Проблема оценки общей полезности благ: ординалистский порядковый подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе.
Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу спроса, особенности потребительского поведения в современных условиях.

Содержание

Введение 3
1.Сущность теории потребительского поведения 4
2. Проблема оценки общей полезности благ: ординалистский порядковый подход 18
3. Излишки потребителя и производителя и их измерение 29
Заключение 37
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

теория поведения.docx

— 329.09 Кб (Скачать документ)

Пусть Р* - цена, выше которой потребитель полностью отказывается от покупки. С точки зрения потребителя такой уровень цены равносилен отсутствию данного товара на рынке - как если бы он не производился или по крайней мере не продавался. Излишек потребителя при этом будет равен нулю. Посмотрим, что будет происходить при снижении цены, причем будем считать, что цена снижается маленькими шажками, так что при очередном снижении от уровня рi до уровня pi - Dp объем спроса изменяется пренебрежимо мало.

Если функция  PD(p) выражает зависимость объема спроса от цены, то при очередном снижении цены выигрыш потребителя увеличится на величину: DW = QD(pi)Dp, а всего за N шагов, переводящих цену Р* в Р0, выигрыш составит:

 

 

N

 

W =

Σ

QD(pi)Dp.

 

i = 1

 

 

Переход к  пределу при бесконечном дроблении  шагов приводит к выражению:

 

 

P*

 

W =

QD(p)dp.

 

P0

 

 

Прежде всего, первый подход приводит к результату лишь в "нормальных" случаях, когда  объем спроса монотонно убывает  с ростом цены. Он неприменим к товарам Гиффена. А второй подход и в этом случае не встречает затруднений[3, C 129].

Не менее  важно и следующее обстоятельство. Экономистов обычно интересует не абсолютная величина излишка потребителя, а  ее изменение, вызванное тем или иным изменением цен. Равенство (9) показывает, что при изменении цены от Р1, до Р2 излишек потребителя изменится на величину:

 

P1

 

DW=

QD(p)dp.

 

P2

 

На графике  это площадь (с соответствующим  знаком), вырезаемая уровнями Р1 и Р2 из фигуры, ограниченной кривой спроса и осью цен.

 

Таблица 3.2 - "Прибыль" и излишек потребителя

Объем 
покупки

Общая полезность, 
руб.

Общие затраты, 
руб.

"Прибыль", 
руб.






6



9,2 
10,7 
11,5 
11,8





10 
12



3,2 
2,7 
1,5 
-0,2


 

Понятие излишка  потребителя связано с рациональностью  поведения покупателя на рынке данного  товара. На множестве всех товаров потребитель выбирает такой набор благ, который доставляет ему некоторую полезность в пределах бюджетного ограничения. Но на рынке отдельного товара бюджетное ограничение действует иначе: потребитель не может истратить весь свой бюджет на приобретение данного товара, и должен сам решить, какую часть денег истратить на данный товар, а какую - на все остальные. Если бы он попытался максимизировать полезность от потребления данного товара, то эта попытка осуществлялась бы за счет других товаров и в конечном счете потребитель действовал бы в ущерб себе. Значит, рациональность потребителя на рынке определенного товара состоит не в максимизации полезности потребления этого товара, а в чем-то ином.

Введем вспомогательное  понятие "прибыли" потребителя, измеряя  ее как разность между общей полезностью (TU) данного товара (и затратами на покупку С = Р0q при фиксированной цене Р0. При увеличении объема покупки до 3 единиц "прибыль" растет, так как предельная полезность каждой очередной единицы выше затрат на нее. Но покупка 4-й (а тем более 5-й) булочки была бы "убыточной", так что "прибыль" максимальна при переходе предельной полезности через уровень рыночной цены, хотя общая полезность продолжает возрастать.

На рисунке 22 графически представлены общая полезность (кривая TU) и затраты (прямая С) в зависимости от объема q для некоторого бесконечно делимого товара. Объем спроса р0 соответствует точке, в которой предельная полезность (ей соответствует угол наклона касательной к TU) совпадает с ценой (с углом наклона прямой С).

В этой точке  возвышение кривой TU над прямой С максимально и равно W.

