Проблемы франчайзинга в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание

Коммерческие отношения постоянно развиваются. Периодически появляются и возникают новые бизнес-модели, способы и методы реализации коммерческих идей, новые правовые институты, которые позволяют бизнесу в целом выходить на новые этапы своего развития.
Одним из таких институтов, начиная со второй половины 20-го века, стал институт франчайзинга, который получил широкое распространение в развитых странах Европы и Америки после 1950 года.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. Франчайзинг, как особая форма внешнеторговой деятельности……………6
1.1 Понятие франчайзинга……………………………………………………..6
1.2 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга……………. ..9
2. Мировой опыт франчайзинга………………………………………………... 11
3. Франчайзинг, как форма развития бизнеса в Беларуси……………………. 16
3.1 Проблема малого бизнеса в Республике Беларусь……………………...16
3.2 Кредитование франчайзинговых проектов……………………………...20
3.3 Рынок франчайзинга в Республике Беларусь…………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………

Работа состоит из  1 файл

Франчайзинг корректир (1).doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)

    — расписанную и разъясненную детально полную концепцию ведения бизнеса;

    — торговую марку, образцы дизайна от помещений до рабочей одежды;

    — отработанные и отлаженные системы учета и отчетности, финансового контроля;

    — систему подготовки и обучения кадров;

    — рекламную и маркетинговую поддержку.

    Это позволяет предпринимателю полностью  сконцентрироваться на текущих проблемах своего предприятия и не отвлекаться на вопросы продвижения товара. Следует отметить, что в данном случае предприниматель приобретает концепцию ведения бизнеса, которая доказала свою состоятельность многолетней успешной работой как крупного предприятия, так и многих малых фирм. В результате потенциальная угроза неудачи или банкротства в случае использования франчайзинга хотя и не ликвидируется полностью, но значительно снижается. По данным администрации малого бизнеса США, в течение 5 лет более 65 процентов малых предприятий по тем или иным причинам заканчивают свое существование. Для сравнения: за тот же период всего 14 процентов предприятий, работающих по системе франчайзинга, были закрыты [5]. А ведь во многом из-за страха перед потерей вложенных средств некоторые потенциальные предприниматели делают выбор в пользу работы по найму против открытия собственного бизнеса.

    Проблемой для начинающего бизнеса является и существующая конкуренция на рынке. Однако при франчайзинге предприниматель не просто получает право на использование бренда, который доказал свою конкурентоспособность на многих рынках. Важно и то, что, как правило, он получает эксклюзивное право на использование торговой марки в рамках определенной территории [4].

    Отдельно  следует выделить ряд преимуществ, которые получает малое предприятие в связи с тем, что становится частью крупной сети (объединения). Например, это позволяет осуществлять крупномасштабные централизованные закупки, а значит, рассчитывать на получение хороших скидок. Решается и проблема отношений с поставщиками. Кроме того, крупная сеть располагает большими средствами для продвижения своей марки. Сеть организовывает множество услуг, полезных для каждого предприятия, входящего в ее структуру: маркетинг, обучение, информационные и юридические услуги и т.д. В результате франчайзи получает доступ к постоянным исследованиям и программам, направленным на совершенствование бизнеса, и, как результат, повышает свою способность соответствовать изменяющемуся спросу. Он получает информацию о рынке, которая в ином случае была бы для него недоступной.

    Резюмируя вышесказанное, отметим, что франчайзинг  помогает предпринимателю возместить недостаток опыта управления собственным производством, предлагая проверенную схему организации бизнеса и непрерывную поддержку. При этом малое предприятие, являясь частью сети, получает ряд рыночных преимуществ, доступных прежде только крупным компаниям. Данный вариант сопряжен с меньшим количеством рисков, чем вариант открытия совершенно нового предприятия, и выгоден, прежде всего, начинающим предпринимателям, которые в данном случае получают неоценимый опыт ведения бизнеса. Кроме того, он представляет интерес и для той части населения, у которой есть предпринимательский опыт и навык ведения коммерческой деятельности, но нет хорошей идеи для открытия своего бизнеса.

    Учитывая  вышесказанное, франчайзинг может  стать инструментом, побуждающим  все большее количество населения начать собственное дело.

    При всех преимуществах франчайзинг  имеет и ряд недостатков.

