Повышение конкурентоспособности на предприятии ОАО Хлебогор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание

Конкурентоспособность товаров – решающий фактор коммерческого успеха на конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Работа состоит из  1 файл

Повышение конкурентоспособности.docx

— 90.96 Кб (Скачать документ)

Существует  также мнение, что товарная конкурентоспособность  находится в прямой зависимости  от разноплановых  факторов, среди  которых первостепенное значение имеют  издержки производства,  производительность и интенсивность труда, которые  влияют на цену и качество изделий [2, с.66].

Издержки  производства – это выраженные в  денежной форме затраты фирмы, связанные  с приобретением факторов производства и их использованием.

Производительность  труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность  на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются  материальные основы конкуренции, которые  проявляются на рынке через сравнительный  уровень цен и прибыльности.

Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности  производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска  продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу.

 В  торговой практике наиболее значимы  сбытовые и сервисные факторы,  которые действуют взаимосвязано  на отдельных этапах товародвижения. Сбытовые факторы влияют опосредственно, через сервисные факторы, - на  конкурентоспособность продовольственных  товаров. Особое значение придаётся  рекламному обеспечению, которое  стимулирует спрос на различные  виды продукции. Для конкурентоспособности важны факторы расчета с поставщиками, это могут быть: наличный расчет, безналичный расчет и предоплата.

В последние  годы большое значение в обеспечении  конкурентоспособности товаров  приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические  стандарты, возрастающие требования к  качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.

Необходимо  отметить, что анализа факторов, влияющих на конкурентоспособность, в  практической деятельности бывает недостаточно. Для определения оптимальных  путей повышения конкурентоспособности, прежде необходимо провести оценку конкурентоспособности  товара на рынке.

 

1.3 Оценка конкурентоспособности  продукции

 

Разработка  путей повышения конкурентоспособности  товара напрямую зависит от его правильной и своевременной оценки. Практически  по каждому анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности  формирования соответствующего товарного  рынка и основные тенденции научно – технического прогресса.

Оценка  конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами  базы сравнения. Базой сравнения  могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий  товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта [2, с.14 ].

Как отмечают специалисты, в применяемых теоретических  и методических подходах оценки конкурентоспособности  не нашел отражения тот факт, что конкурентоспособность товара можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью, которая зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится тот или иной вид продукции [6, с.14 ].

Для оценки конкурентоспособности продукции  можно использовать аналитические  и графические методы оценки.

Анализ  конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует  уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции  нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В  то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться  как преимущество продукции, поскольку  с точки зрения потребителя оно  часто является бесполезным и  потребительской стоимости не увеличивает.

Исключения  могут составить случаи, когда  покупатель заинтересован в некотором  превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в  будущем.

Существуют  следующие методы оценки конкурентоспособности:

Модель  Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей.

Она выражается формулой:

Аj =

Iij ,                                              (1)

где   Аj — субъективная пригодность товара (отношение к товару);

Vj — важность мотива для потребителя;

Iij — субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.

С точки  зрения работы с товаром использование  модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто  бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения  с идеальными характеристиками.

Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает  сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт [6, с.67].

При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:

Qi =

,                                              (2)

где   Qi — показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Pi — величина i-го параметра товара;

Pi0 — величина i-го параметра для товара-эталона.

Рассчитывается  интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности):

К =

,                                              (3)

где    n — число оцениваемых параметров;

  Qi — показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

αi — вес i-го параметра.

Очевидно, чем ближе К приближается к  единице, тем ближе по набору оценочных  параметров данный товар соответствует  эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетически идеальный товар, наделив его лучшими параметрами товаров данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.

При оценке конкурентоспособности конкретного  товара его можно сравнить с подобными  продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых также было проведено  подобное сравнение с эталонным  образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом-конкурентом, то К<1 означает, что анализируемый  товар уступает образцу по конкурентоспособности; при К>1 — превосходит. При равной конкурентоспособности К=1.

При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы  он и оцениваемый товар были аналогичными по значению и условиям использования  и предназначались для одной  группы потребителей [3, с.25].

Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара:

Qj =

|Bjk – Ik|r ,                                             (4)

где    Qj — оценка потребителями марки j;

Wk — важность характеристики k (k=1,…,n);

Bjk — оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

Ik — идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

r — параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.

Смысл этой формулы: товар следует предпочесть  другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше [6, с.244].

Преимущества  метода заключаются в том, что  он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте.

Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.

При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом:

B0i =

,                                              (5)

где    М0 — объем продаж данного товара за определенный период;

М1 — объем продаж товара-конкурента за тот же период.

Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит  экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов.

Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается  влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.

Алгоритм  расчета конкурентоспособности  товара Гребнева включает следующие этапы:

1. Разработка  на основе знания рынка и  требований к товару совокупность  показателей его качества.

2. Выбор  из этой совокупности несколько  важнейших показателей (параметров  качества).

3. Получение  количественных характеристик значимости (ai) каждого из i-го параметра путем опроса эксперта.

4. Формирование  модели эталона, т. е. образца  товара в разрезе выбранных  параметров с позиции покупателей,  с заданием его количественных  оценок.

5. Разработка  количественных оценок тех же  самых параметров качества по  своему изделию и по изделию  конкурентов.

6. Оценка  уровня качества или потребительского  эффекта своего товара и товара  конкурентов по формулам:

К =

,                                              (6)

К =

,                                              (7)

где   n — количественная оценка i-го параметра качества соответственно по своему изделию и по изделию конкурента;

n — количественная оценка i-го параметра качества эталона-образца с позиции показателя.

7.Расчет  цены потребления своего товара  и определение цены потребления  товара конкурента с учетом  отпускной или розничной цены  и эксплуатационных расходов  в период пользования товара.

8.Расчет  интегрального показателя конкурентоспособности  своего товара по формуле:

                                           (8)

9.Если  товар планируется экспортировать, то необходима проверка выбранных  параметров качества на соответствие  интернациональным или национальным  стандартам предполагаемого импортера.  Если хотя бы один из нормативных  параметров не соответствует  установленному стандарту, необходимо  такое несоответствие устранить.

,                                              (9)

где    Пк — произведение всех показателей:

Пк = 1, если все показатели соответствуют стандарту,

Пк = 0, если хотя бы один из показателей не соответствует стандарту.

Считается, что если коэффициент конкурентоспособности  меньше единицы, то предприятие предлагает на рынок явно не конкурентоспособный  товар, и необходимо изменить его  технические и экономические  характеристики. Более того, считается, что превышение данного значения на 10-20% слишком мало, чтобы быть уверенным  в успехе на рынке. Однако если это  превышение составляет 30-50%, то считается, что предприятие занимает достаточно устойчивое положение. Превышение 50-70% говорит о верности выбранного направления  действия фирмы на рынке [8, c.43].

Информация о работе Повышение конкурентоспособности на предприятии ОАО Хлебогор