Проблема оценки общей полезности благ: ординалистский порядковый подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе.
Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу спроса, особенности потребительского поведения в современных условиях.

Содержание

Введение 3
1.Сущность теории потребительского поведения 4
2. Проблема оценки общей полезности благ: ординалистский порядковый подход 18
3. Излишки потребителя и производителя и их измерение 29
Заключение 37
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

теория поведения.docx

— 329.09 Кб (Скачать документ)

Указанные изменения вполне закономерны. Склонность к сбережению и потреблению  взаимосвязаны. В условиях относительно устойчивого состояния экономики сбережения накапливались и сохранялись длительное время, что не приводило к резким изменениям в распределении дополнительных доходов. Углубление кризисной ситуации в настоящее время, сопровождаемое усилением инфляционных процессов и незащищенностью вкладов от обесценивания, приводит к резкому увеличению доли потребления. Хотя в действительности за ростом потребления скрыта попытка людей спасти свои увеличивающиеся доходы от обесценивания путем покупки всевозможных доступных им видов товаров впрок. Причем склонность к накопительству значительно выше в семьях с более высокими доходами. Практическое отсутствие других каналов расходования личных доходов заставляет людей с высоким материальным уровнем достатка спасать свои сбережения, обращаясь на потребительский рынок.

Интересно посмотреть, насколько различно меню в семьях с разным уровнем  дохода. В таблице 1.3 представлено потребление основных продуктов питания в семьях с разными доходами в 1986 г., а также так называемые нормы рационального потребления, принятые в тот период.

 

Таблица 1.3 - Потребление продуктов питания на одного человека в семьях с разным уровнем дохода в 1986 г. (кг в год)

Продукты

Нормы 
рационального 
потребления 
в СССР

Все семьи

Потребление в СССР в семьях 
с доходами на человека, руб./мес.

Англия

СССР

до 50

50-75

свыше 200

Мясо и мясопродукты 
Рыба и рыбопродукты 
Молоко и молочные продукты 
Яйца 
Масло растительное и маргарин 
Сахар 
Хлеб и хлебопродукты 
Картофель

82 
18,2 
405 
292 
9,1 
40 
110 
97

54,7 
7,6 
221 
149 
12,4 
11,8 
72,2 
57,3

68,0 
15,1 
366,3 
238,8 
4,1 
30,7 
110,2 
91,1

20,4 
3,2 
126,6 
65,7 
7,3 
17,2 
143,6 
34,7

34,5 
6,6 
220,1 
129,1 
5,9 
21,1 
136,0 
56,3

95,6 
22,0 
486,6 
322,6 
4,6 
39,8 
114,4 
115,9





Источники: (Данные по СССР); Основы рыночной экономики. М., 1991. Кн. 2. С. 254. Annual Statistical Abstract. 1991. Р. 188. (данные по Англии).

 

Механизм  потребительского поведения и теория потребительского поведения опирается  на ряд положений (постулатов):

1. Множественность. Потребности человека, человеческого
общества велики и разнообразны, и они влекут за собой разнообразие благ, способствующих удовлетворению этих потребностей. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных благ. Теория потребительского выбора предполагает,
что потребителю есть из чего выбирать, т. е. в каждый конкретный момент времени имеется несколько возможных вариантов
удовлетворения данной потребности.

2. Суверенитет. Каждый потребитель принимает индивидуальное решение о покупке того или иного блага и не может оказать решающего воздействия на их производителей. Однако рыночный механизм суммирует эти индивидуальные решения множества потребителей и доводит это совокупное решение до
производителя. Если выбор потребителей сделан в пользу определенного блага и потребители приобрели его, уплатив определенную цену, то производитель данного блага получает прибыль
и право на дальнейшее развитие производства. Суверенитет потребителя предполагает его способность воздействовать на производителя. Иными словами, суверенитет потребителя — власть
потребителя над рынком, его способность определять, какие
блага и в каком количестве должны быть произведены.

В реальной действительности свобода потребительского выбора не абсолютна, имеются ограничения. Они могут быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами -  война, стихийные бедствия, неурожай и т.п. Ограничения выражаются в установлении норм потребления по карточкам, талонам некоторых, а иногда и большинства товаров. Такие ограничения, как правило, носят вынужденный и временный характер. Прямые запреты на производство и продажу отдельных товаров оправданы и необходимы только тогда, когда потребительские свойства товара связаны с вредными для здоровья эффектами, о которых потребитель даже не подозревает (например, детские игрушки из материалов, в состав которых входят вредные химические вещества, лекарственные препараты с тяжёлыми побочными действиями).

