Приватизация в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание

Собственность как экономическое отношение формируется еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Так, при античном способе производства внеэкономическое принуждение было основано на праве собственности на раба — непосредственного производителя; в условиях азиатского способа производства — на праве собственности на землю; в период феодализма — на праве собственности на личность и землю одновременно.

Содержание

Введение
1. Формы собственности…………………………………………..4
2. Основные черты разных форм собственности ……………… 8
3. Частная собственность ……………………………………….. 11
4. Формы хозяйствования на базе частной собственности…… 12
5.Государственная собственность…………………………….... 15
6.Приватизация в России ………………………………………...19
7.Этапы приватизации………………………………………….....19
8.Итоги приватизации в России на начальных этапах………….22
9.Нарушения в процессе приватизации………………………....25
10. Перспективы приватизации на 2011-2013гг……………........34
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Макроэкономике Приватизация в России.docx

— 136.20 Кб (Скачать документ)

На развитии государственной собственности  базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности  являлась основой относительного равенства  в распределении материальных и  духовных благ между членами общества.

Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что  глобализация государственной собственности  имеет и крупные минусы, которые  со временем становятся нетерпимыми.

Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании  новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так  как существовавшая монополия государственной  собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся  технологии. Отсутствие конкуренции  лишило предприятия экономических  стимулов к повышению качества продукции  и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.

В результате эффективность народного  хозяйства, основанного на государственной  собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась  фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

Аналогичные недостатки проявились и  в колхозной собственности.

Административные органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства, формировали  органы их управления. Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был  лишен права распоряжаться своей  продукцией, поскольку основная ее часть поступала государству  по установленным им ценам.

Отсутствие подлинно хозяйского отношения  к производству так или иначе препятствует его нормальному функционированию. Конечно, директор и службы управления предприятий стремятся к тому, чтобы они работали эффективно. Но, как часто и не без основания утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий - в сохранении своей должности. Однако можно выделить и положительные моменты в преобладании государственной собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое перевооружение народного хозяйства.

Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения  развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние  данной формы собственности для  общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной  помощи в снабжении предприятий  современными средствами производства, без организации производства таких  средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

Так какова же должна быть сущность государственной  собственности, страны в которой  стремятся построить рыночную экономику?

На мой взгляд, для определения  сущности государственной собственности  достаточно определить функции вмешательства  государства, а также его монопольные  отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и  урбанизация, проблемы окружающей среды  и социальная защита населения и  др.

При определении сущности государственной  собственности необходимо учитывать  «потребности» государства в  лице его полномочных органов  для осуществления вышеназванных  функций. Так, например, для обороны  внешних и внутренних границ государства  необходима соответствующая материальная база (например, ВПК), которая и будет  основой для обороны.

Таким образом, сущность государственной  собственности должна определяться исходя из вышеназванных обстоятельств, а остальная часть собственности  должна принять иные формы: индивидуальная, коллективная.

В экономике западных стран велико значение государственной собственности. В нее входят обычно некоторые  крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех  отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу —  грузовой транспорт, энергетика, связь  и т.д. Создание государственных  предприятий обусловлено отчасти  желанием ускорить научно-технический  прогресс. Вместе с тем государство  иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики.

Такое же значение государственной  собственности сейчас принимает  и Россия.

Государственная собственность в  нашей стране существует на 3-х уровнях:

1. На уровне всей федерации  — федеральная собственность.

2. На уровне субъектов федерации  (их 89). Каждый из них имеет свою  региональную собственность.

3. Муниципальная собственность  (собственность на уровне отдельного  города, округа, села и т.д., кроме  Санкт-Петербурга и Москвы, которые  выступают как субъекты федерации).

 

 

6. Приватизация в России

  Переходя  к вопросу о  необходимости   проведения  приватизации  в   России, следует сказать следующее. Дело  в  том,  что  российская  экономика  долгое время   находилась   под    влиянием    административно-командной    системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы  тщательно  пытались  заменить  ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На  деле  же был создан неэффективный механизм хозяйствования.  Достаточно  сказать,  что на его основе непроизводительные  расходы  и  потери  в  народном  хозяйстве страны  оцениваются  примерно  в  38-40%  валового  общественного   продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону  от  магистрального  пути цивилизации и зашли в  тупик,  из  которого  и  пытаемся  сейчас  выбраться. Попыткой правительства выхода из  сложившегося  положения  явилось  создание рыночной  экономики  в  России   (хотя   следует   сказать,   что   путь   к сбалансированной  рыночной  экономике  длительный  и   противоречивый,   как показывает иностранный опыт. Он включает также  и  переходный  период).  Для этого  потребовалось   создание   условий   формирования   рынка,   рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

. приватизация  собственности; самостоятельность  субъектов рынка;

. система  социальной поддержки населения;  право  субъектов  самостоятельно

   договариваться  о  цене:  достаточное  число   производителей,  формирующих

   предложения  товаров;

. устойчивость  рубля и денежного обращения;  демонополизация хозяйственной  деятельности и хозяйственных связей;

. система  социальной поддержки населения;  наличие конкуренции;  независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;

. право субъектов  самостоятельно договариваться  о цене;

. развитие  внешнеэкономических связей;

. формирование  у людей рыночных норма поведения.

 

  В ходе приватизации в   России  государство,  будучи  практически  главным

инвестором  и  содержателем  огромного  числа  убыточных  и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной  экономики,  т.к.при сохранении монопольного положения одного собственника (в  данном  случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

 

7. Этапы приватизации

 

   Преобразования отношений собственности в России начались еще в конце 1980-х гг. с принятием Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», легализировавшего частное предпринимательство и индивидуальную трудовую собственность.

