Приватизация в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание

Собственность как экономическое отношение формируется еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Так, при античном способе производства внеэкономическое принуждение было основано на праве собственности на раба — непосредственного производителя; в условиях азиатского способа производства — на праве собственности на землю; в период феодализма — на праве собственности на личность и землю одновременно.

Содержание

Введение
1. Формы собственности…………………………………………..4
2. Основные черты разных форм собственности ……………… 8
3. Частная собственность ……………………………………….. 11
4. Формы хозяйствования на базе частной собственности…… 12
5.Государственная собственность…………………………….... 15
6.Приватизация в России ………………………………………...19
7.Этапы приватизации………………………………………….....19
8.Итоги приватизации в России на начальных этапах………….22
9.Нарушения в процессе приватизации………………………....25
10. Перспективы приватизации на 2011-2013гг……………........34
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Макроэкономике Приватизация в России.docx

— 136.20 Кб (Скачать документ)

В ходе приватизации получили широкое распространение  новые для России виды экономических  преступлений: подделка ценных бумаг, мошеннические операции с ваучерами, недобросовестные рекламные кампании, организация «финансовых пирамид» и другие.

По  оценке правоохранительных органов, в  ходе приватизации сформировались условия, позволившие проводить операции по отмыванию теневых капиталов, по передаче значительной части государственного и муниципального имущества в собственность криминальных и полукриминальных структур, усиливая тем самым их влияние на различные сферы экономики и политической жизни, коррумпированность государственного аппарата.

Одной из причин криминализации экономики  и нанесения экономического ущерба государству в ходе приватизации являются серьезные пробелы и  недостатки законодательства, а также  отсутствие необходимого государственного контроля.

Итогом  таких действий является существенное уменьшение доли государства на предприятиях, имеющих федеральные пакеты акций, и, как следствие, утрата государственного контроля за деятельностью важных объектов промышленности. Примерами тому могут служить Ижевский электромеханический завод, Мурманский морской торговый порт, Ульяновский авиационный промышленный комплекс, Курганский завод металлических мостовых конструкций и т.д. Нарушения со стороны представителей государственных органов в основном выражались в злоупотреблении должностными полномочиями в интересах коммерческих структур в целях получения личной выгоды.

Всего, по сведениям МВД России, за период с 1993-го по 2003 годы было выявлено 52938 преступлений, связанных с приватизацией. По результатам  следствия в суд направлено 11045 уголовных дел, по которым привлечено к уголовной ответственности 1526 лиц.

По  данным ГИЦ ГУБЭП МВД России, наибольшее количество преступлений в сфере  приватизации (27,6 тыс.) было выявлено в 1993 году, причем основная их часть оказалась связана с оборотом приватизационных чеков. Причинами высокой криминализации экономики в тот период являлись, в частности, очевидные недостатки законодательной базы, регулирующей отношения собственности, слабый контроль за законностью происхождения денежных средств, используемых в ходе приватизации, высокие темпы инфляции, неразвитость системы налогообложения и др.В 2003 году выявлено около 3,5 тыс. преступлений в сфере приватизации, к уголовной ответственности привлечено 345 лиц.

Динамика  криминогенной ситуации в сфере приватизации за период 1995-2002 г. отображена на рис. 1.

В Иркутской  области прокуратурой выявлено 760 нарушений  законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества в 1995-2002 гг., в Республике Адыгея – 711. В тот же период, например, в Республике Хакасия по искам прокуратуры 11 сделок признаны недействительными и 2 ничтожными, а в Саратовской области полностью или частично недействительными признаны 33 сделки по приватизации (5% от общего числа приватизированных предприятий), из них 9 – по искам прокуратуры. В Алтайском крае 141 сделка по приватизации была признана недействительной.

По  оценкам правоохранительных органов, недостаточное внимание к комплексному прогнозированию последствий приватизации конкретных предприятий (особенно в  оборонном комплексе), акцент на приоритетное решение текущих задач пополнения бюджета за счет продажи государственной  собственности, а также безответственность ряда должностных лиц нередко  приводили к реальным потерям  в сфере обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны.

Так, например,  после приобретения американской фирмой контрольного пакета акций курского АО «Кристалл», выпускавшего комплектующие изделия для систем наведения ракетного комплекса «Игла», было прекращено производство специзделий и утрачена уникальная технологическая база.

