Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущих потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

Экономика - сложная, многоугольная система. Очевидно, все её уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Но тем не менее, принципы функционирования фирмы, отрасли, семейных хозяйств не могут не отличаться от законов развития экономики как целостной системы. Поэтому теоретическая экономика изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микроуровне и макроуровне. Два больших раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика.

Содержание

Введение..……………………………………………………………………….3
1.Общественные блага………………………………………………........3
1.1. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос……………………………………………………………………………...4

1.2. Внешние эффекты, или экстерналии……………………….7

2. Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущих потребностей……………………………………………………….8

2.1. Провалы рынка природопользования. Внешнии эффекты…14

2.2. Интернационализация внешних эффектов……….………17

3. Механизм экологического регулирования……………………………22

3.1. Экологическое законодательство как метод регулирования рынка природопользования…………………………………………..27

Заключение…………………………………………………………………...34

Список используемой литературы………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика!.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

   В зависимости от возможности пополнить  их запасы, ресурсы подразделяются на воспроизводимые и невоспроизводимые. Объемы и степень восполняемости запасов различных ресурсов характеризуются ограниченностью их относительно друг друга и потребностей в этих ресурсах. Ограниченность ресурсов относительно друг друга характеризуется категорией редкости, а ограниченность относительно потребностей в них – категорией недостаточности4.  
 

   Поэтому, если мы будем пытаться одновременно удовлетворить все потребности людей, столкнемся с абсолютной непреодолимой ограниченностью ресурсов. Если же мы ограничим круг потребностей, то ограниченность ресурсов становится относительной. Любое экономическое действие, направленное на удовлетворение потребностей, означает выбор этих потребностей, одной или нескольких из всех возможных и подлежащих удовлетворению в данный момент. Следовательно, это превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство в экономику.

   Выбор идет между экономическими вариантами использования ресурсов, которые проявляются в наилучшем соотношении затрат и результатов. Известно, что каждый ресурс может быть применен для удовлетворения различных потребностей, а также различной может быть и технология его использования. Исходя из этого, смыслом или содержанием выбора как экономической категории выступает поиск наилучшего варианта применения ресурсов из всех возможных.

   К сожалению, доход человека ограничен, поэтому потребитель вынужден совершать покупки в соответствии со своим бюджетным ограничением. Следовательно, рациональный потребитель должен так распределить свои доходы, чтобы максимально удовлетворить свои потребности при условии ограниченного дохода. Учитывая тот факт, что потребителю необходимы многие блага, возникает задача оптимизации потребительского выбора. При недостаточности запаса благ для полного насыщения необходимо приостановить потребление всех благ на уровнях, где интенсивность удовлетворения от их потребления становится одинаковой5.  

   Экология  сегодня придаёт дополнительную потребительскую стоимость. покупатели готовы платить значительную цену за экологически чистые продукты и очень  чувствительны к любой информации об их экологичности. Стандарты чистоты  и качества товара наиболее высоки в Германии и Нидерландах. Соответственно экологии изменяется атрибутика товара. В Канаде – это три голубя как продолжение трёх кленовых листьев. В Японии – руки, обнимающие зелёный шар в виде буквы “e”. В США – крест на фоне земного шара. В Германии с 1977 года – “Голубой Ангел Экологии”. В Скандинавии – стилизованное изображение птицы в заштрихованном круге. В рамках Европейского Союза – марка евростандарта “ЕС”. В России экологичность продукции имеет гриф “Экологически чистый продукт”. 6Кроме того, можно встретить на товарах знак зеленой оборотной стрелки. Он не означает экологическую чистоту продукта, а указывает о возможности его повторного использования.

   В экологической сфере можно выделить следующие рынки: 1) отдельных видов  природных ресурсов; 2) экотехники; 3) экологически чистой продукции; 4) отходов; 5) экологических услуг, рынки в этой сфере имеют общие моменты с обычными рынками, а также и свою специфику, каждый из перечисленных видов рынка имеет свою структуру.

