Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 20:08, контрольная работа
Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей.
1. Предельный доход и монопольный выпуск
2. Структура отрасли
3. Задача № 9
Список использованной литературы
3 ЗАДАЧА № 9
На
олигополистическом рынке оперируют две
фирмы, выпускающие однородный товар.
Обе фирмы обладают равными долями рынка
и устанавливают одинаковые цены
|
а) Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что её конкурент выберет такую же цену?
б) Если сохраняется данное предположение, то какой объём выпуска выберет каждая фирма?
в) Появится ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?
г) Есть ли у каждой из этих фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?
РЕШЕНИЕ:
а) Предполагается, что конкурент будет сохранять цену неизменной. Они высчитывают прибыль от своего решения о цене, допуская, что соперник не будет отвечать понижением цены. Предположим, что руководство более приближено к реальности. Они не придерживаются упрямо мнения, что конкурент сохранит свою цену неизменной, а осознают, что противник либо ответит понижением цены, либо сохранит ее на прежнем уровне. Т.е. прибыль, которую может получить фирма, зависит от реакции соперника. В данном случае менеджеры подсчитывают свои прибыли как для случая, в котором конкурент сохраняет цену неизменной, так и для случая изменения цены. Следовательно, если обе фирмы будут поддерживать цены, то изменений в их прибылях не произойдет. Если бы компания А снизила цену, а компания В поддерживала бы ее на прежнем уровне, то прибыли А увеличились бы на Y ед., но если бы В в ответ тоже снизила цену, то А потеряла бы Х ед., но если бы А оставила цену прежней, а В снизила бы, то А потеряла бы Z ед., что больше чем в предыдущем случае. Следовательно максимальная (лучшая) стратегия компании А: снижать цену. Т.к. фирма В делает такие же расчеты, то для нее максимальной стратегией так же является снижение цены. Обе компании получают меньшую прибыль, чем они могут получить, сговорившись поддерживать цену. Однако если один поддерживает цену, то сопернику всегда выгоднее снижать ее.
Обе фирмы установят цену в 9 долларов.
б) Фирмы назначают цену равную средним издержкам. Каждая из фирм боится поднять цену из опасения, что другие не последуют за ней и ее прибыли станут отрицательными. Допустим, что выпуск находится на конкурентном уровне Qc (см. рис. 1 гр. А), соответствующему размеру выпуска, при котором кривая спроса пересекает кривую МС, являющейся горизонтальной суммой кривых предельных издержек каждого продавца. Кривая МС была бы кривой спроса, если бы рынок был полностью конкурентным. Каждая фирма выпускает 1/15 часть общего выпуска Qc.
Рис.
1.
Гр. А
Pm
Pc
MR`
Гр.
В
Pm
A
F
C
H
MR`
Первоначальное равновесие существует в точке Е. Конкурентная цена равна Рс. При этой цене каждый производитель получает нормальную прибыль. При картельной цене Pm, каждая фирма могла бы получать максимальные прибыли, устанавливая Pm=MC. Если все фирмы поступят так, то будет избыточное количество товара, равное QmQ ед. в месяц. Цена упала бы до Рс. Чтобы поддержать картельную цену, каждая фирма должна производить не больше, чем величина квоты qm. Поэтому обе фирмы выберут объем в 6 единиц при цене 9 долларов.
г)Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которую отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.
Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бункина М.К. “Макроэкономика” М. “ДИС” 2007 г.
3.Гусейнов В.Н История экономических учений, Новосибирск, СибУПК, 2005г.
4.Добрынин А.И. “Экономическа теория” М. ”Питер” 2006 г.
5. История экономических учений. Учебник для эк. Вузов. М.: Норма - М, 2008г.
6. Камаев В.А. “Экономика и бизнес” М.: изд-во МГТУ. 2008