Однако только с начала 1990-х гг. в стране начались масштабные преобразования отношений  собственности на основе преодоления  тотального огосударствления управления общественного производства, образующего  основу административно-командной системы и осуществления разгосударствления и приватизации. 
 
  Разгосударствление  представляет собой снятие с государства функции прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень хозяйственных субъектов. Оно охватывает весь комплекс преобразований хозяйственной системы, направленный на разрушение государственного диктата и создания условий для функционирования экономики, как независимой от государства сферы общественной деятельности людей. В контексте разгосударствления преобразования государственной собственности шло в направлении приватизации. Приватизация является составной частью разгосударствления, выступает многогранным экономическим процессом, способствующим переходом государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц или формированию на базе государственных предприятий различных  смешанных форм собственности. В России был учтен опыт приватизации других стран: Великобритании, Франции, Венгрии, Чехословакии, Югославии; реализации программы ЭСОП в США. Всего около 50 стран мира проводили в 1970-1980 гг. приватизационные мероприятия. В соответствии с законом РСФСР (1991) и разработанной Программой приватизации (1992) были установлены цели, задания и порядок приватизации. Были введены цели приватизации: формирование частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики, повышение эффективности деятельности предприятий, социальная защита населения, развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; привлечение иностранных инвестиций и др.

 

 

На первом этапе (июль 1992 - 1994 г.) приватизации применялись как без- 
возмездная форма (распределение части государственной собственности 
путем распространения обезличенных инвестиционных чеков-ваучеров 
среди населения), так и возмездная - на основе проведения конкурсов, 
аукционов, инвестиционных торгов (в основном объектов малой приватизации: столовых, кафе, предприятий бытового обслуживания).         
 
 
На втором этапе приватизации (июль 1994 - июль 1995 г.) предполагал переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. В новой приватизационной модели были заложены два принципа: во-первых, инвестиционная ориентация продаж: во-вторых, обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизационного предприятия. Соблюдение этих принципов, как предполагалось, в новых документах по приватизации (Указ Президента 1994 г., Программа, разработанная правительством в 1994 г.) должно было приостановить продолжающееся падение производства, увеличить инвестиции в промышленность и другие отрасли, обеспечить поступление финансовых средств в бюджет. 
 
   Со второй половины 1995 г. начался  
третий этап приватизации, на котором через механизм банкротства на аукционы должны были поступить крупные наукоемкие, высокотехнологичные предприятия, продажа которых обеспечивала бы значительные суммы поступления в казну. В стране начался передел собственности, распределенной в ходе ваучерной и денежной приватизации. В результате проведенных в стране преобразований отношений собственности доля государственных предприятий уменьшилась и возросла доля предприятий и организаций с частной и смешанной собственностью.

 

Если рассматривать  приватизацию в динамике, то можно  выделить ее основные этапы: 
 
1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала сферу социальной инфраструктуры: торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т.д. 
 
2. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование госпредприятий в ОАО и продажа, как правило, мелких предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 процентов пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. 
 
3. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. 
 
4. Залоговые аукционы (1995), при которых залог, по существу, приватизацией не являлся, но являлся вынужденной консервацией прав на имущество с целью получения кредита. 
 
5. Продажа имущества и активов предприятий через процедуру банкротства. В результате либерализации цен экономика оказалась опутанной неплатежами. Такая ситуация сопровождалась резким спадом производства, дополненным финансовым кризисом 1998 г. Это способствовало запуску механизма перераспределения собственности под формой перераспределения собственности. К сожалению, этот процесс наряду с положительным опытом образования современных высокоорганизованных крупных корпоративных предприятий сопровождался насильственными методами захвата заводов, стремлением подорвать экономическое положение соперников путем использования недобросовестных методов конкуренции. Важно отметить, что перераспределение прав собственности в России в последние годы происходит с укреплением позиций государства, которое стремится укрепить свои позиции через госсектор, его основу – госсобственность- и увеличить свои доходы путем осуществления различных методов, в том числе за счет перераспределения в свою пользу потоков доходов, формируемых на естественно-монопольной и рентной основах и др. Приватизация продолжается, хотя и в медленном темпе, при применении многообразия способов приватизации.

 

8. Итоги приватизации в России на начальных этапах

   Российская приватизация  носит  беспрецедентный характер  не только по своим масштабам,  но и по содержанию. В отличие  от стран с развитой рыночной  экономикой, где передача в частные  руки государственного имущества  решала задачу повышения эффективности  отдельных предприятий, в России  приватизация была призвана обеспечить  радикальное изменение отношений  собственности, т.е.  решить задачи изменения экономического базиса общества. На рис.1 показана структура собственности Российской промышленности в 1991г.

 

  Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили  начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы  общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.

   Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были.

  Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом.

* Смешанные  (государственно-частные) формы собственности,  в т.ч. с участием нерезидентов.  

Процессы  приватизации 1993-2003 гг. сопровождались изменением структуры занятости  населения. Рис.3 наглядно демонстрирует увеличение доли населения, занятого в частном секторе экономики в указанный период.

* Муниципальный  сектор, предприятия смешанной формы  собственности и пр.

Однако результаты приватизационного  процесса в России имели и  серьезные недостатки: наличие правовых недоработок и явная подгонка многих правовых актов  под конкретные интересы и нужды чиновников, банков, крупных владельцев капитала. При переходе предприятий на новые формы многие из них не сумели организовать эффективное производство, повысить производительность труда и конкурентоспособность продукции.

Информация о работе Приватизация в Росии