Повышение конкурентоспособности на предприятии ОАО Хлебогор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание

Конкурентоспособность товаров – решающий фактор коммерческого успеха на конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Работа состоит из  1 файл

Повышение конкурентоспособности.docx

— 90.96 Кб (Скачать документ)

     С 14 июня 2005 года на основании общего собрания акционеров ОАО фирма "Брянскхлебпром" переименована в ОАО "Хлебогор".

Адрес офиса и производственных подразделений: 241020, г. Брянск, Проспект Московский, 85 «А».

ОАО «Хлебогор» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему акционерами в счет оплаты акций.

Общество  может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество  несет ответственность по своим  обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих акционеров.

 Государство  и его органы не несут ответственности  по обязательствам общества, равно  как и общество не отвечает  по обязательствам государства  и его органов.

Общество  вправе в установленном порядке  открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Общество  имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым обществом самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Общество  может на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству, действующему на территории РФ, и в  порядке, предусмотренном законодательными актами РФ. Общество может участвовать  в деятельности и сотрудничать в  иной форме с международными общественными, кооперативными и иными организациями.

Вмешательство в административную и хозяйственную  деятельность Общества со стороны государственных,  общественных и других организаций не допускается,  если это не обусловлено их правами по осуществлению контроля и ревизии согласно  действующему законодательству

Общество может создавать филиалы  и открывать представительства  на территории РФ и за ее пределами. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени Общества, которое несет ответственность за их деятельность. Филиалы и  представительства не являются юридическими лицами, могут наделяться Обществом имуществом и действуют в соответствии с положением о них. Имущество филиалов и представительств учитывается на  основном балансе общества в соответствии с действующим законодательством. Решение о создании филиалов и представительств, их ликвидация, реструктуризация,  утверждение положения о них, а также решение о назначении или досрочном освобождении руководителя филиала, принимается советом директоров общества. Руководители филиалов и представительств действуют на основании доверенности, выданной Обществом в лице генерального директора.

В состав предприятия входят 8 филиалов: Жуковский  хлебозавод, Карачевский хлебокомбинат, Новозыбковский хлебокомбинат, Почепский  хлебокомбинат, Севский хлебокомбинат, Суражский хлебозавод, Сельцовский  хлебозавод, Фокинский хлебокомбинат. [1, с. 2 -11]

ОАО "Хлебогор" и его филиалы производят широкий  ассортимент различных видов  продукции:

- булочные изделия: батоны, багеты, булочки, калачи, лепешки, сайки, заготовки для пиццы;

- кондитерские изделия: кексы, пирожные, печенье;

- сдобные изделия: пироги, плюшки, рожки, рулеты, сдобы, плетенки, витушки;

- слоеные изделия: слойки и круассаны;

- сухарные изделия: сухари, сухари панировочные;

- хлебные изделия: хлеба.

Элементы внутренней среды

Основными переменными в организации, требующие особого внимания руководства, являются цели, структура, задачи, технология и люди.

Так главной  целью деятельности ОАО «Хлебогор» является извлечение прибыли, среди  основных задач можно выделить: улучшение  качества продукции, расширение ассортимента и выход на новые рынки сбыта.

Для производства хлебобулочной  продукции используется новое и  модернизированное оборудование: тестомесильная машина FAMA S/25, тестораскаточная тестоделительная машины Bongard и Bassanind. Так же для выпечки хлеба используются подовые и конвекционные печи. На предприятии постоянно ведется контроль соблюдения техники безопасности и технические проверки оборудования в целях не допущения сбоя в работе.

Руководство текущей деятельностью  общества осуществляется единоличным  исполнительным органом (генеральным директором) Халютиным А.С.. Директору непосредственно подчиняются: главный бухгалтер; коммерческий директор; заведующий торговой сети. Каждому из них подчиняются подразделения, специализирующиеся по направлениям деятельности компании:

- бухгалтерия, экономическая  служба;

- коммерческая служба, отдел  снабжения, склад;

- торговый отдел, транспортная  служба.

На данном предприятии структура организации.- линейно-функциональная.

