Проблемы безработицы и государственное регулирование занятости в РФ на примере Краснодарского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание

Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………5
Понятие и сущность безработицы……………………………………5
Виды и формы безработицы.…………………………………………8
Причины безработицы………………………………………………13

ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ, СЛОЖИВШИХСЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В РФ И КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ…………………………...17
Характерные черты безработицы в РФ и Краснодарском крае…17
Анализ рынка труда в РФ и Краснодарском крае………………….21
Роль рынка труда в РФ и Краснодарском крае……………………26

ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В РФ И КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ…………………………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Проблемы безработицы и государственное регулирование занятости в РФ на примере Краснодарского края..docx

— 276.47 Кб (Скачать документ)

Кроме мероприятий, направленных на ознакомление жителей края с рынком рабочих и учебных заведений  по всей Кубани, специалисты центра занятости готовились к запуску  нескольких краевых программ, направленных на снижение напряженности на рынке  труда, такие как поддержка предпринимателей и общественные работы.50

Несмотря  на снижение количества вакансий, удалось увеличить объемы основного показателя, оценивающего деятельность службы занятости. Итак, с помощью службы занятости нашли  работу 129000 человек, что на 24000 больше, чем в 2008 году. Также на 1 января 2010 года зарегистрировано в банке вакансий службы занятости около 33000 мест, что  на 23% меньше, чем на начало 2009 года.51

Таким образом, основными  задачами комплексной программы  мер по созданию и сохранению рабочих  мест являются:

1) обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

2) регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

3) формирование эффективной структуры занятости населения;

4) повышение качества создаваемых рабочих мест;

5) развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

6) создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

7) предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы;

8) развитие системы общественных работ.52

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время проблемы занятости и безработицы являются одними из самых актуальных проблем  в мире.

Безработица является одной  из главных социальных проблем рыночного  общества. Она свидетельствует о  том, что, во-первых, общественные репертуары недоиспользуются и, во-вторых, отрезок  населения имеет очень низкие денежные средства к существованию.

Безработица – это не только снижение доходов, но и постепенная  профессиональная деградация, ущемление  достоинства человека. Незанятость  ведет к обострению социальных проблем  и общественной напряженности, вызывает рост преступности. Убыль работы воспринимается человеком как кризис, сопровождаемый сильнейшим стрессом.

Безработный начинает испытывать чувство своей ненужности. Немало безработных становятся одинокими, склонными к злоупотреблению  алкоголем или наркотиками. Поэтому  нельзя забывать о том, что рост безработицы  чреват ухудшением здоровья нации. Все  это ведет к социальному расслоению общества и вызывает рост социальной напряженности.

Безработица выступает как  сложное социально-экономическое  явление. Ее история очень длительна. Практика показывает, что безработица  – постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить, как об этом иногда заявляют в прессе. В лучшем случае ее можно свести к "естественному  уровню", имея в виду фрикционную  и структурную безработицу.

Основной проблемой в  структуре российской безработицы  является ее скрытый характер, а  также доминирование циклической  безработицы.

Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы  сегодня существенно превышает  ее естественный уровень. При этом надо отметить, что с начала века разрыв этих показателей увеличивается.

Безработица в России выступает  как технологическая, структурная  и региональная. Официальная статистика неточно отражает картину реального  состояния рынка труда. Она практически  не охватывает тех работников, которые  не регистрируются в государственных  учреждениях.

Предотвращение или смягчение  тяжелого материального положения  безработных достигается в результате целенаправленной социальной политики государства, одним из направлений  которой является государственная  социальная поддержка безработных, социальные гарантии и компенсации  гражданам, увольняемым с предприятий.

Ведь человек без работы, не принося пользы обществу, живет  на средства помощи от государства, которые  позволяют поддерживать его существование  на минимальном уровне.

Основной возможностью снижения  безработицы на сегодняшний день являются активизация  государственной  политики занятости наряду с общим  оздоровлением  экономического климата  в стране.

