Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:28, курсовая работа
Экономика - сложная, многоугольная система. Очевидно, все её уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Но тем не менее, принципы функционирования фирмы, отрасли, семейных хозяйств не могут не отличаться от законов развития экономики как целостной системы. Поэтому теоретическая экономика изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микроуровне и макроуровне. Два больших раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика.
Введение..……………………………………………………………………….3
1.Общественные блага………………………………………………........3
1.1. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос……………………………………………………………………………...4
1.2. Внешние эффекты, или экстерналии……………………….7
2. Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущих потребностей……………………………………………………….8
2.1. Провалы рынка природопользования. Внешнии эффекты…14
2.2. Интернационализация внешних эффектов……….………17
3. Механизм экологического регулирования……………………………22
3.1. Экологическое законодательство как метод регулирования рынка природопользования…………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………...34
Список используемой литературы………………………………………..35
Иначе говоря, должно быть смещение кривой предложения (S) с целью оптимизации цены на товар, производство которого загрязняет окружающую среду.
Из
рисунка видно, что фирма, стремясь
максимизировать свои излишки производителя
(прибыль), производит большой объём
продукции и тем самым
Функционирование
регулируемого рынка возможно, если
внеэкономические и экономические
стимулы увязаны воедино на основе
отношений социальных и хозяйствующих
субъектов собственности на ресурсы
природы. Основное внимание в экологическом
регулировании должно быть направлено
на определение и установление оптимального
соответствия между спросом и предложением
“экологического товара”.
рис.1
Модель регулируемого рынка в природопользовании должна учитывать издержки по предотвращению (ликвидации) загрязнения окружающей среды и наносимый ущерб. Ущерб от ухудшения состояния окружающей среды растёт в геометрической прогрессии (экспоненциально) с увеличением загрязнения, а затраты же на ликвидацию ущерба также растут в геометрической прогрессии, но с увеличением степени чистоты окружающей среды.
Если загрязнение окружающей среды не контролируется со стороны социальных субъектов, то для предприятий выгодно производить внешние издержки. Кривая предельных выгод совпадает для него с кривой ущерба. При регулировании же природоохранной деятельности предприятий им выгодно сокращать загрязнения до точки A - оптимального уровня, где существует равенство затрат и ущерба. Точка А является экономическим оптимумом загрязнения. Справа от этой точки лежит область безубыточности природоохранной деятельности.
Спрос со стороны предприятий на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду зависит от затрат на ликвидацию того или иного объёма загрязнения.11 Предложение же зависит от экологического (самовосстановительного) потенциала природной среды региона. Чем меньше этот потенциал, тем меньше должно быть дано контролирующим органом разрешений на сброс (выброс). В регулировании экологической сферой следует воздействовать как на спрос, так и на предложение сбросов (выбросов) загрязняющих веществ с учётом их эластичности. Экологический потенциал, в силу своей ограниченности, с увеличением загрязнения окружающей среды становится неэластичным, переходя в абсолютно неэластичное состояние. Спрос на загрязнение со стороны предприятий будет зависеть от выбора технологий, исходного сырья и т.д., которые существенно влияют на затраты по охране окружающей среды. Сдвиг же по кривой предложения экологической ёмкости природной среды зависти от установления предельно-допустимых нагрузок на экосистемы, штрафов, платежей и т.п.
На
основе сочетания принципов
рис.2
Рынок прав на загрязнение на практике опробован только в США по охране атмосферного воздуха. По простейшей схеме рынок прав на загрязнение должен функционировать следующим образом: в регионе или в масштабе принимается решение о допустимой общей нагрузке по выбросам в разрезе ингредиентов. В зависимости от величины такой нагрузки на открытом рынке выпускается и распространяется определённое количество прав на загрязнение (акций). Собственно рыночный процесс начинается после начального распределения прав. Предположим, у фирмы, а спрос на её продукцию растёт, но при этом значительно увеличиваются выбросы, а прав на на загрязнение гораздо меньше. Наращивание производства может оказаться невыгодным из-за высоких штрафных санкций за превышение лимита загрязнения или же больших затрат на строительство природоохранных объектов. Фирма Б наоборот, по каким-то причинам (снижение объёма производства, внедрение новой технологии, использование нового вида сырья и т.д.), имеет излишек прав. В этом случае А может приобрести прав на загрязнение у Б и тем самым увеличить свой доход. Этот метод охраны окружающей среды ещё называют методом “коллективной ответственности”, так как Б имеет право продать не100%, а меньше. В итоге действия рынка суммарный выброс какого-либо ингредиента будет меньше, чем было определено при выдаче (распространении) лицензий.
