Проблема оценки общей полезности благ: ординалистский порядковый подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе.
Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу спроса, особенности потребительского поведения в современных условиях.

Содержание

Введение 3
1.Сущность теории потребительского поведения 4
2. Проблема оценки общей полезности благ: ординалистский порядковый подход 18
3. Излишки потребителя и производителя и их измерение 29
Заключение 37
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

теория поведения.docx

— 329.09 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 3

1.Сущность теории потребительского поведения 4

2. Проблема оценки  общей полезности благ: ординалистский порядковый подход 18

3. Излишки потребителя и производителя и их измерение 29

Заключение 37

Список использованных источников 38

 

 

Введение

В процессе своей жизнедеятельности человек  должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные  свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку  всегда существуют ограничения для  их полного удовлетворения, такие  как земля, труд, капитал. Поэтому  возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить  собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных  благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен  между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования  и сиюминутного потребления, между  малым количеством дорогостоящих  и большим количеством дешевых  товаров. Для более четкого изложения  проблемы потребительского выбора и  способы максимизации полезности необходимо выделить некоторые ключевые моменты, входящие в понятие и оказывающие  огромное влияние на предпочтения потребителя: модель поведения потребителя, особенности потребительского спроса, условия равновесия потребителя, бюджетное ограничение потребителя, правило максимизации полезности; полезность как основа выбора потребителя.

Актуальность  выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так  и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической  системы.

  Цель написания работы: изучение  теории потребительского поведения  и ее развития на современном  этапе.

  Из цели следуют задачи: объяснить  сущность теории потребительского  поведения; определить подходы  к анализу спроса, особенности  потребительского поведения в  современных условиях.

Понятие экономического человека также не всегда понималось одинаково разными экономистами из разных экономических школ. В данной работе рассмотрели подходы и методы наиболее известных ученых-экономистов.

 

1.Сущность  теории потребительского поведения

Спрос на рынке - это потребности потребителя, которые удовлетворяются, покупая  блага. Каким образом потребности  превращаются в определенную величину спроса? Как из множества благ выбирают то, что удовлетворяет потребности  потребителя? На эти вопросы и  отвечает теория поведения потребителей. В этой теории формулируется общая  модель поведения потребителя.

Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.

Выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от предпочтений. Предпочтения потребителя - это признание  преимуществ каких-то благ перед  другими благами, то есть признание  одних благ лучшими по сравнению  с другими.

Предпочтения  покупателя являются субъективными. Субъективными  также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор  потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен  также ценой выбираемых продуктов  и его доходом. Так же как и  в масштабах экономики, ресурсы  индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его  ресурсов приводят к необходимости  выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.

Одно  из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей  предельной полезности Полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.

В экономической  теории предполагается, что потребитель  блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления  блага, а, зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных  благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим  с его точки зрения, то есть приносить  ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

Потребляя разные количества одного и того же блага можно заметить, что чем  больше благ потребляем, тем меньшее  удовлетворение получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности. Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением  количества потребляемого блага  и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.

Закон спроса гласит, что при неизменности всех
прочих параметров снижение цены блага ведет к возрастанию величины спроса на него. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к уменьшению величины спроса. Одно
из объяснений закона спроса основывается на здравом смысле
потребителя. При совершении покупки цена блага оказывается
своеобразным препятствием, затрудняющим реализацию сделки.
Причем, чем выше эта цена, тем серьезнее препятствие и меньше
вероятность приобретения блага. И наоборот. Нисходящую форму кривой спроса также можно объяснить, используя эффекты
дохода и замещения или концепцию полезности.

Принципом убывающей предельной полезности руководствуется  потребитель, выбирая такой потребительский  набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага  и при данном доходе потребителя.

Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя  на рынке, то есть модель его поведения.

- выбирая  блага для потребления, покупатель  руководствуется своими предпочтениями;

- поведение  потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные  цели и руководствуется личным  интересом, то есть действует  в рамках разумного эгоизма; 

- потребитель  стремится максимизировать совокупную  полезность, другими словами, стремится  выбрать такой набор благ, который  приносит ему наибольшую общую  величину полезности;

- на  выбор потребителя и его субъективные  оценки полезности покупаемых  благ влияет закон убывающей  предельной полезности;

- при  выборе благ возможности потребителя  ограничены ценами благ и его  доходом; данное ограничение называется  бюджетным ограничением.

Модель  поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.

Изложенная  модель поведения потребителя является простейшей моделью. Некоторые положения  этой модели слишком абстрактны. Например, трудно представить, что, съев два беляша, мысленно определить количество полученного удовлетворения; более того, вряд ли думали о максимизации полезности в данном случае. Тем не менее, эта упрощенная модель поведения потребителя является очень полезной, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том числе и то, от чего зависит спрос на товары.

Теория  потребительского поведения учитывает  ряд ограничений, которые не дают людям возможности приобретать  все,
что они хотят. Положение, в котором оказывается типичный потребитель, можно описать следующим образом.