Недостатком политики по борьбе с безработицей в России является ее  краткосрочная направленность, осуществляемая в основном за счет выплаты пособий и занятия  безработных «хоть чем-нибудь». Поэтому  новая активная политика на российском рынке труда должна проводиться  комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Главными стратегическими  целями регулирования занятости  должны быть повышение экономической  и социальной эффективности занятости  за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого  капитала страны и развития рабочей  силы, совершенствование экономических  отношений занятости. Для этого  потребуется снизить уровень  избыточной занятости, который отмечается на некоторых предприятиях. Высвобожденную рабочую силу нужно грамотно перераспределить по другим сферам и видам занятости. Эффективно проводить подобные мероприятия  в России поможет полное взаимодействие между региональными центрами занятости  и работниками отделов кадров организаций и предприятий.

Также крайне важно корректировать  общую направленность государственной  политики занятости Российской Федерации  в зависимости от особенностей и  перспектив  региональных рынков труда.

Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Нормативные акты:
    1. Всеобщая декларации прав человека ООН. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // ст. 23.
    2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г.
    3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // ст. 37.
    4. Постановление Правительства РФ «О системе профессиональной подготовки, профессиональной квалификации, переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения» от 14 мая 1992 г.
    5. Постановление Правительства РФ «Об организации общественных работ» от 14 июля 1997 г. с изменениями и дополнениями от 12 ноября 1999 г.

 

  1. Научная и учебная литература:
    1. Вайсбурд В.А. ЭКОНОМИКА ТРУДА, ОМЕГАЛ-Л, 2011, 376 с.
    2. Рофе А.И. Экономика труда. : КноРус, 2010. -316 с.
    3. Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова. МАКРОЭКОНОМИКА. : Евразийскийоткрытыйинститут, 2008. -286 с.
    4. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. : Высшее образование, 2006. -328 с.
    5. Трунин С. Н. Экономика труда. : Экономика, 2009. -497 с.

 

  1. Периодическая печать:
    1. Александр Харламов, «Власть подыскивает кубанцам работу» // «Местное самоуправление Кубани» - № 4. -2009. -22-27 с.
    2. Фатима Шеуджен, «Вакансий меньше, трудоустроенных больше» // «Местное самоуправление Кубани». -2010. -10 с.
    3. Яна Исакович, «Как противостоять безработице на местном уровне» // «Местное самоуправление Кубани» - № 4. -2009. -28-29с.

 

  1. Материалы интернета:
    1. Админ. Анализ рынка труда и безработица, http://www.reffine.com/referatshow-3153-9.html
    2. Админ. Безработица в России, http://bez31.narod.ru/document/bezrabotici.htm
    3. Админ. Безработица в России: виды, формы, уровень, http://e-educ.ru/et13.html
    4. Админ. Безработица виды и последствия, http://gendocs.ru/v12880/%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F
    5. Админ. Безработица как экономическая категория, ее теоретическое обоснование, http://www.reffine.com/referatshow-3604-6.html
    6. Админ. Безработица, http://referatplus.ru/economik/1_ekonomika_new_0014.php
    7. Админ. Безработица. // http://free-referat.ru/referats/makroekonomika/id8524/page4/
    8. Админ. Безработица. Виды безработицы, http://psyfactor.org/personal2.htm
    9. Админ. Методы борьбы с безработицей, http://www.debtexpert.ru/debts-292-1.html
    10. Админ. Молодежный рынок труда, http://www.ref.by/refs/101/31968/1.html
    11. Админ. Обзор рынка труда. Краснодарский край. // Информационно-аналитический журнал Рекрутинг, http://recnews.ru/article.aspx?article=4!14559&cat=6!11188
    12. Админ. Особенности безработицы в России, http://www.academout.ru/referates/23/4.php
    13. Админ. Причины безработицы. //  Macro-Econom, http://www.macro-econom.ru/economs-36-1.html
    14. Админ. Причины безработицы. // Студенческая электронная библиотека, http://studhistory.ru/pages/more/prichiny-bezraboticy.html
    15. Админ. Причины безработицы. // Финансовая система, http://www.financetheory.ru/fins-909-1.html
    16. Админ. Причины и основные типы безработицы, http://www.macro-econom.ru/economs-1146-5.html
    17. Админ. Проблема безработицы и ее социально-экономические последствия, http://coolreferats.ru/paper/Problema_bezrabotitsy_i_ee_sotsialno_ekonomicheskie_posledstviya_1.html
    18. Админ. Пути решения проблемы безработицы, http://bezrabotitsa.fatal.ru/4.html
    19. Админ. Развитие местного рынка труда на примере Краснодарского края, http://www.zadachi.org.ru/?n=173593
    20. Админ. Роль рынка труда, http://referat.niv.ru/referat/002/00200236.htm
    21. Админ. Рынок труда Краснодара, http://www.naim.ru/nodes/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B0001772.html
    22. Админ. Рынок труда, http://forexaw.com/TERMs/Exchange_Economy/Macroeconomic_indicators/Employment/l473_%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0_Labor_market
    23. Админ. Социальный атлас российских регионов. Портреты регионов. Краснодарский край. // Независимый институт социальной политики, http://atlas.socpol.ru/portraits/k_kray.shtml
    24. Админ. Тенденции на рынке труда. // Росстат, http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm
    25. Админ. Уровень экономической активности населения. // Росстат, http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/04-06.htm
    26. Админ. Характерные черты безработицы России. // Безработица, http://bezrabotitsa.fatal.ru/3.html
    27. Админ. Экономика лекции. Виды безработицы. Издержки безработицы, http://romique.com/ec_lec_t14r2part1.html
    28. Админ. Экономическая теория. Что собой представляет фрикционная безработица, http://www.topknowledge.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=454:2010-08-01-17-20-22&catid=17:-3&Itemid=23
    29. Борисов Е. Экономическая теория // Библиотека Гумер - Экономика и менеджмент, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/boris/08.php
    30. Меллер А. Современный российский рынок труда и необходимость его регулирования. // Финансы ASIA, http://www.finansy.asia/rinok_truda
    31. Тихонова Л.Е. Организация труда, http://www.werrik.info/a/e31_cd_tihonova_2004.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Численность безработных  в Краснодарском крае за 2003-2010 гг., тыс. чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Численность экономически активного населения России

