Повышение конкурентоспособности на предприятии ОАО Хлебогор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание

Конкурентоспособность товаров – решающий фактор коммерческого успеха на конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Работа состоит из  1 файл

Повышение конкурентоспособности.docx

— 90.96 Кб (Скачать документ)

Преимущество  метода заключается в том, что  при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет  обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Недостатками  метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и  осложнение выработки управленческих решений.

Модель  «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции» представляет собой развитие описанной выше модели. Определяющими в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции. Привлекательность рынка складывается из характеристик просто рынка, качества рынка, основы снабжения и прочих условий. Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, исследовательским потенциалом, а также квалификацией менеджеров и сотрудников (рис..2) [1, с.36].

 

Привлекательность

рынка

Высокая

Средняя

Низкая

     
     
     

Малые

Средние

Большие

         Преимущества по отношению к  конкурентам


Рис. 1 - Модель «Привлекательность рынка — преимущества в     конкуренции»

 

Данная  матрица позволяет определить положение  рассматриваемого товара/предприятия  на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению  уровня конкурентоспособности товара/фирмы.

К недостаткам  модели можно отнести следующие:

  1. Определение факторов модели требует большого количества информации, которая чаще всего бывает просто недоступна.
  2. Трудно количественно оценить качественные характеристики.
  3. Модель статична и отражает только заданный промежуток времени.

Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка [5, с.67].

На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции (рис.3.3):

 

 

Преимущество товара

Преимущество себестоимости

Вся отрасль

Дифференцированность

Лидерство по затратам

Один сегмент рынка

Концентрация на сегменте


 

Рисунок 2 - Матрица Портера

 

1. Лидерство по затратам: все действия и решения фирмы должны быть направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики являются подчиненными.

2. Стратегия дифференциации: продукт фирмы должен отличаться от продукта конкурентов и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей.

3. Концентрация на сегменте: обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижение там лидерства по затратам, или особого положения, или того и другого вместе [11, c.163].

Недостатки  концепции конкурентной стратегии:

1. Данная концепция предусматривает наличие особой позиции по отношению к конкурентам, неизвестны способы достижения этих позиций.

2. Концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий.

Основным  недостатком рассмотренных методов  является их ограниченность: или оценивается  какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности  всего предприятия, или метод  является слишком сложным и трудоемким для практического использования. В разных методах оценки конкурентоспособности  предприятия используются  различные  группы факторов, в основном выявленные с помощью экспертных оценок. Использование  только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособности  товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод.

Таким образом, на сегодняшний день существует несколько  способов оценки конкурентоспособности. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Полученные результаты используются для выработки оптимального метода повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

 

 

 

 

 

1.4 Методы повышения конкурентоспособности   продукции

 

Распространение конкуренции подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта. При этом должны соблюдаться следующие требования:

Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого  для всех участников процесса производства и реализации продукции.

 Во-вторых, проблемы выпуска изделий, удовлетворяющих  новейшим требованиям научно-технического  прогресса. 

В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой  для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей  прибыли для производителя. 

При выборе путей повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень своевременным  решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации  товара. Решение о модификации  товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли [8, c.108].

Все возрастающее значение приобретает  проблема выбора и освоения новых  рынков сбыта. Новые рынки сбыта  решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, так как на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.

B конкурентной политике  принимаются во внимание, прежде  всего, функциональное назначение  товара, надежность, долговечность,  удобство использования, эстетичность  внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара  удовлетворять совокупные потребности  покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской  ценности товара, которая включала  бы в себя всю совокупность  свойства данного товара, а также  сопутствующих ему, является важнейшим  условием выживания на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный  товар, применяет различные стратегии. Например:

- добивается отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

- выбирает из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее  привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв  на рынке;

- отыскивает новое применение выпускаемым товарам;

- своевременно изымает экономически неэффективный товар из сбытовой  программы предприятия;

- находит выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

- осуществляет модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми  вкусами и потребностями покупателей;

- регулярно развивает и совершенствует систему сервисного обслуживания  реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

В международной практике считается  целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический  ряд, образующий  ассортиментный набор. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. [4, c.50]

Бесспорным является и  развитие такого направления повышения  конкурентоспособности товара, как  своевременное оказание комплекса  услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной  эксплуатации, то есть сервисное или  послепродажное обслуживание.

В результате оценки конкурентоспособности продукции  могут быть приняты следующие  пути повышения конкурентоспособности:

- обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке;

- изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учёта требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надёжности продукции;

- выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

- выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своём предприятии;

- изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

- определение возможных модификаций продукта путём повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надёжность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);

- выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий);

- нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;

- приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических или полярного климата, на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых);

- дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определённым видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей её эксплуатации, репутации предприятия -производителя и другого;

- воздействие непосредственно на потребителя путём искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведение активной рекламной деятельности, предоставления денежного или товарного кредита, в частности, путём рассрочки платежа [3, с.31].

В заключении следует отметить, что конкуренция – это неотъемлемая составляющая рыночных отношений и  прежде чем приступить к конкурентной борьбе должен изучаться вопрос о собственных возможностях фирмы обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы, необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

Рассмотрев теоретические  аспекты конкурентоспособности, перейдем к  рассмотрению данной проблемы с  практической стороны. Во втором разделе  курсовой работы проанализируем деятельность ОАО «Хлебогор», конкурентную среду, в которой функционирует предприятие  и разработаем методы повышения  хлебобулочных изделий.

 

2 Общая  характеристика предприятия и основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Хлебогор»

 

 

2.1 Общие сведения  о деятельности предприятия

 

       История создания предприятия  начинается с 1964 года, когда из  Треста пищевой промышленности  было выделено Управление хлебопекарной  промышленности. Последующие годы  ознаменовались рядом организационных  и структурных изменений, в  ходе которых произошло преобразование  и становление предприятия.

     Так в 1986 году Решением Совета  Министров РСФСР №1-р и Брянского  областного Совета народных депутатов  Управление хлебопекарной промышленности  преобразовано в Управление хлебопекарной  и макаронной промышленности.

     23 ноября 1988 года Решением Брянского  областного Совета народных депутатов  №448/2, приказами Министра хлебопродуктов  РСФСР №272, №254 Управление хлебопекарной  и макаронной промышленности  преобразовано в территориально-производственное  объединение (ТПО) "Брянскхлебпром".

     30 ноября 1992 года постановлением  Брянского областного комитета  по управлению имуществом №73 ТПО "Брянскхлебпром" было реорганизовано  в фирму "Брянскхлебпром" в  результате присоединения к ней  предприятий на правах филиалов: Жуковка, Карачев, Новозыбков, Почеп,  Севск, Сураж, Сельцо, Фокино, РМЦ  "Продмаш".

30 июля 1993 года на основании Указа Президента  от 01.07.1992 г. №721 ГП фирма "Брянскхлебпром" преобразовано в акционерное  общество открытого типа фирма  "Брянскхлебпром".

Информация о работе Повышение конкурентоспособности на предприятии ОАО Хлебогор