  • Разумное поведение. Потребитель — это человек разумный, который пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него наибольшее удовлетворение, или полезность. Потребитель стремится получить за свои деньги «как можно больше» или максимизировать совокупную полезность.
  • Предпочтения. Потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений товаров и услуг, предлагаемых на рынке.
  • Бюджетные ограничения. В каждый момент времени денежный доход имеет ограниченную величину. Поскольку потребитель вкладывает в свое дело ограниченное количество человеческих и материальных ресурсов, получаемый им или ею денежный доход также оказывается ограниченным. Абсолютно все потребители испытывают бюджетные ограничения
  • Цены. У всех товаров и услуг есть своя цена. Их количества недостаточно по сравнению со спросом на них. Иначе говоря, в их производстве используются редкие (ограниченные) и, следовательно, ценные ресурсы.[6,с.459]

Распределение населения по доходам  дает возможность оценить объем  каждой отдельной доходной группы, ее удельный вес в общей численности  населения при анализе использования  дохода в семьях с разным материальным достатком. Потребитель принимает  решение о распределении средств  не на основе совокупного дохода, а только той его части, которая поступает к нему в виде некоторой суммы денег после выплаты налогов и обязательных платежей, — так называемого располагаемого дохода.

Для оценки поведения потребителя  правильнее анализировать использование  располагаемого денежного дохода. Структура  использования располагаемого дохода в семьях рабочих и служащих с различным материальным достатком приведена в таблице 1.1 .

Анализ приведенных в таблице 1.1. данных позволяет сделать следующие  выводы: с увеличением среднедушевого дохода:

— падает доля расходов на питание (с 53.7 до 28.7 %);

— растет доля затрат на непродовольственные  товары и алкогольные напитки (соответственно с 28.1 и 2.2 % до 35.1 и 3.5 %);

— увеличивается доля сбережений в бюджете (с 1.2 до 14.9 %);

— доля расходов на услуги и прочих расходов остается примерно одинаковой;

— абсолютная величина затрат увеличивается  по всем статьям.

 

Таблица 1.1 - Использование располагаемого дохода в семьях рабочих в служащих с различным материальным достатком в 1989 г. в СССР (в %)

Показатели

Все 
население

В т. ч. со среднедушевым совокупным доходом  в месяц, руб.

до 75

75-100

100-150

150-200

свыше 200

Располагаемый доход

Из располагаемого дохода израсходовано: 
на питание 
на непродовольственные товары 
на алкогольные напитки 
на услуги 
прочие расходы

Накопления семьи

100,0

 

35,4 
33,7 
 
303 
10,3 
6,2

11,1

100,0

 

53,7 
28,1 
 
2,2 
8,1 
6,7

1,2

100,0

 

46,5 
28,5 
 
2,8 
10,2 
6,5

5,5

100,0

 

39,1 
32,2 
 
3,2 
11,2 
6,3

8,0

100,0

 

33,7 
35,0 
 
3,4 
10,8 
6,0

10,5

100,0

 

28,7 
35,1 
 
3,5 
9,4 
8,4

14,9


Рассчитано по: Социальное развитие СССР. М., 1991.

 

Интересно сравнить структуру расходов в СССР со структурой в какой-либо высокоразвитой стране, например в  Англии. Структура расходов потребителей в Англии приведена в таблице. 1.2

 

Таблица 1.2 - Структура расходов среднего потребителя в Англии в 1989 г. (%)

Статьи затрат

Доля в общих расходах

Питание

12,4

Табак

2,6

Одежда и обувь

6,3

Товары для дома и услуги

6,8

Алкоголь

6,3

Отдых, образование, развлечения

9,6

Жилье

15,5

Топливо и энергия

3,6

Транспорт и связь

18,4

Прочие расходы

18,5


*Рассчитано по: Annual Statistical Abstracts. 1991. Р. 246-247.

 

Статьи затрат в таблице 1.1 и 1.2 не полностью сопоставимы. Тем не менее сравнение дает возможность сделать некоторые выводы.

  • 1. Доли расходов на питание и непродовольственные товары (последнюю можно грубо оценить как сумму долей расходов на обувь и одежду и на товары для дома и услуги) в Англии почти в три раза были ниже, чем в СССР.
  • 2. В Англии значительно более высоки доли расходов на жилье, транспорт и связь, а также отдых, образование и развлечения (учтите, что в табл. 1 эти статьи являются частью “прочих расходов”); причем они превышают или близки по величине к долям расходов, указанным в пункте 1.
  • В чем причина различий в структуре расходов англичан и советских людей в 1989 г.? Отметим три наиболее важных фактора. Во-первых, это структура цен на товары и услуги (например, низкая квартирная плата в СССР и высокая в Англии). Во-вторых, различие в уровне реального дохода (средний англичанин мог позволить себе больше “излишеств”). И, в-третьих, степень насыщения рынка товарами и услугами (англичанин имел не только больше средств, но и больше возможностей для их использования).

Поведение потребителей по всем доходным группам можно представить функцией потребления, график которой приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Функция потребления

 

На графике проведен луч ОА из начала координат под углом 45°. Если бы функция потребления совпадала с этим лучом, то это означало бы, что весь доход идет на потребление. Часть дохода, расположенная над функцией потребления А, но в пределах, ограниченных лучом ОА, представляет сбережения. Самые бедные семьи, вероятно, не имеют накоплений, или, как говорят, имеют отрицательное или нулевое сбережение. Это означает, что они тратят ровно столько или даже больше, чем зарабатывают. К сожалению, имеющаяся статистика не позволяет оценить количественно долю данной группы населения. Наше население традиционно большую часть прироста доходов тратило, а не сберегало.

Информация о работе Проблема оценки общей полезности благ: ординалистский порядковый подход