(без корректировки  сезонных колебаний, млн.чел.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

Уровень занятости  населения в возрасте 15-72 лет по России 
(без корректировки сезонных колебаний  
в процентах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

 

 

Уровень безработицы, по методологии МОТ 
(без корректировки сезонных колебаний  
в % от экономически активного населения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Основные показатели рынка труда российской федерации

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность экономически активного  населения1), тыс. человек

72909

73811

74156

75060

75892

75658

75440

в том числе:

             

занятые в экономике

67134

68603

69157

70814

70603

69285

69804

безработные

5775

5208

4999

4246

5289

6373

5636

Уровень занятости, в процентах

60,2

61,5

61,7

63,2

63,1

62,1

62,7

Уровень безработицы, в процентах

7,9

7,1

6,7

5,7

7,0

8,4

7,5

Численность официально зарегистрированных безработных (на конец года), тыс. человек

1920

1830

1742

1553

1522

2147

1590

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), в процентах

2,6

2,5

2,3

2,1

2,0

2,8

2,1

Среднегодовая численность занятых в экономике2), тыс. человек

66407

66792

67174

68019

68474

67463

67577

Среднесписочная численность работников организаций, тыс. человек

49130

48197

48096

48944

49363

47428

46719

Среднемесячная номинальная начисленная  заработная плата работников организаций, руб.

(до 1998 г. - тыс. руб.)

6739,5

8554,9

10633,9

13593,4

17290,1

18637,5

20952,2

Численность работников государственных  органов и органов местного самоуправления, тыс. человек

1318,6

1462,0

1577,2

1623,9

1670,8

1674,8

1648,4

Численность российских граждан, выехавших на работу

за границей3), тыс. человек

56,3

60,9

65,7

69,9

73,1

66,3

70,2

Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России3), тыс. человек

460,4

702,5

1014,0

1717,1

2425,9

2223,6

1640,8

Совокупные затраты труда на всех видах работ по производству товаров и услуг в год, млрд. человеко-часов

 

 

146,5

 

 

147,7

 

 

148,6

 

 

150,5

 

 

151,2

 

 

147,1

 

 

149,0

Информация о работе Проблемы безработицы и государственное регулирование занятости в РФ на примере Краснодарского края