  Бывают ограничения и другого  рода, когда производство тех  или ин товаров подвергается  запрету с целью уберечь потребителя  от товара, приносящего, с точки  зрения общества, вред. История таких  запретов во многих странах  показывает их малоэффективность.  Например, в 20-х г.г. в США  был введён так называемый  “сухой закон” с благой целью  ограничить потребление алкогольных  напитков. В итоге развилась невиданная  по масштабам подпольная торговля  алкоголем, цены на него подскочили, а спекулянты этим товаром  сколотили огромные состояния;  более того, - именно в условиях  ”сухого закона” появились и  окрепли первые ростки организованной  преступности. Аналогичные явления  возникли в нашей стране при  введении в 1985 г. “Закона о  борьбе с алкоголизмом”.  Рациональность. Еще одним важным фактором, определяющим выбор потребителя, является его система предпочтений. Одни и те же блага будут приносить разную полезность разным людям. Каждый потребитель тяготеет к определенному на
бору жизненных благ. Не существует какой-то объективной
шкалы, позволяющей определить полезность того или иного
блага, но каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу
предпочтений. Поведение человека рационально, если он знает,
какой набор благ ему необходим, может сравнить различные на
боры благ и выбрать самый предпочтительный для себя.

Потребительское равновесие – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше - на покупку другого [,2, с. 111].

Принимая  в расчет данные априорные условия, посмотрим, как ведет себя на рынке  типичный потребитель. Очевидно, что  покупатель, обладающий ограниченным доходом, сможет приобрести на рынке  ограниченное количество товаров. Он будет  стремиться приобрести такие товары и услуги, которые принесут ему  наибольшую полезность.

Чтобы сделать оптимальный выбор благ, покупатель должен сравнить взвешенные предельные полезности различных товаров. Взвешенной предельной полезностью называется отношение предельной полезности блага к его цене. Допустим, покупатель должен сделать выбор между соком и минеральной водой. Полезность сока он оценивает в 10, а минеральной воды — в 6 ютилей. Если стакан сока стоит 25 центов, а стакан минеральной воды — 10 центов, то взвешенная полезность сока 10/25, а минеральной воды 6/10. При данных условиях большую полезность покупатель получит от стакана минеральной воды.

Посмотрим, как потребитель при ограниченном доходе сможет оптимизировать свой выбор  и получить наибольшую полезность при  покупке одновременно нескольких товаров. Предположим, Предположим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности – А, В и С.

Допустим, что предельная полезность (МU) блага  А равна 100, а его цена (Р) – 10 долларов; предельная полезность блага В – 80, а его цена – 4 доллара; предельная полезность блага С – 45, а его  цена – 3 доллара. (таблица 1.4)

 

Таблица 1.4 - Предельная полезность и цена благ

Блага

 

Предельная полезность

 

Цена, доллары

 

 

Взвешенная предельная полезность

(MU)

(P)

(MU/P)

A

B

C

100

80

45

10

4

3

10

20

15





Если разделить предельную полезность на цену, то обнаружим, что взвешенные предельные полезности (MU/Р) у этих продуктов не равны. Y блага А предельная полезность равна 10, у блага В — 20, у С —15. Очевидно, что распределение наших денежных средств не оптимально, так как благо В приносит наибольшую полезность. Поэтому необходимо перераспределить бюджет таким образом, чтобы получать блага В больше, а блага А — меньше.

В данном случае следует отказаться от последнего экземпляра блага А. Таким образом, сэкономим 10 долл. На них можно купить две с половиной части блага В, что принесет нам удовлетворение величиной в 200 утилей (от блага В) минус 100 утилей (от уменьшения потребления блага А), итого — 100 утилей. Такое перераспределение приведет к тому, что предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В — понижаться. Перераспределяя доход, таким образом, необходимо достичь ситуации, при которой взвешенные предельные полезности будут равны. В этой точке потребитель достигает положения равновесия.

