Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущих потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

Экономика - сложная, многоугольная система. Очевидно, все её уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Но тем не менее, принципы функционирования фирмы, отрасли, семейных хозяйств не могут не отличаться от законов развития экономики как целостной системы. Поэтому теоретическая экономика изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микроуровне и макроуровне. Два больших раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика.

Содержание

Введение..……………………………………………………………………….3
1.Общественные блага………………………………………………........3
1.1. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос……………………………………………………………………………...4

1.2. Внешние эффекты, или экстерналии……………………….7

2. Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущих потребностей……………………………………………………….8

2.1. Провалы рынка природопользования. Внешнии эффекты…14

2.2. Интернационализация внешних эффектов……….………17

3. Механизм экологического регулирования……………………………22

3.1. Экологическое законодательство как метод регулирования рынка природопользования…………………………………………..27

Заключение…………………………………………………………………...34

Список используемой литературы………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика!.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

   Более того, у потребителей общественных благ ≈ а ими являемся все мы ≈ возникают серьезные стимулы  к искажению информации о своих  действительных предпочтениях. Особенно это характерно в тех случаях, когда потребителей общественного блага очень много. Предположим, что в нашем примере с уличным освещением им пользуются не двое, а сотни и тысячи людей. Предположим далее, что городские власти или местное самоуправление проводят опрос с целью определения индивидуальных кривых предельной выгоды. Каждый опрашиваемый может рассуждать таким образом. Если я сообщу достоверную информацию, то затем меня обяжут платить высокий налог на финансирование уличного освещения. Поскольку пользуется этим освещением очень много людей, то моя информация практически не повлияет на решение вопроса о его организации. Пользоваться же освещением я буду наравне со всеми. Не лучше ли поэтому заявить, что уличное освещение мне вообще не нужно, и таким образом избежать участия в его финансировании? Или даже сказать, что это освещение мешает мне спать, и потребовать в случае его организации денежной компенсации? Если так будут рассуждать многие, наши улицы останутся в темноте, дворы захламленными, подъезды жилых домов грязными.

   Стратегия, заключающаяся в сокрытии или занижении своих истинных предпочтений в отношении общественных благ с целью переложить бремя их финансирования и производства на других, породила в микроэкономике проблему неплательщика (англ, free rider's problem). Придерживающийся ее знает из своего опыта, что чистые общественные блага обладают свойством неисключаемости, и потому убежден в возможности пользования ими без участия в совместных действиях по их созданию. Поэтому такие блага обычно производятся при участии правительства за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды, налогообложения физических и юридических лиц.

   1.1. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос

   Термин  "спрос" выражает желание и способность покупателя приобрести тот или иной товар. Поэтому под спросом всегда понимается платежеспособная потребность.

   Различают индивидуальный и рыночный спрос:

   - индивидуальный спрос – это  потребности конкретного, отдельного  покупателя, выраженные в денежной  форме. 

   - рыночный спрос – это совокупный спрос покупателей данного товара по данной цене.

   Спрос можно рассматривать с количественной и качественной сторон. Спрос с  количественной стороны – это  количество потребляемых благ на данный момент. Спрос с качественной стороны  – это платежеспособность, то есть сумма денег, уплаченных за приобретенный товар.

   Изменение спроса отражается в законе спроса, который можно сформулировать таким образом: при высоких ценах спрос на данный товар будет сокращаться по сравнению с низкими ценами, но при "прочих равных условиях". Или при низких ценах спрос будет расти по сравнению с высокими ценами на тот же товар, но опять же при "прочих равных условиях". Таким образом, закон спроса говорит о том, что объем спроса на любой товар обратно пропорционален цене на данный товар при "прочих равных условиях".

   Цена  на данный товар не представляет собой  единственного фактора, который  определяет, как много этого товара желает приобрести покупатель. Имеются  и другие факторы, влияющие на количество приобретаемого товара: доходы потребителей, цены других товаров и услуг, ожидаемые цены товаров в будущих периодах, вкусы потребителей и т.д.

   Изменение переменных может воздействовать на объем спроса, как в сторону  увеличения, так и уменьшения, в  зависимости от специфики переменной величины. Увеличение цены на товар приведет к сокращению его покупок при условии что, все другие переменные – доход, цены других товаров и услуг, ценовые ожидания и прочие остаются постоянными.  

   Факторы, влияющие на спрос1.

   Уменьшение  спроса    Увеличение  спроса
   Рост  цен на товары-комплименты;

   Рост  дохода потребителя (некачественные товары);

   Падение дохода потребителя (нормальные товары);

   Утрата (ослабление) вкуса;

   Ожидание  падения будущих цен;

   Ожидание  падения будущих доходов (нормальные товары);

   Сокращение  числа потребителей.

   Падение цен на товары-комплименты;

   Рост  дохода потребителя (нормальные товары);

   Рост  дохода потребителя (товары низкого  качества);

   Усиление  вкуса;

   Ожидаемый рост будущих цен;

   Ожидаемый рост будущих доходов (нормальные товары);

   Рост  числа потребителей.

 

   Различают ценовые и неценовые факторы (детерминанты), влияющие на спрос2. К ценовым факторам относятся: эффект дохода, эффект замещения и закон убывающей полезности.

   Эффект  дохода – это увеличение покупательной способности денег в результате снижения цены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товара и в то же время может обратиться к другим товарам, так как покупательная способность денег увеличивается.