 

Каким образом описанное рациональное поведение на рынке отдельного товара связано с рациональностью в пространстве всевозможных благ? Полезность выражена в денежной форме как предельная цена, которую потребитель согласен платить при данном объеме покупки и при фиксированных прочих условиях - при определенном доходе, при заданных ценах на все другие товары. С изменением цены на данный товар потребитель перераспределил бы свои траты между различными товарами и услугами в соответствии со своими предпочтениями, и кривая спроса учитывает эти процессы в неявном виде.

Рисунок 22 – Общая полезность, затраты и излишки потребителя

Излишек потребителя - весьма полезная характеристика потребления. В целом прирост излишка потребителя  характеризует изменение его  благосостояния. Первым, кто увидел в нем мощное средство экономического анализа, был Ж. Дюпюи. Примерно полвека спустя к тем же результатам, но на более высоком уровне теоретического обоснования, пришел А. Маршалл.

Однако приведенное определение величины излишка потребителя не является единственно возможным. Спустя еще полвека после работ А. Маршалла новый подход к его измерению предложил Дж. Хикс.

Связывая излишек  потребителя с функцией спроса от цены, тем самым принимаем те условия, которые определяют кривую спроса: постоянство цен на прочие товары и постоянство дохода.

Но связывая излишек потребителя  с компенсирующим или эквивалентным изменением дохода, то допускаем изменение дохода, а постоянной считается степень удовлетворения потребителя, так как изменения происходят в пределах одной и той же кривой безразличия [11].

Рисунок 23 - Сумма излишков потребителя

Пусть на рынке  сложилась цена Р0. Мы можем формально определить величину потребительского излишка для всей совокупности покупателей, действуя по аналогии с тем, как мы ее определили для отдельного покупателя.

Рассмотрим  фигуру Р0P*E, ограниченную кривой рыночного спроса Р*Е, осью цен и линией постоянной цены Р0, и обозначим через W площадь этой фигуры. Так как при каждом значении цены объем рыночного спроса равен сумме объемов индивидуального спроса отдельных покупателей, фигуру Р0P*E можно разделить на части таким образом, что "ширина" каждой части при цене Р равна - объему спроса i-го потребителя при данной цене. Площади этих частей W1, W2 ..., WN характеризуют значения излишка для 1-го, 2-го, ..., N-го потребителей. Таким образом формально определенный потребительский и лишек для рынка в целом есть сумма значений и лишка для отдельных потребителей:


W = W1 + W2 +... + WN.


 

Индивидуальный  излишек потребителя определяется превышением полезности покупки  для индивида над затратами на ее приобретение. В связи с этим возникает естественный вопрос: уместно  ли сложение излишков различных потребителей?

Возьмем такой  товар, который если и нужен потребителю, то в количестве одной штуки (примером такого товара могут служить пианино). Допустим, что на рынке восемь покупателей. В таблице 3.3 указаны значения полезности пианино для каждого из них в денежной форме. Будем считать, что объем мгновенного предложения равен пяти штукам.

Цена равновесия установится между 22 и 26 тыс. руб. (неоднозначность цены равновесия - маленькое неудобство анализа рынка дискретного товара). Допустим, что в силу каких-то причин цена установилась на уровне 25 тыс. руб.

 

 Таблица 3.3 - Покупатели на рынке пианино

Покупатель

Полезность покупки, тыс. руб.








H

50 
40 
35 
30 
26 
22 
18 
15





Пианино достанутся покупателям от А до E.

Итак, индивидуальная полезность, выраженная в денежной форме, у каждого потребителя  сопоставима с ценой, и, следовательно, полезности для различных потребителей в такой форме сопоставимы  друг с другом. А это уже довод  в пользу их суммируемости.

Рисунок 24 - Формирование рыночного спроса на пианино

 Сумма полезностей  для покупателей от А до E равна 181 тыс. руб. Любое другое распределение пяти инструментов между покупателями привело бы к меньшей суммарной полезности - вместо кого-либо из "большой пятерки" пианино досталось бы покупателю, для которого полезность покупки оказалась бы меньше. Такая ситуация могла бы возникнуть, если бы цена на рынке была ниже равновесной.