 

Таблица 1.5 - Положение равновесия потребителя

Благо

MU

P

MP/P

A

B

C

150

60

45

10

4

3

15

15

15


 

Правило максимизации полезности требует, чтобы потребитель при распределении своего дохода обеспечил равенство взвешенных предельных полезностей товаров, входящих в приобретаемый набор. Это правило можно записать в виде уравнения [7, с.140]


 

где, MU - предельная полезность,

P- цена товара

Если потребитель «уравновесит предельные полезности» в соответствии с этим правилом, то ничто больше не будет побуждать его к изменению  структуры расходов. Таким образом, потребитель достигнет равновесия, и при любом изменении набора приобретаемых им товаров, за исключением случаев, вызванных изменениями вкусов либо дохода потребителя или цен на различные товары, его (или ее) положение ухудшится — совокупная полезность сократится.[6,с.123]

Изменение цен товаров  меняет не только суммы затрат на приобретение каждого из них, но и реальное благосостояние потребителя: при данном номинальном бюджете снижение цен делает ею богаче, а повышение — беднее. Сэкономленные средства он также может направить на приобретение других благ.
Изменение цены некоторого блага влияет на структуру спроса
потребителя по двум направлениям. Объем спроса на данное
благо изменяется под воздействием изменения его относительной цены, а также под воздействием изменения реального дохода потребителя. К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое
изменение цены, так как оно меняет объем доступных благ и их
относительные цены. Названные эффекты являются реакцией
потребителя на изменение относительных цен и реального дохода.

Эффект  замещения — изменение структуры  потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих
в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому,
что потребитель при росте цен одного блага переориентируется
на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с
неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на
первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются
товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для
потребителей чай становится относительно дешевле и они будут
заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к
повышению спроса на чай.

  Эффект дохода — воздействие,  оказываемое на структуру спроса  потребителя за счет изменения  его
реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального
дохода покупателя.

Поэтому переход потребителя  от одного набора благ к другому  есть результат действия двух событий: изменений соотношения цен и  реальной величины бюджета потребителя. Выделение доли предложения каждого  из этих событий в общем эффекте  изменения цен позволяет глубже проанализировать состояние потребителя на нарушение равновесного состояния [10, с.69].

В микроэкономической теории существуют два подхода для  выделения эффекта дохода и эффекта  замены: в соответствии с теорией  Дж. Хикса и Е. Е. Слуцкого. Существование  этих подходов объясняется спецификой интерпретации реального дохода этими двумя экономистами.

По  мнению Хикса, разные уровни денежного  дохода позволяют достичь одной  и той же кривой безразличия (одинаковой кривой безразличия) и представляют собой одинаковый уровень реального  дохода.

По  мнению Слуцкого, одинаковый уровень  реального дохода обеспечивает только тот уровень денежного дохода, который достаточен для потребления  одного и того же набора товаров[9, с 39].

Поскольку эффекты замены по Слуцкому и Хиксу не равны друг другу, то и вторая составляющая реакции  потребителя на изменение цены блага  эффект дохода по Слуцкому не равен  эффекту дохода по Хиксу.

Рассмотрим сначала подход Хикса, как более общий и соответствующий  классической порядковой (ординалистской) теории полезности.

При снижении цены какого-либо блага потребитель получает возможность  переместиться на более высокую  кривую безразличия. Это увеличение полезности является следствием увеличения реальной покупательной способности. Рост реальной покупательной способности  — результат комбинации двух составляющих: изменения реального дохода и  изменения относительных цен. Это  значит, что, во-первых, потребитель  может купить то же количество товара, потратив меньше денег (при этом у  него останутся средства для дополнительных покупок); во-вторых, потребитель станет потреблять больше товара, который  подешевел, и меньше товара, который  теперь стал относительно дороже. Эти два процесса проходят одновременно, но отличаются друг от друга. Рассмотрим это на конкретном примере.

Рисунок 2 - Эффекты дохода и замены по Хиксу для нормальных благ (цены снижаются)

Потребитель выбирает набор товаров А на первоначальной линии бюджетного ограничения А'А". Если цена товара X упадет, то уменьшение Рх повернет бюджетное ограничение  в положение А'В' и потребитель  сможет купить товарный набор, соответствующий  точке В. Однако если при падении  цены товара X одновременно снизится доход  потребителя, то линия бюджетного ограничения  сдвинется из положения А'В' в  положение СС" и товарный набор  максимальной полезности потребителя  будет соответствовать точке  С, которая находится на первоначальной кривой безразличия.

Информация о работе Проблема оценки общей полезности благ: ординалистский порядковый подход