Проблемы безработицы и государственное регулирование занятости в РФ на примере Краснодарского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание

Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………5
Понятие и сущность безработицы……………………………………5
Виды и формы безработицы.…………………………………………8
Причины безработицы………………………………………………13

ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ, СЛОЖИВШИХСЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В РФ И КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ…………………………...17
Характерные черты безработицы в РФ и Краснодарском крае…17
Анализ рынка труда в РФ и Краснодарском крае………………….21
Роль рынка труда в РФ и Краснодарском крае……………………26

ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В РФ И КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ…………………………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Проблемы безработицы и государственное регулирование занятости в РФ на примере Краснодарского края..docx

— 276.47 Кб (Скачать документ)

Парадоксально, но молодежь, являясь наиболее активной и перспективной  частью населения, составляет основную часть безработных. В потенциальную  группу риска также входят выпускники школ и учебных заведений без  опыта работы, матери-одиночки, воспитывающие  детей – инвалидов, женщины после большого перерыва в работе. В Краснодаре периодически увеличивается количество безработных. Среди молодежи безработица появляется из-за того, что многие приобретают невостребованные профессии. Каждый третий безработный сегодня – это человек в возрасте до 28 лет, половина из них – женщины, каждый шестой – выпускник ПТУ, каждый пятый – выпускник вуза. По окончании учебы молодежь еще не имеет профессионального стажа, а требования работодателей достаточно высоки.36

Из всего вышесказанного следует, что к середине 2011 года рынок вышел на докризисные показатели по большинству отраслей экономики. Количество открытых позиций к концу года практически сравнимо с докризисным периодом. В 2011 году число запросов работодателей на подбор персонала увеличилось на 10–15% по сравнению с 2010 годом, что связано с эффектом отложенного спроса не персонал после кризиса. Рост показали лишь четыре отрасли: фармацевтика, промышленный сектор, информационные технологии и сфера товаров народного потребления. Вслед за восстановлением потребительского спроса на продовольственные товары произошла стабилизация объемов найма персонала в сфере товаров народного потребления. Рост по сравнению с 2008 годом составил около 5%. Фармацевтическая отрасль – одна из стабильно растущих. Этот бизнес практически не пострадал от кризиса и к концу 2011 года продемонстрировал высокие темпы найма персонала.37

 

    1. Роль рынка труда в РФ и Краснодарском крае

 

В настоящее время прочно утвердилось представление о  том, что рынок труда – это  безработица, предложение труда  ассоциируется с незанятым населением, а спрос на труд – с вакантными рабочими местами. Подобное смещение понятий приводит к серьезным искажениям в оценке сложившейся ситуации в области занятости и перспектив становления рынка труда в России. В соответствии с современной экономической теорией существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает ряд взаимосвязанных условий, таких как:

  1. большое количество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;
  2. рыночные мотивации поведения экономических субъектов на рынке труда;
  3. экономическая свобода, или свобода выбора для субъектов на рынке труда;
  4. высокая степень потенциальной мобильности субъектов на рынке труда;
  5. общая рыночная (конкурентная) среда в экономике.38

Становление рынка труда  в России происходит не только в  результате усилий реформаторов, но и  благодаря развитию общества, вставшего  на путь перехода к рыночной экономике.

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую  силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд – свидетельство  реального роста роли человеческого  фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость  результатов производства от качества, мотивации и характера использования  рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.39

Рынок труда Краснодарского края весьма сильно отличается от рынков соседних регионов, потому что он переполнен такими специалистами как юрист  и экономист.

Конкурс среди поступающих  в ВУЗы на эти специальности начал  плавно падать, хотя в обществе ещё  общепринято считать эти профессии  одними из самых лучших.

Но когда предложение  превышает спрос на рынке труда  – это приносит определённые плюсы  работодателю: он может выбрать из массы желающих наиболее эффективные  кадры, что повысит результативность деятельности предприятия. В свою очередь  этот факт является хорошим стимулом для старательной учёбы и работы.

Из выше сказанного можно  сделать вывод, что рынок труда  становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы  творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той  или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию  технологии и методов обслуживания населения.40

Также рынок труда является составной частью рыночной экономики. На рынке труда действует система  саморегуляции занятости, миграции, выбора профессии, здесь могут присутствовать внешние и внутренние регуляторы его функционирования, позволяющие  государству ускорять прогрессивные  тенденции.

Таким образом роль рынка  труда в экономике состоит  в том, что он позволяет:

  1. эффективно использовать трудовой потенциал страны;
  2. вести конкурентную борьбу за рабочие места;
  3. создавать потребность в росте квалификации работников;
  4. снижать текучесть кадров и соответственно повышать производительность труда.

Развитие рынка труда  оказывает влияние на состояние  экономики региона и страны в  целом.

 

III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В РФ И КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ.

