оценок.

Следует отметить, что рассматриваемая тема является на сегодняшний день недостаточно разработанной в силу того, что  обеспечение конкурентоспособности  довольно сложно поддается комплексному анализу, также сложно получить информацию о рынке вообще и о том, какой  стратегии придерживается та или  иная фирма, и с какими результатами.

Теоретической и методологической основой исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции. 

1 Конкурентоспособность товара на рынке

1.1 Конкурентоспособность  продукции как экономическая  категория

 

 

 Конкуренция - состязательная борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные рынки сбыта. Конкуренция выступает как высшая побудительная сила, которая заставляет изготовителей продукции повышать ее качество, снижать затраты на производство, повышать производительность труда.

“Европейский  форум по проблемам управления”  определил, что конкурентоспособность  – это реальная и потенциальная  возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов.

Прежде  всего, необходимо различать конкурентоспособность  объекта  и субъекта.

Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется  в процессе деятельности конкретного  экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Конкурентоспособность  объекта определяется по отношению  к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность  характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность  страны, тем выше жизненный уровень  в этой стране [11, с.5].

Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие  возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей  и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)».

Уточнение термина «конкурентоспособность» раскрывает особенности объектов конкурентоспособности, цели и масштабы оценки, и позволяет ответить на следующие вопросы:

  1. С кем (чем) конкурировать?
  2. По каким критериям и показателям?
  3. На каком уровне конкурировать?

Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим, так как указывает  на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на остальные вопросы учитывают  особенности объекта и позволяют  увидеть, где и как реализуется  способность объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность  как термин нельзя рассматривать  вне связи с объектом. Объектами  оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны [8, с.102].

Конкурентоспособность продукции состоит из следующих  элементов:

1. Ценовая  конкурентоспособность продукции

    1. Соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов (с ценами аналогичной продукции и с ценами товаров-субститов);
    2. Действенность системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов;
    3. Привлекательность для потребителей системы скидок (наличие и эффективность системы скидок в зависимости от размера партии; от условий оплаты сделок; от потенциальных возможностей, связанных со сделкой).

2. Качество  продукции

    1. Технико-функциональные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации);
    2. Наличие дополнительной пользы (наличие дополнительных функций; удобства, связанные с процессом покупки, с процессом оплаты, с последующей утилизацией);
    3. Престижность продукции.

3. Конкурентоспособность  систем сбыта, рекламы и обслуживания

    1. Удобство для потребителей системы сбыта;
    2. Эффективность рекламы;
    3. Удобство и надежность систем обслуживания (системы технического, торгового, гарантийного, постгарантийного, сервисного обслуживания).
    4. Эффективность системы работы с общественностью [9, с.12].

 В  общем виде, эмпирическая формула  конкурентоспособности товара имеет  вид:

конкурентоспособность = качество + цена + обслуживание

В соперничестве  за часть рынка в конкуренции участвуют не только основные игроки. Все могут быть конкурентами (Потребители, поставщики, новые участники, продукты-заменители).

Подробный анализ и изучение конкурентных сил позволяет компании ответить на ряд очень важных вопросов:

  1. Выявить свои слабые и сильные стороны.
  2. Вовремя заметить новых участников.
  3. Определить время появления товаров-заменителей.

В итоге, компания сможет выбрать  оптимальную  конкурентную стратегию и занять выгодное положение на рынке с целью получения максимальной прибыли, а также занять правильную позицию для защиты от конкурентов.

При выборе оптимальной конкурентной стратегии  необходимо также учесть, что конкурентоспособность  как экономическая категория  выражает функциональный результат использования множества факторов действия конкуренции на различных уровнях и сегментах рынка.

 

 

1.2 Факторы и критерии конкурентоспособности продукции

 

 

Понятие «фактор» происходит от латинского «factor»  — делающий, производящий, это даёт основание сформулировать его определение  как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько  показателей его качества [15, с.474].

Фактор  конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие

которой необходимо  и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных  критериев конкурентоспособности  продукции и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, так  называемый факторный анализ, - важный момент в деятельности предприятий  – изготовителей и предприятий- продавцов. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности.

 Критерий конкурентоспособности  – это качественная и (или)  количественная характеристика  продукции, служащая основанием  для оценки ее конкурентоспособности.  По отношению к количеству  характеристик, учитываемых при  оценке конкурентоспособности, следует  различать единичные и комплексные  критерии.

Критерии конкурентоспособности  продукции:

  1. Уровень качества
  2. Уровень новизны
  3. Имидж товара
  4. Информативность
  5. Цена потребления.

Но не следует смешивать понятия  «фактор конкурентоспособности» и  «критерий». Одна и та же характеристика под углом зрения разных субъектов  рынка может выступать или  как фактор, или как критерий. Например, доставка товара в магазин  в срок является сбытовым критерием  для оптового продавца или товаропроизводителя. Но в то же время она выступает  фактором, который определяет такой  критерий конкурентоспособности как  «устойчивость ассортимента».

К факторам конкурентоспособности продукции относятся:

Внешние факторы:

  1. Уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  2. Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  3. Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  5. Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  6. Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  7. Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  8. Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);
  9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
  10. Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается).

Внутренние  факторы:

  1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
  2. Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);
  3. Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);
  4. Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  5. Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  6. Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);
  7. Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).

Информация о работе Повышение конкурентоспособности на предприятии ОАО Хлебогор