Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:04, курсовая работа
Собственность как экономическое отношение формируется еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Так, при античном способе производства внеэкономическое принуждение было основано на праве собственности на раба — непосредственного производителя; в условиях азиатского способа производства — на праве собственности на землю; в период феодализма — на праве собственности на личность и землю одновременно.
Введение
1. Формы собственности…………………………………………..4
2. Основные черты разных форм собственности ……………… 8
3. Частная собственность ……………………………………….. 11
4. Формы хозяйствования на базе частной собственности…… 12
5.Государственная собственность…………………………….... 15
6.Приватизация в России ………………………………………...19
7.Этапы приватизации………………………………………….....19
8.Итоги приватизации в России на начальных этапах………….22
9.Нарушения в процессе приватизации………………………....25
10. Перспективы приватизации на 2011-2013гг……………........34
Заключение
Список использованной литературы
На развитии государственной собственности
базировался процесс
Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности имеет и крупные минусы, которые со временем становятся нетерпимыми.
Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.
В результате эффективность народного
хозяйства, основанного на государственной
собственности, оказалась невысокой,
по многим показателям она уступает
эффективности рыночной экономики.
Замедлялись темпы роста
Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности.
Административные органы безраздельно
командовали колхозами, определяли
направление их производства, формировали
органы их управления. Колхозная демократия
носила формальный характер. Колхоз был
лишен права распоряжаться
Отсутствие подлинно хозяйского отношения к производству так или иначе препятствует его нормальному функционированию. Конечно, директор и службы управления предприятий стремятся к тому, чтобы они работали эффективно. Но, как часто и не без основания утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий - в сохранении своей должности. Однако можно выделить и положительные моменты в преобладании государственной собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое перевооружение народного хозяйства.
Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.
Так какова же должна быть сущность государственной собственности, страны в которой стремятся построить рыночную экономику?
На мой взгляд, для определения сущности государственной собственности достаточно определить функции вмешательства государства, а также его монопольные отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и урбанизация, проблемы окружающей среды и социальная защита населения и др.
При определении сущности государственной
собственности необходимо учитывать
«потребности» государства в
лице его полномочных органов
для осуществления
Таким образом, сущность государственной
собственности должна определяться
исходя из вышеназванных обстоятельств,
а остальная часть
В экономике западных стран велико
значение государственной собственности.
В нее входят обычно некоторые
крупные промышленные предприятия,
банки, а также предприятия тех
отраслей, которые обслуживают
Такое же значение государственной собственности сейчас принимает и Россия.
Государственная собственность в нашей стране существует на 3-х уровнях:
1. На уровне всей федерации — федеральная собственность.
2. На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность.
3. Муниципальная собственность
(собственность на уровне
6. Приватизация в России
Переходя к вопросу о необходимости проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:
. приватизация
собственности;
. система
социальной поддержки
договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих
предложения товаров;
. устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;
. система
социальной поддержки
. право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
. развитие внешнеэкономических связей;
. формирование
у людей рыночных норма
В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным
инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к.при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.
7. Этапы приватизации
Преобразования отношений собственности в России начались еще в конце 1980-х гг. с принятием Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», легализировавшего частное предпринимательство и индивидуальную трудовую собственность.
Однако только
с начала 1990-х гг. в стране начались
масштабные преобразования отношений
собственности на основе преодоления
тотального огосударствления управления
общественного производства, образующего
основу административно-командной системы
и осуществления разгосударствления и
приватизации.
Разгосударствление представля
На первом этапе
(июль 1992 - 1994 г.) приватизации применялись
как без-
возмездная форма (распределение части
государственной собственности
путем распространения обезличенных инвестиционных
чеков-ваучеров
среди населения), так и возмездная - на
основе проведения конкурсов,
аукционов, инвестиционных торгов (в основном
объектов малой приватизации: столовых,
кафе, предприятий бытового обслуживания).