 

 

Серьезные социально-экономические  последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства  в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений,           ограничивает свободу рыночных сил. Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда. Оно создает систему законодательства, регулирующего трудовые отношения  на национальном и интернациональном  уровне.41

Государственная политика занятости  населения — это часть социально-экономической  политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения  в экономике на основе повышения  эффективности программ обеспечения  занятости, развития системы социального  партнерства, стимулирования мобильности  экономически активного населения  и усиления гибкости рынка труда.

Государственная политика занятости  исходит из положений Конституции  РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства  определяются Президентом РФ. 42

Регулирует занятость  граждан государственная служба занятости населения. Ее деятельность регламентируется нормативными документами, такими как: Конституция РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные законы, Распоряжения Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития.

При разработке федеральной  и региональной программы обеспечения  занятости населения необходимо учитывать определенную специфику  России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить  безработицу невозможно, но можно  и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой.43

Главными целями государственного регулирования рынка труда являются:

    1. обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
    2. создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики,  сохранять управляемость и стабильность.  Эта «гибкость»,  по сравнению с традиционным рынком труда,  проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня,  временной занятости,  сменяемости рабочих мест,  изменения количества смен,  расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. 44

Как говорится во всеобщей декларации прав человека, каждый человек  имеет право на труд, на свободный  выбор работы, на справедливые и  благоприятные условия труда  и на защиту от безработицы.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в  двух основных формах, которые представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Формы государственной политики

Рассмотрим подробнее  каждый из видов политики занятости  представленных на рис. 1.

Активная политика занятости  — это система правовых, организационных  и экономических мер, нацеленных на снижение уровня   безработицы,   повышение   конкурентоспособности   человека   в борьбе за рабочее  место, содействие скорейшему возвращению  безработных к активному труду. Такая политика включает в себя такие мероприятия как:

  1. создание новых рабочих мест;
  2. повышение уровня занятости;
  3. преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников.45

Пассивная политика занятости  заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сглаживание негативных ее последствий. Она включает в себя поддержку  безработных путем выплаты пособий  и организацию дешевого питания  в специальных столовых.46

Поэтому регулировать рынок  труда можно в нескольких направлениях.

Первым направлением регулирования  рынка труда становится принятие законов о минимальной зарплате работников, благодаря которым будет  определен нижний ее предел. Также  это законы о коллективных договорах, пособии для безработных и  нетрудоспособных гражданах, о пенсиях.

Второе направление –  решение вопроса об установлении минимально допустимых условий труда. В частности здесь затрагиваются  такие факторы как:

  1. ограничение на продолжительность рабочего дня;
  2. принятие законов против дискриминации по каким-либо признакам;
  3. участие работников предприятия в управлении им, в частности создание советов трудовых коллективов, в которые бы входили те работники, которые имеют авторитет среди прочих;
  4. принятие законов, которые бы ограничили право работодателя на увольнение наемных работников;
  5. принятие законов о передаче обязательств, которые бы обеспечили работникам существующий уровень заработной платы в случае, когда предприятие переходит к другому собственнику;
  6. принятие законов об охране труда и соблюдении техники безопасности.47

Реализуемая политика занятости  становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости  населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают  финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций  собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.48

Примером государственной  политики борьбы с безработицей в  Краснодарском крае может послужить  краевая ярмарка вакансий «Планета ресурсов», которую посетили 13000 кубанцев.

Всего потенциальными работодателями было предоставлено около 8000 вакантных  мест. Также обеспечила максимально  широкий выбор предложения и  служба занятости населения, в ее банке обнаружилось без малого 40000 вакантных мест. В числе прочих на ярмарке свою экспозицию представил департамент сельского хозяйства  и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.

Как сообщал руководитель департамента, в числе первоочередных мер по борьбе с безработицей значится еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда, который проводится как на уровне каждого муниципального образования, так и на краевом  уровне.

Также немаловажную роль в  регулировании занятости населения  играют профсоюзы. 28 декабря 2011 года прошла новороссийская городская трехсторонняя комиссия между администрацией муниципального образования г. Новороссийска, Ассоциацией организаций профсоюзов г. Новороссийска и Объединением работодателей г. Новороссийска на 2012-2014 гг. по регулированию социально-трудовых отношений. В пункте «Развитие социального партнерства» для профсоюзов было установлено, что они должны:

1) Активизировать работу по возобновлению деятельности и созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, вовлечению работников в члены профсоюза в организациях, особенно в негосударственном секторе экономики.

2) Оказывать помощь в создании в организациях комиссий по трудовым спорам.

3) Принимать меры по защите социально-экономических и трудовых интересов членов профсоюза.

4) Осуществлять проверку своевременного выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

5) Организовывать обучение представителей сторон социального партнерства по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений.

Еще одним из приоритетных направлений содействия занятости  является профессиональное обучение. Также губернатор на заседании антикризисного штаба озвучил в числе приоритетных форм занятости жителей края ведение  и расширение личного подсобного хозяйства.49

Информация о работе Проблемы безработицы и государственное регулирование занятости в РФ на примере Краснодарского края