3.
Механизм экологического
регулирования.
Принципиальным вопросом при формировании концепции устойчивого развития и экологизации экономики является вопрос о механизмах реализации концепции регулирования рынка природопользования. В самых общих чертах мировой опыт говорит о трех возможных механизмах реализации экономических целей, в том числе и эколого-экономических.
Обычно, когда говорят о механизмах реализации экологической политики, выделяют три подхода:12
1) прямое регулирование, связанное с воздействием государства (иногда это регулирование определяется как «командуй и контролируй») —
нормативно-правовые,
административно-контрольные
2) экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;
3) смешанные механизмы, сочетающие первые два подхода. В мире в области охраны окружающей среды наиболее широко распространено прямое регулирование, базирующееся на законодательстве. Определенный опыт в этой области накоплен и в России (вставка 15.1).
Опыт многих стран мира, в том числе бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы, показал неэффективность жесткого централизованного планирования и управления экологосба-лансированного экономического развития
Механизм экологического регулирования должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления природопользованием. В свою очередь, механизм управления природопользованием представляет собой звено механизма управления экономикой в целом; поэтому необходимо ещё согласование методов социально-экономического и экологического управления. Но конкретные методы экологического регулирования определяются особенностями сферы природопользования и охраны окружающей среды:
В целом, эффективный хозяйственный механизм природопользования должен учитывать вышеперечисленные особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.
Первоначально
(60-70 гг.) защита окружающей среды в
основном опиралась на административные
механизмы. Они были основаны на неокейсианской
концепции. Использовались запреты, лицензии,
ограничения (лимиты), административные
и уголовные меры. Экономические методы
управления природопользованием широко
использовались в 80-90-ые гг. Они же базировались
на неоклассической концепции (на принципах
рыночного регулирования). Практика показывает,
что административно-правовые и экономические
механизмы охраны природы необходимо
использовать комплексно.
Административно-
К административно-контрольному блоку относятся также так называемые “мягкие” инструменты:
Экономическими рычагами могут быть:14
Хозяйственный
механизм природопользования нуждается
в определённых обеспечивающих подсистемах:
кадровых, научно-технических и информационных.
Институциональная основа экологического
регулирования представлена системой
экологического контроля и управления
(государственных, федеральных и региональных,
а на также на уровне предприятий и фирм).
Анализ инструментов экологического регулирования показывает, что и административные, и экономические методы имеют как сильные, так и слабые стороны. Например, административно-контрольные инструменты обеспечивают тонность и определённость задаваемых целей; но они недостаточно гибки и требуют чрезмерных административных затрат, не стимулируют инновации. В свою очередь, экономические инструменты, с одной стороны, имеют высокую эффективность с точки зрения экономии экологических затрат, дают самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранных мероприятий. Но с другой стороны, имеют высокую чувствительность к инфляционным процессам, возникает риск снижения конкурентоспособности и т.п. Следует отметить, что ни дин из инструментов экологического регулирования не обладают какими-то бесспорными достоинствами.
В реальной действительности применять все рычаги одновременно нельзя, так как некоторые из них могут дублировать друг друга или же выполнять противоположные функции. Поэтому при формировании хозяйственного механизма природопользования необходимо найти оптимальную структуру сочетания административных и экономических рычагов и методов, а также инструментов текущего и перспективного экологического регулирования. Практика формирования экономических механизмов в большинстве стран
показывает,
что в них используются в среднем
6-7 элементов. Причём применяемые конкретные
инструменты экологического регулирования
сочтают в себе свойства административного,
экономического и рыночного рычагов. В
принципе все экономические инструменты,
включая и рыночно ориентированные, базируются
на экологических стандартах, нормативах
и лимитах, устанавливаемых органами государственного
управления природопользованием. Это
не означает, что государство всегда прямо
и непосредственно вмешивается в процесс
природопользования. Оно может осуществить
государственный контроль на расстоянии
и тем самым усиливая
демократические
тенденции, повышая качество и гибкость
экологического регулирования.
3.1. Экологическое законодательство как метод регулирования рынка природопользования
В России процесс формирования экологического законодательства идет довольно активно. В 90-х гг. в этой области приняты законы «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об экологической экспертизе» (1995), «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), Водный кодекс РФ (1995), «Об использовании атомной энергии» (1995), «О недрах» (1995), «О животном мире» (1995), Лесной кодекс РФ (1997), «Об отходах производства и потребления» (1998) и др. В 2002 г. утвержден новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды».15