Большая часть сотрудников предприятия  имеет высшее образование. Среднеспециальное  и техническое образование имеют  только работники, выполняющие малоквалифицированный  труд: уборка территории, офисных и  производственных помещений.  По мере возможности руководство фирмы  старается повышать квалификацию сотрудников  посредствам различных курсов, семинаров  и т.д. Подбором персонала занимается отдел кадров, учитывая множество факторов, таких как, высшее образование, знание иностранных языков, знание компьютера опыт работы и т. д., которые очень важны для успешной работы предприятия. Общая численность работников на 2010 г. составила 1096 человек.

Внешняя среда организации

Продукция фирмы реализуется  через оптовые поставки в другие регионы и в магазины города.

Поставщиками продукции  для данного предприятия являются ЗАО «Мелькрук», ООО «Интера», ООО  «Ромукомолсервис». Установленное  оборудование предприятие закупает в Германии – MKN и Италии – Emmepi, Dixion.

В Брянской области помимо крупных заводов и комбинатов производителей хлебобулочной продукции стали появляться частные пекарни, которые выпускают небольшой, но улучшенный ассортимент продукции. Две такие пекарни появились в крупнейших гипермаркетах города: «Линии» и «Свенской ярмарке». Также открылась частная пекарня «Царь – хлеб», работающая на оборудовании прекратившей свое существование пекарни «Мираль».

На сегодняшний  день на рынке г. Брянска и Брянской области представлены следующие  производители хлебобулочной продукции :

- ОАО  «Бежицкий хлебокомбинат»;

- ОАО  хлебокомбинат «Каравай»;

-  ГУП   «Брянский хлебокомбинат №1»;

- ОАО  «Хлебогор»;

- ОАО  «Фабрика-кухня» «Журавли»;

- ОРС  НОД № 15;

- «Гомельхлебпром»;

- Стародубский  хлебокомбинат;

- Пекарня  «Умут»;

- Пекарня  в гипермаркете «Линия»;

-  Пекарня  «Царь- хлеб»;

- Пекарня  в супермаркете «Свенская ярмарка»;

- пекарня  ИП Никишин. 

Но все  же основными конкурентами ОАО «Хлебогор»  являются: хлебокомбинат «Каравай», Брянский хлебокомбинат №1, ОАО «Бежицкий  хлебокомбинат», ОРС НОД 15, т.к. продукция  этих комбинатов  занимает наибольшую рыночную долю в общем объеме реализации хлебобулочной продукции области.

Основным  рынком, на которым ОАО «Хлебогор». осуществляет свою деятельность является Брянская область, а основным потребителем - население области. Основная часть всей продукции реализуется через продуктовые магазины. Недостатками данного канала является потребность в необходимости широкой рекламы, на продукцию, производимую ОАО «Хлебогор». Так же предприятие реализует свою продукцию в Орловской, Смоленской, Калужской и Курской областях. Что позволяет занимать 25,4% от общего производства хлебобулочных изделий в Брянской области.

В 2009 г. производство хлебобулочных изделий ОАО «Хлебогор» составило 20831,2 тонны. Изменилась структура производства: по сравнению с 2008 г. снизилось производство хлеба на 1,1%, и увеличилось потребление батонов и булок на 5%, сдобных изделий на 2,1%, слоеных изделий на 34,7%, кондитерских на 48,9%.

Необходимо  учесть, что спрос на хлеб меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса. При снижении доходов населения потребление хлеба растет, при росте, наоборот, снижается. Повышение благосостояния населения за последние годы привело к небольшому снижению потребления хлебобулочной продукции (5-6%). Снижение потребления хлеба сопровождается ростом потребления кондитерской продукции. Вместе с тем повысились и требования к качеству предлагаемой продукции, к ее конкурентоспособности. Общей тенденцией развития рынка мучных кондитерских изделий является развитие «в глубь», т.е. не разработка каких-то принципиально новых видов изделий, а совершенствование, придание изысканности, «усложнение» уже имеющихся традиционных изделий. Примерами таких изделий являются пряники с начинкой, глазировка практически всех видов печенья, печенье с начинкой.