    Прежде  всего, это ограничение свободы предпринимателя со стороны франчайзера. Хотя предприниматель и является владельцем бизнеса, его свобода ограничена положениями контрактного соглашения. Наряду с преимуществами использования известной торговой марки существует риск ухудшения имиджа марки по вине других участников сети. Однако основная проблема — это необходимость внесения достаточно значительного первоначального взноса для приобретения франшизы известной торговой марки.

    Как отмечалось выше, отсутствие достаточного для открытия и развития бизнеса собственного капитала и затрудненный доступ к источникам внешнего кредитования — одна из основных проблем развития малого предпринимательства в нашей стране. Как правило, из-за слишком высоких рисков банки не интересуются начинающим бизнесом.

    Вопрос  кредитования франчайзинговых проектов будет рассмотрен ниже.

3.2 Кредитование франчайзинговых  проектов

  

    Как и любой бизнес, франчайзинг требует  начальный капитал. Средства необходимы как на приобретение франшизы, так и на обустройство самого бизнеса. Если средства у Вас есть – хорошо. Но как быть, если денег на открытие бизнеса не хватает?  [21]

    К сожалению страны СНГ в области  финансирования франчайзинга несколько отстают от остального мира. В США и Европе существует немало программ, направленных на кредитования франчайзинговой деятельности. Причина этому – прозрачность франчайзингового бизнеса, заведомая известность о тех бизнес-процессах, которые будут проводиться. По статистке, франчайзинговых компаний выживают примерно в 10 раз больше, чем самостоятельных. И не мудрено – ведь правообладатель перед продажей франшизы продумывает все детали до мелочей – от логотипа и названия до конкретных поставщиков продукции, в связи с чем покупатель франшизы страхует себя от возможных неверных шагов. Таким образом, стабильность франчайзингового бизнеса, а, следовательно, и платежеспособность потенциальных кредиторов, должны быть выше. Поэтому на Западе франчайзинговые предприятия имеют право на получение кредитов для открытия и развития бизнеса на особых условиях.

    Правообладатели и франчайзи стараются решить эту проблему общими силами. Иногда известное имя и авторитет  главного офиса может положительно повлиять на решение о выдаче кредита, даже иногда на льготных условиях. Головная структура не обеспечивает никаких гарантий банку по возврату кредита – она лишь дает рекомендацию, а выплату обеспечивает заемщик своим имуществом или ценными бумагами. 
Если оценить стоимость франшизы и первоначальный капитал для открытия бизнеса, то становиться понятным, что наиболее востребованными должны быть кредиты на сумму до 100 000$ на срок 2-3 года.

    Если  у франчайзи уже есть готовый  бизнес – получить кредит легче. А  вот кредит для открытия бизнеса получить очень сложно. Банки не интересуются таким клиентами. А даже если и решают с ними работать, то требуют в залог недвижимость или ценные бумаги, т.е. высоколиквидный залог.

    В банковской системе Беларуси сегодня кредитование франчайзинговых проектов не получило своего развития. Хотя, как показывает опыт развитых стран, данные проекты являются весьма перспективными. В вопросах получения банковских кредитов владельцы франшиз имеют определенные преимущества по сравнению с малыми предприятиями, только начинающими свой бизнес и не имеющими кредитной истории, так как представляют на рынке известные торговые марки [4].

    Как показывает практика, приобретая франшизу у лидеров рынка, проще добиться благосклонности банкиров. Риск банкротства  компаний-франчайзи значительно ниже, чем других молодых фирм, следовательно, значительно ниже и риски банков по невозврату кредитов.

    Минимизации кредитных рисков способствует и  достаточно жесткое планирование бизнеса  франчайзинговыми компаниями, в том  числе и в сфере заимствований.

    Зачастую  франчайзер предоставляет рекомендации или определенные гарантии банкам при  кредитовании ими потенциальных  франчайзи. Еще на стадии переговоров  о продаже франшизы франчайзер достаточно серьезно проверяет надежность потенциального партнера. Головная компания сети, рекомендующая банку своего партнера, сама заинтересована в том, чтобы он расплатился с кредитором, так как это их общий бизнес, и в случае неудачи может пострадать ее собственный имидж.

    Преимуществом банковского обслуживания франчайзи является и более высокий уровень прозрачности таких заемщиков для кредиторов.

    Как результат, в развитых странах для  банковских учреждений кредитование франчайзинговых  проектов является одним из наиболее выгодных инструментов.