   Эффект  замещения – это снижение цены на определенный товар, стимулирующее покупателя приобрести его вместо аналогичных, но более дорогих товаров. Покупатель при этом склонен заменять дорогие товары более дешевыми – альтернативными товарами.

   Закон убывающей полезности – это процесс уменьшения полезности или удовлетворения покупателя с приобретением каждой последующей единицы продукта.

   К неценовым факторам относятся: изменение  вкусов потребителей, изменение количества покупателей, изменение дохода цен на альтернативные товары, изменение в ожиданиях потребителя.

   Изменение вкусов потребителей происходит под  воздействием рекламы, моды, возраста, климата и т.д.

   Изменение количества покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос и наоборот.

   Изменение дохода покупателей. При росте дохода увеличивается спрос на более дорогие и качественные товары.

   Изменение цен на альтернативные товары. Снижение цен на взаимозаменяемые товары ведет  к повышению спроса на них.

   Изменение в ожиданиях потребителей. Неблагоприятные  факторы порождают ожидание более высоких цен, и тем самым растет текущий спрос.  
 
 
 
 
 
 
 

   1.2. Внешние эффекты, или экстерналии 

   Внешние эффекты, или экстерналии – прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.

   Внешние эффекты могут производиться  как при производстве, так и  при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут быть как  отрицательными, так и положительными. Положительный внешний эффект (выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Например, на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается. Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей увеличиваются. Здесь процесс производства одного предприятия приводит к сокращению уровня потребления многих индивидов.

   Основные  способы регулирования отрицательных  внешних эффектов следующие: – административно - законодательный контроль;  – создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности (налог Пигу, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т.п.). Налог Пигу устанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, производящим отрицательный внешний эффект. Для того чтобы налог  

   полностью компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина t должна равняться внешним предельным издержкам при общественно оптимальном выпуске. Теорема Коуза утверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне. – косвенное вмешательство государства;  – интернализация внешнего эффекта, т. е. превращение внешних издержек в частные.

   2. Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущих потребностей

   Нужды человека разнообразны, но фундаментом  человеческих потребностей являются основные материальные потребности, удовлетворять которые призвана и способна экономика. Люди организуют производство тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Но экономические блага отличаются ресурсоемкостью, то есть на их производство затрачиваются определенные ресурсы. Они делятся на несколько видов3:

   Природные ресурсы – земля, леса, водные, климатические  факторы и др. данный вид ресурса  часто называют просто "земля", подразумевая при этом предоставленные природой блага. Например в нашей стране имеются богатейшие природные ресурсы, которые активно вовлечены в хозяйственный оборот. Огромные природные богатства позволяют России занимать лидирующее место по производству многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

   Трудовые  ресурсы – это количество трудоспособного  населения, которое можно использовать в процессе создания экономических благ. Еще Аристотель и другие древние мыслители считали труд одним из важнейших факторов производства.

   Производственные  ресурсы (капитал) существуют в форме  денег и средств производства.

   Предпринимательские способности – это способности к организации и комбинированию факторов производства для достижения конкретных целей.

   Информация  – это процесс сбора, обработки  и распространения знаний, которые необходимы для производства и реализации экономических благ, для ведения бизнеса. Сейчас ни одна из сторон человеческой жизни не может обойтись без этого знания.

   Если  рассматривать собственно производство, то в условиях ограниченных ресурсов возникает проблема выбора рационального соединения труда со средствами производства. Общество всегда располагает определенным ограниченным количеством труда, сырья, материалов, машин и оборудования, а также финансовых средств (денег). Это вынуждает делать выбор между различными вариантами их использования с целью производства тех или иных товаров.

   Решение задач рационального использования  имеющихся в распоряжении общества ресурсов с целью получения максимального количества необходимых благ, в конечном счете, связано с экономическими потребностями каждого индивида, коллектива, социальных групп и общества в целом.

   Под потребностью следует понимать желание  человека потреблять различные блага. Но поскольку количество благ, которые  он желает потребить, в принципе, не ограничено, то ему приходится ранжировать их по степени необходимости. Так, насущные нужды человека, такие как еда, одежда, относят к потребностям первого порядка, организацию досуга – к потребностям второго порядка и т.д. Иначе говоря, человеку свойственно

   расставлять свои потребности в определенном порядке. Такая расстановка объясняется тем, что любое благо имеет свою цену. При этом немаловажным критерием оценки блага является его качество.

   Экономические ресурсы, которые может использовать человечество в целом, отдельные  страны, предприятия, домашние хозяйства  и отдельные предприниматели для удовлетворения своих потребностей, ограничены. Но экономическая теория различает понятия абсолютная и относительная ограниченность.

   Абсолютная  ограниченность ресурсов связана с  недостаточностью ресурсов для удовлетворения всех потребностей членов общества одновременно.

   Относительная ограниченность ресурсов характеризуется  тем, что для удовлетворения определенных, ограниченных потребностей ресурсов достаточно. Ограниченность ресурсов может быть различной. Прежде всего, это естественная ограниченность ресурсов, имеющихся в природе, неодинаковое соотношение количества этих ресурсов. Ограниченность охватывает и ресурсы, созданные человеком. Это касается не только запасов ресурсов, имеющихся в данный момент, но и возможностей, имеющихся для их восполнения в данных условиях.

Информация о работе Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущих потребностей