Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:23, курсовая работа
Конкурентоспособность товаров – решающий фактор коммерческого успеха на конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).
Преимущество
метода заключается в том, что
при наличии достоверной
Недостатками метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и осложнение выработки управленческих решений.
Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции» представляет собой развитие описанной выше модели. Определяющими в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции. Привлекательность рынка складывается из характеристик просто рынка, качества рынка, основы снабжения и прочих условий. Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, исследовательским потенциалом, а также квалификацией менеджеров и сотрудников (рис..2) [1, с.36].
Привлекательность рынка |
Высокая Средняя Низкая |
|||
Малые |
Средние |
Большие | ||
Преимущества по отношению к конкурентам |
Рис. 1 - Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»
Данная
матрица позволяет определить положение
рассматриваемого товара/предприятия
на рынке относительно других конкурентов,
а также позволяет выработать
стратегические рекомендации по улучшению
уровня конкурентоспособности товара/
К недостаткам модели можно отнести следующие:
Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка [5, с.67].
На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции (рис.3.3):
Преимущество товара |
Преимущество себестоимости | |
Вся отрасль |
Дифференцированность |
Лидерство по затратам |
Один сегмент рынка |
Концентрация на сегменте |
Рисунок 2 - Матрица Портера
1. Лидерство по затратам: все действия и решения фирмы должны быть направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики являются подчиненными.
2. Стратегия дифференциации: продукт фирмы должен отличаться от продукта конкурентов и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей.
3. Концентрация на сегменте: обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижение там лидерства по затратам, или особого положения, или того и другого вместе [11, c.163].
Недостатки концепции конкурентной стратегии:
1. Данная концепция предусматривает наличие особой позиции по отношению к конкурентам, неизвестны способы достижения этих позиций.
2. Концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий.
Основным
недостатком рассмотренных
Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Полученные результаты используются для выработки оптимального метода повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.
1.4 Методы повышения
Распространение конкуренции подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта. При этом должны соблюдаться следующие требования:
Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции.
Во-вторых,
проблемы выпуска изделий,
В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя.
При выборе
путей повышения
Все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, так как на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.
B конкурентной политике
принимаются во внимание, прежде
всего, функциональное
Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Например:
- добивается отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
- выбирает из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;
- отыскивает новое применение выпускаемым товарам;
- своевременно изымает экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;
- находит выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;
- осуществляет модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
- регулярно развивает и совершенствует систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.
В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. [4, c.50]
Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание.
В результате
оценки конкурентоспособности
- обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке;
- изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учёта требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надёжности продукции;
- выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
- выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своём предприятии;
- изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
- определение возможных модификаций продукта путём повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надёжность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);
- выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий);
- нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;
- приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических или полярного климата, на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых);
- дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определённым видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей её эксплуатации, репутации предприятия -производителя и другого;
- воздействие непосредственно на потребителя путём искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведение активной рекламной деятельности, предоставления денежного или товарного кредита, в частности, путём рассрочки платежа [3, с.31].
В заключении следует отметить,
что конкуренция – это
Рассмотрев теоретические
аспекты конкурентоспособности, перейдем
к рассмотрению данной проблемы с
практической стороны. Во втором разделе
курсовой работы проанализируем деятельность
ОАО «Хлебогор», конкурентную среду,
в которой функционирует
2 Общая характеристика предприятия и основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Хлебогор»
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия
История создания предприятия
начинается с 1964 года, когда из
Треста пищевой промышленности
было выделено Управление
Так в 1986 году Решением Совета
Министров РСФСР №1-р и
23 ноября 1988 года Решением Брянского
областного Совета народных
30 ноября 1992 года постановлением
Брянского областного комитета
по управлению имуществом №73
ТПО "Брянскхлебпром" было реорганизовано
в фирму "Брянскхлебпром" в
результате присоединения к
30 июля 1993
года на основании Указа
Информация о работе Повышение конкурентоспособности на предприятии ОАО Хлебогор