В результате применения для предприятий сферы  оборонной промышленности механизма  искусственного банкротства к выгоде узкого круга заинтересованных лиц  разрушались вполне успешные производства, а сами предприятия и их активы уводились из-под контроля государства, в том числе переходили в  собственность нерезидентов. При этом в ряде случаев инициаторами искусственного возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий оборонно-промышленного комплекса выступали не только коммерческие структуры, но также федеральные ведомства и организации, в том числе государственные предприятия топливно-энергетического и коммунального комплекса.

 

Динамика криминогенной ситуации в сфере приватизации в 1995-2002 гг. 

Всего за период 1995-2002 гг. органами прокуратуры  выявлено 3850 преступлений, связанных  с приватизацией. Из них в крупном  и особо крупном размере совершено 1136 преступлений, путем мошенничества  – 2069 (ст. 159 УК РФ), путем присвоения или растраты – 587 (ст. 160 УК РФ). Совершено 313 преступлений, направленных против государственной службы и службы в органах самоуправления (гл. 30 УК РФ) и выявлен 51 факт злоупотребления  должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). 23 преступления совершено сотрудниками органов государственной власти и управления, 5 – государственных предприятий и учреждений, 3 – комитетов по управлению имуществом.

По  результатам проведенных проверок органами прокуратуры заявлено девятнадцать исков, в том числе имущественного характера на сумму более 47 млн рублей. Основная часть исков вносилась о признании сделок приватизации недействительными, применении последствий недействительности сделки и об отмене нормативных и ненормативных правовых актов органов исполнительной власти, касающихся приватизации государственного имущества.

10. Перспективы приватизации на 2011-2013гг.

 

  Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 г. является собственником имущества 3517 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 2950 акционерных обществ.

В 2011 - 2013 годах будет продолжена работа по отмене утративших актуальность ограничений на приватизацию определенных видов федерального имущества и  дальнейшей оптимизации количества стратегических предприятий и акционерных  обществ в соответствии с решениями  Президента Российской Федерации. В  отношении таких имущества и  организаций будет определяться наиболее приемлемый и экономически обоснованный способ управления, включая  их приватизацию.

Планируется приватизация федеральных государственных унитарных предприятий, не обеспечивающих выполнение государственных функций Российской Федерации.

  Предлагается осуществить приватизацию федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, строительного комплекса и др.

К продаже будут предложены пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2010 год, за исключением акционерных обществ, включенных в перечень стратегических акционерных обществ.

Кроме того, в целях создания условий  для привлечения инвестиций, стимулирования развития внутреннего фондового  рынка, а также формирования дополнительных доходов федерального бюджета Правительством Российской Федерации могут быть приняты отдельные решения о  приватизации пакетов акций, имеющих  высокую инвестиционную привлекательность.

В 2011 - 2013 годах будут предложены к продаже:

пакеты акций, размер которых не превышает 50 процентов уставного  капитала соответствующих акционерных  обществ, за исключением пакетов  акций стратегических акционерных  обществ или акционерных обществ, принимающих участие в формировании интегрированных структур;

пакеты акций акционерных обществ строительного комплекса, агропромышленного комплекса, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, дорожного хозяйства, геологии, водного и воздушного транспорта, машиностроения и др. (за исключением стратегических акционерных обществ).

Перечень федеральных государственных  унитарных предприятий, планируемых  к приватизации в 2011 - 2013 годах, будет  дополняться с учетом результатов  работы по оптимизации структуры  государственной собственности.

 

Крупными объектами приватизации в 2011 - 2013 годах являются пакеты акций  открытых акционерных обществ "Апатит", "Издательство "Просвещение", "Авиакомпания "Сибирь", "Архангельский траловый флот", "Ульяновский автомобильный  завод", "Мурманский морской рыбный порт", "Восточный порт", "Алмазный Мир".

Кроме того, на основании отдельных  решений Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации  будут приватизированы пакеты акций  крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих  отраслях экономики.

Так, в 2011 - 2013 годах планируется  осуществить приватизацию находящихся  в федеральной собственности  акций (части акций) таких крупнейших открытых акционерных обществ, как "Нефтяная компания "Роснефть" (25 процентов минус 1 акция), "РусГидро" (7,97 процента минус 1 акция), "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (4,11 процента минус 1 акция), "Современный коммерческий флот" (50 процентов минус 1 акция), "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" (7,58 процента минус 1 акция), "Банк ВТБ" (35,5 процента минус 1 акция), "Объединенная зерновая компания" (100 процентов - до 2012 года), "Росагролизинг" (50 процентов минус 1 акция - не ранее 2013 года), "Российские железные дороги" (25 процентов минус 1 акция - не ранее 2013 года).

