Приоритетные направления социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:04, реферат

Описание

Приоритетные направления социальной политики государства
Социальная защита, гарантия и поддержка населения
Главные цели и приоритеты социальных реформ в РФ

Работа состоит из  1 файл

курсовая(дополнительно)Приоритетные направления социальной политики государства.docx

— 37.92 Кб (Скачать документ)

Черту бедности в  США определяет Министерство торговли, исходя из необходимых объективных  потребностей человека и стоимости  жизни для определенного периода. Так, в 1990 г. черта бедности оценивалась  для семьи из одного человека в 7740 долл. в год, из двух человек - 10426 долл., из трех - 13078 долл., из четырех - 15730 долл.

Социально-демографическая  политика. Центральное место в  демографии, как известно, занимает воспроизводство населения, которое  происходит за счет естественной смены  поколений, т.е. через рождаемость  и смертность. Правда, численность  населения отдельных регионов изменяется вследствие его миграции. За пределами  России в других бывших республиках, т.е. в странах СНГ, проживает свыше 25 млн. русских и около 4 млн. граждан  других национальностей. К началу 1995 г. в России находилось около 670 тыс. беженцев. Поэтому приоритетными  направлениями миграционной политики являются:

защита прав и  интересов граждан РФ, проживающих  в республике и за ее пределами;

регулирование въезда и выезда мигрантов, оказание помощи беженцам и внутренним переселенцам;

создание законных и гуманных условий приема и размещения семей беженцев;

формирование у  населения понимания вынужденной  миграции в Россию. 

Основным принципом  в работе с вынужденными мигрантами становится развитие инициативы и самостоятельности  в собственном обустройстве на новом  месте жительства, привлечение их средств, полученных в качестве компенсации  за оставленное жилье и недвижимое имущество, предоставление им льготных кредитов, а также финансовых средств  и материальных ресурсов в порядке  оказания помощи.

Главные акценты  в демографической политике должны быть сделаны в отношении обеспечения  здорового потомства, увеличения продолжительности  активной жизни, сохранения здоровья и  других качественных характеристик  развития населения.

Условия рынка выдвигают  в число приоритетных задач социально-демографический  политики укрепление экономической  самостоятельности семьи с детьми: стимулировать рост трудовых доходов, а не увеличивать пособия и  компенсационные выплаты. Политика в области снижения смертности состоит  в профилактике детской и материнской  смертности, в сокращении смертности мужского населения в трудоспособном возрасте и разрыва в продолжительности  жизни мужчин и женщин, выравнивания качества медицинского обслуживания жителей  городов и сельской местности. Если не выделить демографические проблемы в число приоритетных, то создается угроза для генофонда нации.

Социальная защита, гарантия и поддержка населения 

Продвижение к рынку  невозможно без создания надежной системы  социальной защиты населения, способной  обеспечить максимально возможную  нейтрализацию негативных явлений  в экономике. То есть должен быть создан механизм защиты населения от таких  факторов социального риска, как  безработица и инфляция.

Содержание социальной защиты.

Социальная защита - система мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое  и моральное благополучие уязвимых, незащищенных слоев населения, а  также на предоставление им дополнительных прав и льгот:

по налогообложению  и выплате пенсий и пособий;

по строительству  и содержанию жилья, а также его  получению и приобретению;

по коммунально-бытовым  услугам и торговому обслуживанию;

по медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами;

по обеспечению  транспортными средствами и оплате проезда;

по трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда

по пользованию  услугами учреждений связи и спортивно-оздоровительных  учреждений;

по получению услуг  социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

В широком смысле социальная защита заключается в  том, что каждый человек имеет  право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский  уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания  здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст.25 Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. на Генеральной Ассамблее ООН).

К сожалению, действующая  система социальной защиты и социальных гарантий не соответствует основным принципам рыночной экономики, не обладает достаточной гибкостью и нуждается  в коренном преобразовании.

На каких же основных принципах должно происходить формирование новой системы социальной защиты?

1. Дифференцированный  подход к различным слоям и  группам населения в зависимости  от их социального положения,  возраста, трудоспособности и степени  экономической самостоятельности.

Для нетрудоспособных (престарелых, детей, инвалидов) главный  упор должен быть сделан на поддержание  их благосостояния, обеспечение уровня потребления важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов и т.д.

Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, включая и большинство благ, которые ранее предоставлялись бесплатно.

2. Механизм социальной  защиты должен формироваться  не на основе государственной  благотворительности, а как совокупность  законодательно закрепленных экономических,  правовых и социальных гарантий.

Система социальной защиты не должна строиться на основе эпизодического принятия разрозненных разовых решений по улучшению  материального положения отдельных  групп населения, оказавшихся в  тяжелой ситуации. А пока мы имеем  дело не с комплексной системой, а со своеобразным подобием "скорой помощи" для латания наиболее заметных социальных прорех. Если такая  практика более или менее соответствовала  потребностям административно-командной  экономики, то в условиях рынка она  бесперспективна. 

3. Система социальной  защиты должна быть интегрированной,  действовать на всех уровнях:  федеральном, республиканском, областном,  региональном, даже на уровне  предприятия (фирмы), АО с четким  определением прав, ответственности  и функций каждого из них.