      Для улучшения результатов деятельности  ОАО «Хлебогор» плотно работает  над расширением ассортимента  продукции и продвижении  ее  на территории г. Брянска и  Брянской области. Для привлечения  потребительского спроса планируется  большую часть продукции упаковывать  в цветные пакеты с нанесением  на них фирменного логотипа  или применением самоклеющихся  этикеток. Маркетологи  проводят  широкие рекламные акции (фирменные  полки, видеоролики, проспекты,  сувенирная продукция, дегустации). То, как эффективно работают указанные методы, можно проверить проанализировав конкурентоспособности продукции.

 

 

2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Хлебогор»

 

 

Экономическая практика уже давно показала, что  потребители на рынке не выступают  единым целым: они по-разному реагируют  даже на один и тот же товар с  одними и теми же свойствами, что  необходимо учитывать как в теоретических, так и в практических разработках, посвященных конкурентоспособности. Именно это обстоятельство необходимо учитывать маркетологами ОАО  «Хлебогор»  при сегментировании  рынка и позиционировании товара.

Для оценки конкурентоспособности ОАО «Хлебогор» проведем SWOT-анализ. SWOT-анализ позволяет компании изучить существующие на рынке возможности и взвесить свои способности по их преследованию. Также при этом изучаются угрозы, способные подорвать позиции фирмы. Сильные и слабые стороны рассматриваются с позиции покупателей, что подводит реальную основу под решения о распределении ресурсов и помогает компании извлечь максимум пользы из имеющихся у нее возможностей. Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для дальнейшего развития предприятия, а также какие проблемы необходимо срочно решить.

Определение сильных и слабых сторон продукции ОАО «Хлебогор».

 

Таблица 1 - SWOT – анализ ОАО «Хлебогор»

Сильные стороны (S):

Возможности (О):

1) наличие квалифицированных специалистов;

2) высокое искусство конкурентной борьбы;

3) высокое качество продукции;

4)  гибкая адаптация  к запросам потребителей и  изменение ориентации производства  в зависимости от изменения  потребностей рынка;

5) новое и модернизированное  оборудование.

1)  расширение ассортимента;

2) нижение торговых барьеров  в выходе на внешние рынки;

3) снижение накладных  расходов;

4) сокращение сроков выполнения  заказов за счет дальнейшей  автоматизации;

5) наличие неохваченных  фирмами перспективных рынков  или новых сегментов рынка;

6) наличие на рынке  поставщиков современного высокопроизводительного  оборудования;

7) наличие существующих  дилерских сетей и поставщиков  сырья.


 

Окончание таблицы 1

 

 

Продолжение таблицы 1

 

Слабые стороны (W):

Угрозы (T):

1) недостаточное финансирование;

2) нестабильное  финансовое состояние;

3) ориентация  на производство изделий из  муки только высшего сорта;

4) нет  должностных инструкций на ряд  исполнителей;

5) небольшие объёмы производства хлеба;

6)  небольшое разнообразие хлебобулочных изделий;

7) недостаточная известность продукции на рынке;

8) Отсутствие собственной розничной сети.

1) ослабление роста рынка, неблагоприятные  демографические изменения ввода  новых рыночных сегментов;

2) увеличение  продаж заменяющих товаров, изменение  вкусов и потребностей покупателей;

3) ожесточение  конкуренции;

4) законодательное  регулирование цены;

5) чувствительность к нестабильности  внешних условий бизнеса


 

Проанализировав и сопоставив возможности с сильными сторонами ОАО «Хлебогор», приходим к выводу, что при данных условиях для предприятия выгоден поиск новых сбытовых сетей, организация проведения рекламы с целью повышения известности продукции на рынке, а также расширение ассортимента, выпускаемой продукции. Помимо этого опираясь на сильные стороны предприятия можно снижать угрозы, применяя гибкую ценовую политику для борьбы с нежелательными конкурентами. Основной из слабых сторон для реализации возможностей может быть недостаток денежных средств необходимых для покупки для организации качественной маркетинговой деятельности. Основными угрозами для ОАО «Хлебогор» является наличие жесткой конкурентной среды в области, увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей, а также высокая чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности на предприятии ОАО Хлебогор