В отношении отдельных акционерных  обществ сокращение степени участия  Российской Федерации в их уставных капиталах может быть осуществлено до 2015 года ("Русгидро", "Современный коммерческий флот", "Российский Сельскохозяйственный банк" (до 75 процентов)).

Конкретные сроки и способы  приватизации этих компаний будут определяться с учетом конъюнктуры рынка, координации  продаж с процессами приватизации акций  компаний соответствующих отраслей, а также рекомендаций ведущих  инвестиционных консультантов.

Перечень открытых акционерных  обществ, находящихся в федеральной  собственности, акции которых планируются  к приватизации в 2011 - 2013 годах, будет  дополняться с учетом результатов  работы по оптимизации структуры  государственной собственности.

Также будет продолжена работа по формированию на основе акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, интегрированных структур в стратегических отраслях экономики.

Планируется приватизировать находящиеся в федеральной собственности акции 35 закрытых акционерных обществ, доли 10 обществ с ограниченной ответственностью, а также 73 объекта иного имущества государственной казны Российской Федерации, в том числе объекты недвижимого имущества, включая морские и речные суда.

 

Поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости  акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях, ожидаются в 2011 году в размере 6 млрд. рублей, в 2012 и 2013 годах - в размере 5 млрд. рублей ежегодно.

Прогноз доходов от продажи федерального имущества может быть скорректирован в случае принятия Правительством Российской Федерации отдельных решений  о приватизации акций крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность. В этом случае доходы от продажи федерального имущества  в 2011 - 2013 годах могут составить  с учетом рыночной конъюнктуры около 1 трлн. рублей.

 

 

Заключение

 

      В заключении возникает вполне логичный вопрос: так какой же форме собственности в определенных условиях следует отдать предпочтение и приоритет в экономической политике?

Во многих странах с развитой рыночной экономикой преобладает частная собственность (индивидуальная, коллективная, корпоративная). Одновременно значительная часть собственности  принадлежит государству (центральным  и местным властям, муниципалитетам).

Опыт многих стран говорит о том, что необходимо отбросить суждение, что только одна форма собственности повсюду  обеспечивает эффективное функционирование экономики. К тому же и государственная, и частная форма собственности  многовариантные. Практика убеждает, что  для различных сфер, отраслей, участков экономики хороши свои специфические  формы, лучше других приспособленные  к конкретным условиям производства и обмена. Скажем, индивидуальная собственность  хорошо зарекомендовала себя в розничной  торговле, во многих видах услуг (парикмахерские, мастерские по ремонту обуви, бытовой  техники и т. п.). Многие виды производства, не требующие чрезмерной сложности  и громоздкого оборудования, эффективно работают на основе коллективной собственности  в форме товариществ, обществ  с ограниченной ответственностью. Частными могут быть и крупные, и даже сверхкрупные фирмы, основанные на акционерных началах, например гиганты автостроения, нефтедобывающие, химические, авиастроительные концерны и т.д. В то же время железные дороги, связь, электростанции, угледобывающие, металлургические, оборонные предприятия  могут успешно работать и в  государственном секторе.

Иными словами, для каждой формы собственности  и ее вариантов существует своя «ниша», где наиболее продуктивной оказывается  какая-то конкретная, а не любая форма  собственности.

Но несмотря ни на что, на сегодняшний день в  России ведется активная политика по продаже государственного и муниципального имущества частным лицам. Необходимость  «сбросить балласты» в виде многих госпредприятий возникло уже давно, вот только активная реализация этих идей началась лишь под давлением мирового кризиса. Ведь продажа государственного и муниципального имущества может стать существенным пополнением бюджета нашей страны. И нужно иметь в виду то обстоятельство, что сейчас финансовое положение не такое прочное, как три года назад. И хотя цена на нефть повысилась, но она сегодня повысилась, а завтра понизится. Да дело не только в нехватке бюджетных средств. В процессе реализации антикризисных мер государство охотно раздавало свою помощь частным предприятиям, забирая взамен их акции. Но масштабы такой национализации оказались достаточно велики. Во всяком случае, правительство задумалось, что теперь делать с новой собственностью. Один из вариантов - национализированные в ходе кризиса и до кризиса активы приватизировать с целью формирования активов пенсионной системы. Нынешняя пенсионная реформа не обеспечивает достаточного ресурса для пенсионной системы. Потому что ни для кого не секрет, что количество пенсионеров с каждым годом в нашей стране лишь увеличивается.

Информация о работе Приватизация в Росии