    Банки часто даже выделяют франчайзи в отдельную целевую группу. Например, в некоторых банках Великобритании существуют департаменты франчайзинга, которые занимаются кредитованием предпринимателей, решивших приобрести франшизу хорошо зарекомендовавшего себя на рынке франчайзера. Причем объем кредитования в таких случаях может достигать 70 процентов от стоимости начальных вложений. Франчайзи вправе рассчитывать и на меньший процент по займу, чем обычный независимый предприниматель. Помимо этого, франчайзинговые департаменты банков оказывают франчайзи консалтинговые услуги: представляют информацию о рынках, помогают определиться с выбором франшизы и установить контакт с ее владельцем или другими потенциальными партнерами, составить эффективный бизнес-план, подбирают клиенту наиболее подходящий вариант кредитования. Так, британский HSBC Bank бесплатно предоставляет своим заемщикам-франчайзи корпоративное программное обеспечение, помогающее в процессе разработки бизнес-плана и дальнейшем взаимодействии с кредитором.

    В Российской Федерации процесс кредитования франчайзинговых проектов также набирает обороты. Например, ОАО АКБ “Пробизнесбанк” при разработке системы кредитования франчайзи использовал аналогичную программу Lloyds Bank. В частности, банк предлагает кредитовать приобретение франшизного пакета в размере до 75% от суммы необходимых инвестиций, что превышает стандартные лимиты финансирования на расширение бизнеса, устанавливаемые на основе оценки текущей деятельности. В то же время следует отметить, что кредит предоставляется только тем предпринимателям, у которых уже есть действующий бизнес на территории России, и предназначен на финансирование текущей деятельности или на открытие следующей франшизной точки [22].

    Будут ли банки в будущем уделять  большее внимание франчайзинговым кредитам и разработкой специальных условий для кредитования таких предприятий – пока не известно. Но будем надеяться, что в связи с ростом спроса на франчайзинговую схему ведения бизнеса и кредиты, банки будут более охотно идти на контакт [21]. 
 

3.3 Рынок франчайзинга в Республике Беларусь 

    Суть  белорусского франчайзинга заключается  в том, что он практически не представлен  на рынке Беларуси. Искаженное понятие  термина «франчайзинг» используется и употребляется как угодно, но только не так как это должно быть на самом деле. Кто-то, что-то себе представляет об этом инструменте ведения бизнеса, но это представление не всегда, к сожалению, соответствует действительности [6].

    Анализ  рынка франчайзинга в Республике Беларусь показывает, что как форма  предпринимательства в настоящее время он не получил существенного развития [4]. Причиной тому послужило множество факторов. В том числе и то, что до недавнего времени отношения франчайзинга в Беларуси законодательно были определены лишь декларативно: договор франчайзинга мог заключаться только в случаях, предусмотренных законодательством, которые фактически отсутствовали. В результате основной формой, заменяющей франчайзинг, в Республике Беларусь было создание иностранных и совместных предприятий. Даже такие всемирно известные франчайзеры, как McDonald’s и Coca-Cola, не представлены на белорусском рынке по классической франчайзинговой схеме.

    26 февраля 2005 года вступил в силу  Закон Республики Беларусь от 18 августа 2004 года № 316-3 “О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь по вопросам регистрации недвижимого имущества, состава участников ассоциаций и союзов, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства”. Этот документ детально регламентирует отношения франчайзинга, что позволяет на данный момент констатировать отсутствие проблем правового регулирования в данной сфере.

    Серьезной проблемой по-прежнему остается вопрос первоначального финансирования проектов. С одной стороны, отсутствие доступной системы кредитования франчайзинга не позволяет начинающим предпринимателям рассчитывать на банковский кредит для приобретения франшизы, с другой — отсутствие предприятий, работающих по этой схеме, не вызывает особого интереса у банков в развитии систем кредитования франчайзинговых проектов. Работа в данном направлении с параллельным углублением своих позиций в мировой банковской системе могла бы позволить белорусским банкам получить доступ к зарубежным кредитам, которые целенаправленно ориентированы на франчайзинг. Помочь разорвать замкнутый круг должно, прежде всего, государство, заинтересованное в развитии малого бизнеса и франчайзинга в частности. Это позволило бы:

    — ускорить рыночные преобразования в  экономике путем расширения предпринимательского слоя. В покупке франшизы в основном заинтересованы начинающие собственное дело предприниматели;

    — обучить значительное количество предпринимателей работать по западным стандартам качества, обеспечить население страны услугами мирового качества. Ведь большинство франчайзеров обеспечивают внедрение системы менеджмента качества на предприятиях, выкупивших франшизу;

Информация о работе Проблемы франчайзинга в Республике Беларусь