Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа
Коммерческие отношения постоянно развиваются. Периодически появляются и возникают новые бизнес-модели, способы и методы реализации коммерческих идей, новые правовые институты, которые позволяют бизнесу в целом выходить на новые этапы своего развития.
Одним из таких институтов, начиная со второй половины 20-го века, стал институт франчайзинга, который получил широкое распространение в развитых странах Европы и Америки после 1950 года.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. Франчайзинг, как особая форма внешнеторговой деятельности……………6
1.1 Понятие франчайзинга……………………………………………………..6
1.2 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга……………. ..9
2. Мировой опыт франчайзинга………………………………………………... 11
3. Франчайзинг, как форма развития бизнеса в Беларуси……………………. 16
3.1 Проблема малого бизнеса в Республике Беларусь……………………...16
3.2 Кредитование франчайзинговых проектов……………………………...20
3.3 Рынок франчайзинга в Республике Беларусь…………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Франчайзинг, как особая форма внешнеторговой деятельности……………6
1.1 Понятие
франчайзинга………………………………………………
1.2 Положительные
и отрицательные стороны
2. Мировой опыт
франчайзинга………………………………………………
3. Франчайзинг, как форма развития бизнеса в Беларуси……………………. 16
3.1 Проблема малого бизнеса в Республике Беларусь……………………...16
3.2 Кредитование
франчайзинговых проектов………………
3.3 Рынок франчайзинга в Республике Беларусь…………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………..28
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческие
отношения постоянно
Одним из таких институтов, начиная со второй половины 20-го века, стал институт франчайзинга, который получил широкое распространение в развитых странах Европы и Америки после 1950 года.
Можно с полной уверенностью сказать, что договор франчайзинга в мире используется очень часто в коммерческих правоотношениях. Особенно это касается развитых стран, где от 50 до 70 процентов всего объёма сферы услуг «базируется» на заключаемых договорах франчайзинга. К примеру, в России и Украине франчайзинг активно развивается и переживает свой взлет. Тому есть несколько причин: во-первых, франчайзинг позволяет расширить сферы влияния правообладателя на рынки ранее не «затронутых» им территорий, во-вторых, - дает возможность для пользователя начать новый вид предпринимательской деятельности «под именем» уже известного в данном секторе рынка лица (широко известны международные франчайзинговые сети McDonald's, Columbia sportswear company, The United colors of Benetton, Holiday Inn, Yves Rocher и др.).
Институт франчайзинга имеет всеобщее признание и огромную популярность во всём мире. Вместе с тем, следует признать, что использование франчайзинга как особого способа ведения бизнеса в нашей стране остаётся незначительным. Белорусские бизнесмены достаточно настороженно относятся к использованию института франчайзинга при ведении бизнеса.
Почти треть населения Республики Беларусь, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.
Однако у малого бизнеса немало и проблем – это и неумелая кадровая политика, приводящая к нехватке грамотных специалистов в области финансов, системы качества, маркетинга, и недостаток финансовых ресурсов. Зачастую налоговые отчисления практически полностью «перекрывают» выручку предприятия, оставляя его на грани самоокупаемости. А получение же заемных средств, особенно на начальной стадии развития бизнеса, до сих пор затрудняют особенности отечественного законодательства, налоговой системы и оценки рисков при выдаче банковских кредитов.
Любая компания, работающая на открытом рынке, в процессе своего развития переживает ряд этапов. Они общеизвестны: разработка и вывод на рынок нового продукта, получение "рыночного признания" и экстенсивное увеличение рыночной доли на локальном рынке, интенсивное распространение продукта, резкий рост рынка сбыта, выход продукта на национальный уровень. Многие белорусские фирмы испытывают сложность при переходе на последний из обозначенных этапов. Между тем, существует несколько моделей решения этой проблемы. Одна из них – запуск собственного франчайзингового проекта.
Таким образом, изучение франчайзинга и умение его использования в бизнесе для нашей страны на современном этапе, делает изучение данной темы на сегодняшний день весьма актуальной.
Цель курсовой работы – необходимость закрепления и расширения теоретических знаний по применению данной формы развития бизнеса.
Задачами курсовой работы являются:
-
углубить знания понятия
- изучить проблемы малого бизнеса;
- рассмотреть мировой опыт, а также франчайзинг, как форму развития бизнеса в Республике Беларусь.
Степень разработанности проблемы в экономической науке. Проблема франчайзинга пока не получила должного освещения в отечественной литературе. Лишь в начале 90-х годов появился целый ряд публикаций, которые лишь в обзорном плане освещали проблемы франчайзинга как экономического явления: сущность франчайзинга, история его возникновения, принципиальные преимущества, существующие формы и системы франчайзинга. В них обобщался опыт функционирования франчайзинга за рубежом, оценивались перспективы его использования на постсоветском пространстве (Г. Андрощук, Ю. Бондаренко, В. Денисюк, А. Ермолинский, Т. Ерошкина, Т. Ковальчук, В. Колесников, Е. Легейда, А. Майер и др.).
