Прибыль предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание

Цели работы:
- определить, что такое прибыль предприятия, её показатели и виды;
- рассмотреть основные направления повышения прибыли;
- рассмотреть порядок распределения прибыли, и распределение прибыли при различных организационно-правовых формах предприятия;
-проанализировать формирование, структуру и динамику прибыли предприятия;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая(оригинал).docx

— 248.49 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ

        Любому предприятию необходимо  постоянно планировать выпуск  новых товаров (продукции), так  как любая продукция устаревает, теряет привлекательность для  покупателей. 

        Внедрение новых товаров позволяет  предприятию решить следующие  задачи:

     - расширить объём и увеличить  прибыль; 

     - уменьшить зависимость предприятия  от хода реализации какого-либо  одного товара;

     - эффективнее использовать существующую  систему товародвижения;

     - повысить степень утилизации  отходов существующего производства.

        Однако практика показывает, что  уровень неудач нового товара  на рынке иногда составляет 40%. Провал товара на рынке имеет  место, когда предприятие неспособно  компенсировать свои расходы  на производство и маркетинг  и несёт финансовые потери. Неудача  продукта происходит и в тех  случаях, когда предприятие получает  прибыль от продукции, но в  масштабах, меньше запланированных.

       К наиболее значимым факторам, которые приводят к абсолютным  и относительным неудачам относятся: 

     - недостаточное отличительное преимущество  нового товара;

     - плохое планирование;

     - неудачный выбор момента выхода  с новым товаром на рынок;

     - чрезмерный энтузиазм сторонников  новой продукции.

        За последние десять лет радикально  изменилась среда, в которой  функционируют белорусские предприятия.  Произошел переход от административно-командной  хозяйственной системы к рыночной  экономике. Данный переход означает  коренную трансформацию хозяйственной  системы, которая характеризуется  глубокими преобразованиями системы  социально-экономических отношений,  изменением форм и методов  хозяйствования, отношений собственности. 

        При административно-командной хозяйственной  системе не существовало и  понятия о самостоятельном определении  оптимального объема производства  и реализации продукции предприятия,  т. к. и объем выпуска продукции  и цена спускались сверху. Белорусским  производителям приходилось начинать  с нуля и строить рыночные  отношения, не имея ни выработанных  и проверенных временем традиций  предпринимательства, ни длительного  опыта работы в условиях рынка.  Отчасти плохое экономическое  положение предприятий определялось  отсутствием у директорского  состава опыта работы по определению  оптимального объема производства  и реализации продукции. Очевидно, что руководителям предприятий  необходимо больше внимания уделять  этому вопросу и что данная  тема нуждалась и нуждается  в рассмотрении.

        Данная тема является одной  из самых важных для эффективного  функционирования предприятия, влияние  которой невозможно оспаривать. Недостаточно просто производить  и реализовывать некоторое количество  продукции. Необходимо также найти  оптимальное соотношение объема  продукции и цены, которое обеспечит  предприятию наибольшую прибыль  и эффективность. 

        Конечно, на практике существует множество других факторов, влияющих на получение предприятием прибыли, но если учесть, что именно цена выпускаемого товара и объем его производства и реализации, как правило, оказывают наибольшее влияние на экономику предприятия, то использование методов определения оптимального объема производства и реализации продукции в значительной мере повышает вероятность достижения эффективности.

        Эта тема всегда актуальна,  т.к. предприятие вынуждено постоянно  контролировать и в случае  необходимости пересматривать запланированный  выпуск продукции. Для успешной  работы предприятие должно учитывать  все изменения рынка и изыскивать  новые способы оптимизации выпуска  продукции и получения максимальной  прибыли.

     Цели  работы:

     - определить, что такое прибыль  предприятия, её показатели и  виды;

     - рассмотреть основные направления повышения прибыли;

     - рассмотреть порядок распределения  прибыли, и распределение прибыли  при различных организационно-правовых  формах предприятия;

     -проанализировать  формирование, структуру и динамику прибыли предприятия;

     -изучить  пути, методы и условия максимизации  прибыли, совершенствование механизма распределения прибыли;

     Для достижения данных целей  были решены следующие  задачи:

     - рассмотреть основные теоретические  аспекты, связанные с понятием  прибыли, её функциями и видами;

     - проанализировать формирование, структуру и динамику прибыли предприятия;

     - дать оценку проведенному анализу,  сделать выводы;

     - выработать методы, условия и  пути максимизации прибыли, совершенствование механизма распределения прибыли.

     При выполнении курсовой работы предполагается изучить специальную литературу из отечественной и зарубежной печати.

     Статистической  базой исследования послужил практический материал ООО «Комфорт». 
 
 
 

     1 ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ.

    1. Прибыль как экономическая категория

       Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. 

     Прибыль – основной источник финансовых результатов предприятия. Она является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой организации. Прибыль как экономическая категория свидетельствует о конечном результате деятельности субъекта хозяйствования и превышении доходов предприятия над текущими расходами. Прибыль также, как и доходы, может быть получена в процессе производства продукции, работ и услуг, а также при условии передачи имущества третьим лицам с целью получения экономической выгоды.

     Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия, после продажи продукции доход получает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

     В производственной фирме  процесс  образования  прибыли проходит два  этапа:

     Первый  этап: прибыль образуется при создании новой (добавленной) стоимости. Она распадается на заработную плату и прибыль. Производственная форма прибыли (доход, заключенный во вновь созданных товарах) предстает в ее потенциальном виде. Прибыль может быть получена предприятием на деле только после реализации товаров на рынке.

     Второй  этап: созданная в производстве прибыль окончательно выявляется после купли-продажи произведенной продукции, в ходе которой реализуется вся товарная стоимость. Прибыль как форма реализованной стоимости полностью завершает весь процесс формирования дохода производственной фирмы.

       Первый  фактор, определяющий  размер прибыли, - себестоимость изделий: расходы предприятия на производство товаров. Она может изменяться в зависимости от вида производственных затрат.

     В связи с этим различают  два вида расходов:

     а) прямые;

     б) косвенные затраты в расчете  на единицу продукции.

     Второй  фактор, влияющий на величину прибыли, - уровень цен, по которым предприятие сбывает свою продукцию. Во-первых, цена может устанавливаться ниже себестоимости изделий, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, денежная выручка за товар совпадает с издержками предприятия, что обеспечивает лишь самоокупаемость производства. В-третьих, если цена  выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, когда цена совпадает по своей величине со стоимостью, то предприятие получает всю прибыль, заключенную в товаре. Наконец, если рынок позволяет получать за товар  больше денег, чем величина стоимости, то предприятие получает  сверхприбыль, а общая величина его дохода оказывается больше созданной прибыли.

     Базой порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель (рисунок 1).

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1 - Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта. 
 

     Функции прибыли:

  • Характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
  • Стимулирующая функция. Прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического, социального развития и материального поощрения;
  • Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ;
  • Является двигателем экономического развития. В условиях  рыночной экономики именно от прибыли, вернее от ее величины, зависит, какие блага и в каком количестве будут производиться, поскольку каждый предприниматель ищет то количество товара и ту цену, при которых он сможет получить максимальную прибыль;
  • Способствует эффективному распределению ресурсов. Ресурсы распределяются среди фирм и отраслей на основе способности последних платить. Готовность фирм платить за экономические ресурсы, в свою очередь, определяется их прибыльностью. Прибыльно работать будет только та фирма, продукция которой пользуется спросом. Эффективное распределение ресурсов означает, что они направляются на производство именно той продукции, которая необходима обществу сегодня;
  • Стимулирует нововведения. Ожидание прибыли побуждает предприятия осуществлять нововведения. Инновационной деятельностью сегодня занимаются все эффективные предприятия, все успешные предприниматели и менеджеры. Предприятия, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность получать дополнительный доход и максимизируют свои прибыли.
  • Прибыль как экономическая категория участвует в оценке эффективности предприятия.
 

Существуют  три основных направления  повышения прибыли:

  • Технические – базируются на совершенствовании технологии производства и приобретения современного технологического оборудования с целью приведения качества продукции в соответствии с международными стандартами;
  • Организационные -  проявляются в улучшении организации производства, труда и управления;
  • Экономические:
    • стимулирование предприятий через принимаемые законы, постановления и другие нормативные документы;
    • наличие конкурентной среды, способствующей  поиску резервов снижения себестоимости продукции и выпуску конкурентоспособной продукции;
    • материальное поощрение персонала за творческую и ответственную работу, обеспечивающее рост деловой активности.
 

     Изменение суммы прибыли  во времени происходит под воздействием множества факторов.

  1. По направленности  влияния:

     - внешние – независящие от деятельности предприятия;

     - внутренние – зависящие от работы трудового коллектива;

     В  числе внешних  факторов основное влияние на размер и темпы изменения прибыли оказывает налоговая система государства. Она является сильнейшим экономическим рычагом, регулирующим взаимоотношения товаропроизводителей и государства. Эффективная налоговая система оказывает благоприятное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и усиливает инвестиционную активность.

     Внутренние  факторы в свою очередь подразделяются на производственные и внепроизводственные.

     Внепроизводственные факторы связаны с коммерческой деятельностью фирмы, с выполнением природоохранной и социальной функции, с юридическими и кредитными отношениями партнеров.

     Производственные  факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, т.е. средств труда, предметов труда и труда персонала.

     В составе производственных факторов выделяются экстенсивные и интенсивные  группы факторов.

     К экстенсивным факторам относятся те, которые отражают увеличение количества используемых производственных ресурсов (приобретение нового оборудования, увеличение численности работников, изменение коэффициента сменности и др.). к интенсивным факторам относятся те, которые свидетельствуют о повышении эффективности работы при тех же производственных ресурсах (повышение квалификации персонала и производительности труда, оптимизация загрузки производственных площадей и оборудования, рационализация всех сфер деятельности предприятия).

Информация о работе Прибыль предприятия