На втором этапе приватизации (июль 1994
- июль 1995 г.) предполагал переход от преимущественно
безвозмездной передачи государственной
собственности к ее продаже по ценам, определяемым
рынком. В новой приватизационной модели
были заложены два принципа: во-первых,
инвестиционная ориентация продаж: во-вторых,
обеспечение инвестору возможности приобретения
пакета акций приватизационного предприятия.
Соблюдение этих принципов, как предполагалось,
в новых документах по приватизации (Указ
Президента 1994 г., Программа, разработанная
правительством в 1994 г.) должно было приостановить
продолжающееся падение производства,
увеличить инвестиции в промышленность
и другие отрасли, обеспечить поступление
финансовых средств в бюджет.
Со второй половины 1995 г. начался
третий этап приватизации, на котором
через механизм банкротства на аукционы
должны были поступить крупные наукоемкие,
высокотехнологичные предприятия, продажа
которых обеспечивала бы значительные
суммы поступления в казну. В стране начался
передел собственности, распределенной
в ходе ваучерной и денежной приватизации.
В результате проведенных в стране преобразований
отношений собственности доля государственных
предприятий уменьшилась и возросла доля
предприятий и организаций с частной и
смешанной собственностью.
Если рассматривать
приватизацию в динамике, то можно
выделить ее основные этапы:
1. Доваучерная приватизация. Она проводилась
в основном в форме выкупа арендованного
имущества и охватывала сферу социальной
инфраструктуры: торговлю, бытовое обслуживание,
общественное питание, гостиничное хозяйство
и т.д.
2. Ваучерный (чековый) этап приватизации.
Его основным содержанием стало преобразование
госпредприятий в ОАО и продажа, как правило,
мелких предприятий по конкурсу и на аукционе.
От 50 до 80 процентов пакетов акций и выкупаемого
имущества оплачивалось приватизационными
чеками.
3. Послечековый (денежный) этап приватизации.
Его основным содержанием была продажа
как самих предприятий (с аукциона и по
конкурсу), так и акций акционированных
в порядке приватизации предприятий за деньги.
4. Залоговые аукционы (1995), при которых
залог, по существу, приватизацией не являлся,
но являлся вынужденной консервацией
прав на имущество с целью получения кредита.
5. Продажа имущества и активов предприятий
через процедуру банкротства. В результате
либерализации цен экономика оказалась
опутанной неплатежами. Такая ситуация
сопровождалась резким спадом производства,
дополненным финансовым кризисом 1998 г.
Это способствовало запуску механизма
перераспределения собственности под
формой перераспределения собственности.
К сожалению, этот процесс наряду с положительным
опытом образования современных высокоорганизованных
крупных корпоративных предприятий сопровождался
насильственными методами захвата заводов,
стремлением подорвать экономическое
положение соперников путем использования
недобросовестных методов конкуренции. Важно
отметить, что перераспределение прав
собственности в России в последние годы
происходит с укреплением позиций государства,
которое стремится укрепить свои позиции
через госсектор, его основу – госсобственность-
и увеличить свои доходы путем осуществления
различных методов, в том числе за счет
перераспределения в свою пользу потоков
доходов, формируемых на естественно-монопольной
и рентной основах и др. Приватизация продолжается,
хотя и в медленном темпе, при применении
многообразия способов приватизации.
8. Итоги приватизации в России на начальных этапах
Российская приватизация
носит беспрецедентный
Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.
Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были.
Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом.
* Смешанные
(государственно-частные)
Процессы приватизации 1993-2003 гг. сопровождались изменением структуры занятости населения. Рис.3 наглядно демонстрирует увеличение доли населения, занятого в частном секторе экономики в указанный период.
* Муниципальный сектор, предприятия смешанной формы собственности и пр.
Однако результаты приватизационного процесса в России имели и серьезные недостатки: наличие правовых недоработок и явная подгонка многих правовых актов под конкретные интересы и нужды чиновников, банков, крупных владельцев капитала. При переходе предприятий на новые формы многие из них не сумели организовать эффективное производство, повысить производительность труда и конкурентоспособность продукции.