   Наибольший  интерес среди них вызывает рынок экологических услуг, таких услуг можно насчитать более 20. Наиболее распространенными среди них являются: маркетинговые (изучение спроса на экологически чистые продукты и технику); НИОКР; “ноу-хау”; инжиринговые; лицензионные; лизинговые; обучения, переподготовки и повышения квалификации и т.п. услуги. Динамичным является рынок отходов, так как цены на первичное сырьё имеет тенденцию к росту. к тому же использование отходов производства и потребления как вторичное сырьё даёт не только экономический выигрыш, но и экологический.

   Рынок в экологической сфере имеет  свои особенности из-за специфичности  товара и отношений к их собственности  на ресурсы природы. Мероприятия  по охране окружающей среды не всегда дают материализованный продукт. Результатом  такой деятельности являются специфические услуги в виде недопущенного (предотвращённого ущерба) экосистемам, народному хозяйству и населению, или в виде улучшения (стабилизации) качества среды обитания людей. Средства, вложенные в природоохранную деятельность, выпадают из индивидуального кругооборота средств предприятий, так как эффект получают безвоздмезно другие предприятия и население. Например, возобновление леса оказывает благотворное влияние на окружающую среду, речной сток, предотвращает эрозию почв и т.д. На рынке предприятия не могут противопоставлять покупателям (потребителям) осязаемый товар. Иначе говоря “экологические товары” – это типичные общественные блага и внешние эффекты, которые трудно продать индивидуальному потребителю.7

   Представление о месте экологии в рыночной экономике можно иметь, опираясь на пирамиду Р.Нуссбаума. Он считает, что в основании такой пирамиды лежит окружающая среда и её природные ресурсы. Выше расположены капитал и рабочая сила. Вершина пирамиды представлена непосредственно рынками продукции и услуг. Традиционный рынок работает по малому контуру и экологическую сферу затрагивает только частично при вовлечении в производство природных ресурсов.

   Рынок существует только при условии, если производитель (продавец) является собственником производимого, а покупатель купленного продукта (товара). Но не все объекты природы могут быть собственностью производителей, так как отдельные из них представляют общее достояние. Некоторые блага (воздух, вода, чистота окружающего среды) относятся к  

   группе  первичных потребностей и являются благами непосредственного потребления  и коллективного пользования (не могут быть персонализированными). Кроме того, некоторые блага нетранспортабельны. Но не всё выше отмеченное не означает, что рыночные отношения в экологической среде не могут существовать. Следует искать методы, пути вовлечения природных объектов на основе многосубъектности собственности, взаимоотношений социальных и хозяйствующих субъектов в процессе купли-продажи, то есть необходимо чтобы рыночные отношения функционировали по большому контуру. 

   2.1. Провалы рынка природопользования. Внешнии эффекты.

   Переход к чистому рынку, особенно в природоохране, не без основания вызывает тревогу, потому что рыночные отношения не способствуют оздоровлению природы. В экологической сфере имеет так называемое “фиаско”, “провалы”, “недостаточность” рынка. Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологий (техники) и осуществлению инфраструктурных природоохранных мероприятий, которые не дают сиюминутную отдачу. В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (распределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величину альтернативной стоимости и дают ложную информацию потребителю.

   Источниками провалов рынков являются:8

  •   внешние эффекты;
  •   общественные блага;
  •   отсутствие цен на блага;
  •   трансакционные издержки;
  •   права собственности;
  •   отсутствие знаний и неопределённость информации;
  •   недальновидность.
 

   Большинство из выше перечисленных источников относятся к экологической сфере. Обычно экологический аспект провалов рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать с виновника компенсации за нанесённый ущерб. Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах на товар, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.

