Доходы Татарстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:04, курсовая работа

Описание

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Региональные бюджеты представляют собой бюджеты, формируемые субъекты Российской Федерации (область, край, республика и т.д.). Особенность данных бюджетов заключается в их двойственном положении. С одной стороны, они часть бюджетной системы всего государства и взаимодействуют с федеральным бюджетом, с другой – являются весомой силой относительно муниципальных бюджетов. Именно из региональных бюджетов осуществляется поддержка многих программ, финансируемых муниципалитетами

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 284.72 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Каждый  субъект Российской Федерации имеет  собственный бюджет (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

     Региональные  бюджеты представляют собой бюджеты, формируемые субъекты Российской Федерации (область, край, республика и т.д.). Особенность  данных бюджетов заключается в их двойственном положении. С одной  стороны, они часть бюджетной  системы всего государства и  взаимодействуют с федеральным  бюджетом, с другой – являются весомой  силой относительно муниципальных  бюджетов. Именно из региональных бюджетов осуществляется поддержка многих программ, финансируемых муниципалитетами [7.С.264].

     Как экономическая категория бюджет Республики Татарстан представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в  процессе образования, планового распределения  и использования централизованного  фонда денежных средств. Бюджетные  отношения возникают между государством и юридическими и физическими  лицами по поводу формирования и использования  централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики республики. Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств.

     В данной работе рассматривается структура  статей доходов и расходов республиканского бюджета Республики Татарстан за 2008–2010 годы, их классификация, состав и распределение. Также уделяется внимание динамике изменений расходных частей бюджета в течение нескольких лет.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что именно с помощью бюджета  республика имеет возможность сосредотачивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально повлиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно – технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производстваЦелью нашего исследования является анализ путей эффективного и рационального использования бюджетных средств и оптимизации его расходов.

     Задачи:

     1. Изучить доходную и расходную  часть республиканского бюджета  Республики Татарстан за 2008–2010 годы.

     2. Проанализировать динамику доходной  и расходной части республиканского  бюджета за 2008–2010 годы.

     3. Выявить новые источники пополнения  доходной части республиканского  бюджета Республики Татарстан

     4. Выявить проблемы и перспективы  формирования бюджета Республики  Татарстан в последующие года.

     Объект  исследования: Республиканский бюджет Республики Татарстан.

     Предмет исследования: доходная и расходная  часть республиканского бюджета  Республики Татарстан за 2008–2010 годы.

     1. Теоретические основы организации бюджета Российской Федерации 

1.1. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

     Бюджет государства представляет собой централизованный фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление.

     По  форме функционирования бюджет государства  представляет собой плановый финансовый документ, составленный  в идее баланса  доходов и расходов.

     Бюджету государства как экономической  категории присущи две функции:

      - распределительная (перераспределение  денежных доходов между разными  сферами деятельности, подразделениями  общественного производства, уровнями  государственного управления, социальными  слоями общества и т.д.); 

     - контрольная (сигнализация обо  всех отклонениях в движении  бюджетных средств и контроль  результатов расходования бюджетных средств) [2.С.153].

     Формирование  бюджета государства по уровням  бюджетной системы Российской Федерации  основывается на следующих принципах, закрепленных в Бюджетном кодексе  Российской Федерации:

- полноты  отражения доходов, расходов и  источников финансирования дефицита  бюджетов;

                   - сбалансированности бюджета;

                   - результативности и эффективности  использования бюджетных средств;

                   - общего (совокупного) покрытия расходов  бюджета;

                   - прозрачности (открытости);

                   - достоверности бюджета;

                   - адресности  и целевого характера  бюджетных средств;

                   - подведомственности расходов бюджетов;

                   - единства кассы.

     Бюджетное устройство Российской Федерации  - это организационно-правовое построение бюджетной системы Российской Федерации, позволяющее выделить в ее составе  структурные подразделения  (уровни бюджетной системы, виды бюджетов) и  определить формы взаимосвязей между ними

     Бюджетное устройство России базируется  на ее государственном устройстве, отражая  характерные для него взаимосвязи. В ее составе Российской Федерации  в настоящее время  насчитывается 83 субъекта. В их числе: 21 республика, 9 краев, 46 областей , 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, 1 автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа. В настоящее время на основе волеизъявления граждан  идет  процесс  по укрупнению субъектов Российской Федерации за счет вхождения национальных автономных округов в соответствующие области (края) [4.С.24].

     Все субъекты Российской Федерации различаются  между  собой по величине территории, численности  и плотности населения, по национальному и этническому  составу, природным ресурсам, экономическому потенциалу и другим параметрам. Однако в формально-юридическом плане  в отношении каждого субъекта Российской Федерации конституционно провозглашается принцип равноправия.

     Конституция России также закрепляет, что каждый субъект Федерации - республика «имеет свою конституцию и законодательство». Что же касается всех остальных субъектов  Российской Федерации, то каждый из них  имеет «свой устав и законодательство».

     Функционирование  современной бюджетной системы  Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации, принятым 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) и введенным в действие с 1 января 2000 г. _Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ) [4.С.24].

     Бюджетная система Российской Федерации –  это основания на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных социальных фондов.

     Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов следующих уровней:

- федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской  Федерации федерального уровня;

- бюджеты  субъектов Федерации и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- бюджеты  муниципальных образований, в  том числе:

- бюджеты  муниципальных районов, бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга;

- бюджеты  городских и сельских поселений. 

Бюджетная система Российской Федерации, строится на следующих принципах:

- единства  бюджетной системы РФ;

- разграничения  доходов и расходов между бюджетами  разных уровней;

- самостоятельности  бюджетов;

- равенства  бюджетных прав субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований [11.С.303].

1.2.  Формирование доходов и условия возникновения расходных обязательств субъектов Российской Федерации

     Каждый  субъект Российской Федерации имеет  собственный бюджет (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

     Региональные  бюджеты представляют собой бюджеты, формируемые субъектами Российской Федерации (область, край, республика и  т.д.). Особенность данных бюджетов заключается  в их двойственном положении. С одной  стороны, они часть бюджетной  системы всего государства и  взаимодействуют с федеральным  бюджетом, с другой – являются  весомой силой относительно муниципальных  бюджетов. Именно из-за региональных бюджетов осуществляется поддержка многих программ, финансируемых муниципалитетами. Это  способствует созданию благоприятной  социально-экономической среды как на местах, так и в регионе [8.С.401].

    Доходы  бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов Российской Федерации полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

    1) собственные налоговые доходы  бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год;

    2) регулирующие налоговые доходы  бюджетов субъектов Российской Федерации, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

    Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации.

    Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам по нормативам, утверждаемым законодательными или представительными органами субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год [12.С.259].

    Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете.

Информация о работе Доходы Татарстана