Наиболее целесообразен  путь создания многоуровневой системы, в которой гарантии, установленные  на вышестоящем уровне, на нижестоящих дополнялись бы и развивались. Так, на федеральном уровне следует сохранить установление минимального уровня гарантий для всего населения страны независимо от места проживания.

Безусловно, принципов (требований) проводимой политики социальной защиты населения значительно больше. К примеру, в федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в РФ", принятом Госдумой 15 ноября 1995 г., подчеркиваются такие  принципы, как адресность, доступность, дифференцированность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Система социальной защиты (защищенности) населения существует в единстве и комплексности с  системой социальных гарантий.

Социальные гарантии государства являются основой, базисом  для реализации системы социальной защиты населения.

Каждый человек, как  член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление  необходимых условий для поддержания  его достоинства и для свободного полного развития его личности.

Каждый человек  имеет право на труд, на свободный  выбор работы, на справедливые и  благоприятные условия труда  и защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет  право на равную оплату за равный труд (ст.22 и 23 Декларации прав человека).

В самом общем  виде социальные гарантии государства - это защита прав человека на свободный  труд, обеспечение личной безопасности граждан в обществе, создание системы  жизнеобеспечения, соответствующей  жизненным стандартам, сформированным к настоящему моменту.

К наиболее важным элементам, например, жизнеобеспечения относятся:

1) материальная обеспеченность  и создание условий, при которых  доходы всех членов общества  могут быть реализованы;

2) возможность получения  образования, медицинской помощи  и т.д.;

3) обеспечение безопасности  окружающей среды и поддержание  экологии на необходимом уровне;

4) улучшение материального  положения пенсионеров, сокращение  численности малообеспеченных семей  и граждан;

5) расширение льгот  работающим женщинам; создание необходимых  условий для воспитания подрастающего  поколения.

Следует заметить, что  система гарантий защиты от возможных  негативных последствий рынка труда  должна быть подкреплена созданием  правовых, финансовых, организационных  условий их обеспечения. В целом  эта система должна интегрировать  такие гарантии:

1) полная занятость  или право на получение рабочего  места;

2) доступность профессиональной  подготовки и переподготовки, а  также квалификационного роста;

3) поддержание определенного  уровня материальной обеспеченности  на период переподготовки или  временной незанятости;

4) защита основных  прав работника в сфере труда  и т.д.

Система социальных гарантий должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Ресурсные и финансовые основы системы социальных гарантий должны формироваться не по остаточному  принципу, а из действительных потребностей общества. Поэтому система социальных гарантий должна быть построена таким  образом, чтобы автоматически поддерживать планку социальной защиты на должном  уровне. Основой для этого будет  создание объективной, научно-обоснованной базы социальных гарантий в виде системы  государственных социальных стандартов: минимальные размеры зарплаты и  социальных выплат (пособия, пенсии, стипендии); рациональные нормы питания и  семейный бюджет; прожиточный минимум  и индексация личных доходов и  т.п.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 6 марта 1997г. говорится, что существующая практика распределения социальной помощи приводит лишь к распылению средств. В настоящее  время в России действует более 1000 нормативных актов, предусматривающих  те или иные социальные льготы для 200 категорий населения. А численность  лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает без малого 100 миллионов  человек.

Поскольку полная социальная защита всего населения нереальна, постольку следует более правильно  и обоснованно говорить о социальной поддержке отдельных слоев и  групп населения. Такие категории  населения принято называть слабо  защищенными, а более точно социально  уязвимыми слоями населения. К социально  уязвимым следует относить тех, кто лишен возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать необходимые условия жизни и существования. Это, как правило, многодетные и малообеспеченные семьи, пенсионеры и инвалиды, а также безработные люди.

В сложившейся практике социально уязвимыми считаются  семьи с низким денежным доходом  на члена семьи; семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в  одиночку; лица, пострадавшие от репрессий  и от стихийных бедствий. Студентов также можно отнести к слабо защищенных категориям населения.

Все перечисленные  слои и группы населения нуждаются  в социальной поддержке со стороны  общества, государства, правительства, крупных предпринимателей, общественных, частных и благотворительных  организаций.

В период перехода к  рыночной экономике наиболее остро  проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен, инфляции и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению личного потребления и жизненного уровня должна меняться индексация доходов. То есть, зарплата, пенсии, стипендии и другие виды доходов и выплат должны увеличиваться по мере роста розничных цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. 

Несколько слов о  социальной благотворительности как  о массовом и повседневном явлении  демократического общества.

Для нашего общества такая функция общества необычна и нова. Хотя издавна принципы благотворительности  заложены во многих христианских заповедях. Высший смысл и назначение человека состоит в том, чтобы сделать  счастливыми как можно больше других людей.

Социальная благотворительность  проявляется в том, что одни люди (или группы людей) бескорыстно, по внутреннему  душевному зову помогают другим: деньгами, вещами, услугами, советом, заботой, лечением, уходом и утешением. В этом мы должны усматривать проявление благородства и достоинства таких людей.

Информация о работе Приоритетные направления социальной политики государства