   В целом, следует отметить, что категория “внешние эффекты” чрезвычайно важное понятие в экономике природопользования. Существование “внешних эффектов” или экстерналий впервые подчеркнули неоклассики. А.Маршал ввёл понятие внешней экономии, а А.Пигу привёл пример негативных внешних эффектов. Экстерналии – это внешние эффекты (издержки) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на третьи лица. В охране природы подавляющее большинство экстерналий отрицательные. Отрицательные внешние издержки возникают в следующих условиях: 1) действие одного агента является причиной потери выгод другим агентом, а её потеря никем не компенсируется; 2) издержки несут индивид или группа (третьи лица – реципиенты), которые не являются участниками сделок. Внешние эффекты проявляются только при ограниченности ресурса. В экологической сфере они  
 

   проявляются в случае, если фирма начинает выбрасывать  загрязнения больше предельного  объёма (V ), чем может нейтрализовать окружающая

   природная среда. Экстерналии по-другому – это ущерб, устранение которого требует дополнительных затрат.

   Выделяют  следующие типы внешних эффектов:9

  •   временные (между поколениями);
  •   глобальные (между странами);
  •   межсекториальные;
  •   локальные.

   Наиболее  хорошо изучены локальные эстерналии.

   На  провалы рынка огромное влияние  оказывают общественные блага –  чистая вода, свежий воздух, красивый ландшафт, биологическое разнообразие растительного и животного мира. Свойства общественных благ следующие: 1) неделимость; 2) невозможность кого-либо от пользования ; 3) свободный (неограниченный) доступ каждого индивида к ним и соответственно невозможность заставить платить кого-либо за пользование.

   По  теории Коуза, в условиях чёткого  определения прав с незначительными  трансакционными издержками, рынок  автоматически может обеспечить общественный оптимум и нет необходимости  в государственном регулировании  экстерналий. Если трансакционные издержки велики, то даже при наличии прав собственности рынок проблем не решает.

   Таким образом, фиаско рынка не обеспечивает рациональное использование ресурсов, приводит к дополнительным издержкам. Преодолеть негативные моменты, связанные  с возникновением экстерналий, наличием общественным благ, высоких трансакциональных издержек по  

   установлению  прав собственности возможно с помощью  государственного регулирования. Однако в экологической сфере нельзя полагаться на чисто государственное (административное) регулирование. Имеет также место так называемая “осечка государства”, проявляющаяся в поощрении избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необоснованных субсидий, поиск политической ренты и т.п.

   В экологической сфере должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы. Чисто рыночные отношения нацеливают предприятия на учет им главным образом наиболее очевидных результатов, где не отражаются экологические эффекты. По признанию П.Доунинга, частным рынком не учитываются процессы загрязнения среды и тем самым производится национальный набор товаров. Невидимая рука здесь не работает. По мнению большинства зарубежных экономистов, экологическое регулирование вполне вписывается в теорию экологически устойчивого развития. В “Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию” также подчёркивается повышении роли государства как гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, а также отмечается, что рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформулировать экономические стимулы. 

   2.2. Интернационализация внешних эффектов.

   В условиях, когда внешние эффекты  достаются третьим лицам, фирмы  производят товар больше оптимальной  величины, и цена товара загрязнителя занижена. В итоге предприятия не заинтересованы в поиске путей к уменьшению загрязнения окружающей среды. Чтобы был стимул к природоохране загрязнителей, необходимо внешние эффекты интернализировать (превратить) в их внутренние издержки, то есть принцип  

   “платить  жертва” превратить “платит загрязнитель”. Впервые, как инструмент интернализации внешних эффектов, А.Пигу (1932г.) предложил  ввести корректирующие налоги (пигулианский налог).

   Методами  интернационализации внешних эффектов могут быть всевозможные платежи, налоги и д.р. рычаги как административного, так и экономического характера.10 В общем виде процесс интернализации внешних эффектов сводится к сведению частных предельных (дополнительных) издержек, не включающих затраты на возмещение ущерба (MC) в общественные предельные издержки (то во что обходится производство товара обществу) (MC ).

Информация о работе Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущих потребностей