Но и в  том случае, когда цена выше равновесной, суммарная полезность совершенных  покупок оказалась бы меньше, чем  полученная выше величина, - не все из "большой пятерки" согласятся делать покупки при цене выше 26 тыс. руб.

Итак, рынок, находящийся  в равновесии, распределяет предложенный объем продукта между покупателями таким образом, что суммарная  полезность, полученная всеми покупателями, максимальна.

Этот вывод  справедлив не только для такого своеобразного  товара, как пианино; он остается в  силе и для товара, приобретаемого покупателем в нескольких экземплярах, и для бесконечно делимого товара.

Таким образом, суммарная полезность, получаемая всей массой потребителей, является существенной характеристикой рынка, а это  в свою очередь оправдывает использование  суммарного потребительского излишка  в качестве показателя выгоды, получаемой потребителями на рынке данного  товара.

В таблице 3.4 суммарный излишек потребителя вычисляется дважды: в последней графе он рассматривается как сумма индивидуальных излишков, а в итоговой строке - как разность между суммарной полезностью и суммарными затратами на покупку. Это утверждение также является общим.

 

 

Таблица3. 4- Суммарный излишек потребителей на рынке пианино

Покупатель

Полезность, 
тыс. руб.

Затраты, 
тыс. руб.

Излишек, 
тыс. руб.






F, G, H

50 
40 
35 
30 
26 
-

25 
25 
25 
25 
25 
-

25 
15 
10 


-



 

Рисунок 25 - Излишки потребителей и производителей

Сколько-нибудь достоверно оценить ход кривой спроса в области нереально высоких  цен практически невозможно. Поэтому  практически невозможно оценить  абсолютные значения ни суммарной полезности, ни суммарного излишка потребителей. Но это обстоятельство не препятствует определению приращений суммарного излишка при тех изменениях цен, которые могут иметь место  в действительности. Поэтому величина суммарного излишка потребителей может  отсчитываться от произвольного  условно-максимального значения цены.

Подобно суммарному излишку потребителей, можно говорить и о суммарном излишке производителей. Графически он может быть представлен площадью фигуры между кривой предложения и уровнем рыночной цены - фигуры APEE на рисунке 23. Сумма излишков потребителей и производителей - площадь фигуры АР*Е - характеризует общий эффект производства и потребления на рассматриваемом рынке[11].

Величины суммарных  излишков потребителей и производителей весьма полезны при анализе изменений  положения на рынке при тех  или иных воздействиях на него со стороны  государства, в частности при  введении налогов.

 

Заключение

В ходе написания данной работы были сделаны  следующие выводы. Возникновение  теории потребительского поведения  было связано с работами маржинализмов, так как одним из главных положений  маржинализма является принцип экономического человека. Теория потребительского поведения  исследует совокупность принципов  и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует  и реализует свой набор потребления  различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями  общей полезности (то есть суммарной  пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени  удовлетворения потребности при  возрастании количества блага).

Выбор индивида формируется не только под  влиянием предпочтений, он ограничен  бюджетом. Логично, что для каждого  потребителя общий расход должен быть не больше дохода.

Учитывая  еще многие недоработанные аспекты  теории потребительского поведения, перед  будущими учеными открывается просто огромное поле для исследовательской  деятельности. Эта теория доказала свою важность для понимания основ  как экономики, так и человеческого  общества.

Особенно  разработка этой теории нужна в нашем  государстве, в условиях трансформирующейся, переходной экономики, когда рынок  большей частью монополизирован, а  потребитель не особенно разборчив  в выборе товаров и руководствуется  зачастую одной лишь ценой. Знание этой теории поможет как покупателю грамотнее  тратить свои сбережения, там и  производителям адаптироваться к покупателю, что поможет как потребителю, так и производителю и экономике  в целом. Естественно, необходимо изменение  неблагоприятных условий для  внедрения результатов теории потребительского поведения в жизнь – одним  из таковых являются как монополии, так и недостаточная информированность - образованность покупателя.

Информация о работе Проблема оценки общей полезности благ: ординалистский порядковый подход