Наибольший вклад в исследование франчайзинга внесли такие зарубежные авторы, как М. Мендельсон, Дж. Стэнворт и Бр. Смит. Из отечественных авторов можно выделить : В. Довганя, Л. Радника, И. Рыкову, С. Силинга. В работах названных авторов проводится анализ зарубежного опыта применения франчайзинга, рассматриваются некоторые аспекты построения и функционирования системы франчайзинга, даются рекомендации по построению франчайзинговой сети.
Анализ экономической литературы позволяет сделать вывод, что многие аспекты франчайзинга пока остаются недостаточно изученными. Сложность в проведении данного исследования связана еще и с тем, что отсутствуют данные по применению в Белоруссии франчайзинга, либо эта информация является коммерческой тайной.
Базой
исследования данной темы являются законодательные
и нормативно-правовые акты Республики
Беларусь, научно-исследовательские материалы
известных зарубежных и российских авторов,
а также статьи белорусских авторов.
1. ФРАНЧАЙЗИНГ, КАК ОСОБАЯ ФОРМА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1
Понятие франчайзинга
Иностранное слово «франчайзинг» означает определенную систему отношений по построению и ведению бизнеса. В данной системе присутствуют как минимум две компании, обозначаемые специальными терминами: франчайзер и франчайзи. Первая обладает «раскрученной» торговой маркой, вторая – желанием работать под этой торговой маркой и соответствующими возможностями, отвечающими требованиям франчайзера. По заключаемому между этими компаниями договору франчайзинга франчайзер передает франчайзи в пользование свою торговую марку вместе с технологиями производства товаров или оказания услуг, а франчайзи обязуется периодически уплачивать за это определенную денежную сумму [17].
Обычно такие соглашения используют компании, которые желают распространить свой бизнес в новые регионы, не вкладывая в это значительные капиталы. Чаще всего франчайзинговые соглашения используются в сфере предоставления услуг конечному пользователю. Результатом является то, что любой человек может получить по всей стране или даже по всему миру знакомый ему набор товаров и услуг одинаково высокого качества и под известной ему торговой маркой.
Схемы оплаты по договору франчайзинга могут быть разными: первоначальный взнос (паушальный платеж) и последующие постоянные выплаты (лицензионные платежи, роялти) либо одни постоянные выплаты. Размер и периодичность выплат также регулируются сторонами в договоре: размер может зависеть от доходов франчайзи либо быть установленным в твердой сумме и взиматься от одного раза в неделю до одного раза в год (может быть и реже – но это уже не столь интересно для франчайзера – поэтому обычными являются ежемесячные или ежеквартальные платежи).
Предмет договора франчайзинга также может включать в себя дополнительные обязательства франчайзера по поддержке компании-франчайзи: в частности, по обучению персонала, созданию совместных маркетинговых программ, по предоставлению помощи в составлении бизнес-плана, обеспечению необходимыми материалами для оформления помещения и т.д.; и обязательства франчайзи, например, по закупке у франчайзера оборудования и сырья.
Необходимо сказать несколько слов об одном из основных терминов, используемых при описании франчайзинговых отношений – термине «франшиза» (иные ключевых терминов будут раскрыты по тексту). Это слово многозначно: под франшизой могут понимать и всю франчайзинговую сеть, действующую под одной торговой маркой, и договор франчайзинга, и разрешение (лицензию), выдаваемое франчайзером франчайзи, на осуществление деятельности в рамках франчайзингового соглашения.
В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простых, до очень сложных, содержащих мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за пользование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определенный период, процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае, франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товара/работ/услуг [20].
Отдельным
пунктом договоров могут
Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга [7]:
франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;
франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;
франчайзер
предоставляет франчайзи
Франчайзинговые системы могут принимать многие формы в зависимости от того, между кем возникают отношения франчайзинга. Приведем их, подробно останавливаясь на некоторых из них [17].
1) производителя с производителем.
Такая франчайзинговая схема возможна в нескольких случаях. Первый случай классический — один производитель выпускает широко известный товар и передает другому производителю франшизу на выпуск товара под той же торговой маркой (как с предоставлением своего фирменного оборудования и/или сырья для выпуска товара, так и без него).
Второй
случай может опосредоваться как
обычным лицензионным договором, так
и договором франчайзинга. Один производитель
разрабатывает новый способ производства чего-либо (
В обоих случаях франчайзи предоставляется также право реализовывать произведенный товар от своего имени.
Информация о работе Проблемы франчайзинга в Республике Беларусь