Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа
Коммерческие отношения постоянно развиваются. Периодически появляются и возникают новые бизнес-модели, способы и методы реализации коммерческих идей, новые правовые институты, которые позволяют бизнесу в целом выходить на новые этапы своего развития.
Одним из таких институтов, начиная со второй половины 20-го века, стал институт франчайзинга, который получил широкое распространение в развитых странах Европы и Америки после 1950 года.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. Франчайзинг, как особая форма внешнеторговой деятельности……………6
1.1 Понятие франчайзинга……………………………………………………..6
1.2 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга……………. ..9
2. Мировой опыт франчайзинга………………………………………………... 11
3. Франчайзинг, как форма развития бизнеса в Беларуси……………………. 16
3.1 Проблема малого бизнеса в Республике Беларусь……………………...16
3.2 Кредитование франчайзинговых проектов……………………………...20
3.3 Рынок франчайзинга в Республике Беларусь…………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………
2) производителя с оптовым торговцем.
3) оптового торговца с оптовым торговцем.
4) оптового торговца с розничным торговцем.
5) производителя с розничным торговцем.
Лучшим примером здесь может послужить система сотрудничества производителей автомобилей и розничных автомобильных дилеров или сети автозаправок и СТО, которые работают «под вывеской» нефтеперерабатывающей компании (типа «Texaco», «Shell» и т. д.) и реализуют горюче-смазочные материалы, поставляемые по контракту их франчайзерами.
Франчайзинговые системы, соединяющие производителя с оптовым торговцем, оптового торговца с оптовым торговцем и оптового торговца с розничным торговцем, действуют аналогичным образом.
6) розничного торговца с розничным торговцем.
7) предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.
Розничные и обслуживающие франчайзинговые системы заметно отличаются от систем франчайзинговых соглашений, рассмотренных нами выше, потому что в данном случае франчайзи фактически является продолжением франчайзера. В подобных системах каждый франчайзи напоминает торговую точку компании с единственным исключением: в создание этой торговой точки вкладываются деньги франчайзи, а не собственные средства франчайзера. Ярким примером здесь может служить сеть ресторанов «McDonald’s» или сеть центров документации «Xerox» (Xerox Document Center).
Схема франчайзинга в розничных сетях приведена на рис.1.
В зависимости от сферы применения, франчайзинг делится на:
1)
производственный — сходен с рассмотренным
нами выше типом франчайзинговых отношений
между двумя производителями.
Рис.1 Франчайзинг в розничных сетях
Примечание: Источник [23]
2) сервисный — франчайзер передает франчайзи право использовать отработанную систему оказания услуг конечным потребителям под торговой маркой франчайзера.
3) сбытовой — франчайзи получает право реализовывать на определенной территории товар франчайзера под его торговой маркой.
По другими
критериям выделяют деловой, дочерний,
конверсионный, развивающийся, ограничительный
франчайзинг, а также франчайзинг «бизнес-формата».
1.2
Положительные и
отрицательные стороны
франчайзинга
Преимущества для франчайзеров
Для франчайзера, приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать на будущее, а значит развивать новые направления [20].
При всем при этом, франчайзер не обременен трудностями, связанными с рядом расходов, которые есть у обычных игроков, — обучение и подбор персонала, контроль качества и т.д.
Преимущества франчайзи
1. Использование проверенной бизнес-системы
Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.
2. Возможность открыть собственное дело
Несмотря
на то, что франчайзер имеет определённую
степень контроля над франчайзи,
которая направлена в основном на
повышение эффективности
3. Возможность выбора отрасли
Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом Франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации — коммерческого предложения Франчайзера и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.
4. Возможность снизить риски
Открывая партнёрское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», то есть, в отличие от открывающегося независимого предприятия, Франчайзер не оставляет партнёров один на один с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса.
5. Удачный выход на рынок обеспечен
Одним
из основных требований к франшизоспособному
бизнесу является востребованность
предоставляемых компанией-
6. Минимальные затраты на рекламу и маркетинг
В связи с тем, что Франчайзи начинает вести свою деятельность как часть известной сети, его затраты на первоначальную рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. Так же дело обстоит и с текущей рекламой, которая направлена на «раскрутку» франчайзинговой сети в данном конкретном регионе.
7. Получение доступа к базе знаний франчайзера
Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкцию» по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.
8. Гарантированная система поставок
Так как франчайзинг, как правило, для компаний является приоритетным направлением деятельности, и партнёры — Франчайзи — имеют самые лучшие условия, Франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.
Недостатки франчайзинга
Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.
Франчайзи часто обязаны закупать сырье и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырье и продукцию по завышенным ценам.
Для франчайзи могут быть установлены жесткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока или на определенной территории.
Франчайзи
редко могут оказать влияние
на вопросы централизованного
2.
МИРОВОЙ ОПЫТ ФРАНЧАЙЗИНГА
Родоначальником франчайзинга в его современном виде считается американский производитель швейных машин – компания «Зингер». Мощное серийное производство позволило этой компании торговать своей продукцией по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Поэтому была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории [3].
В 1950 году началась эра современного франчайзинга, когда появилась одна из наиболее известных в мире франчайзинговых сетей – сеть ресторанов быстрого питания «McDonald's».
Наибольший подъем франчайзингового бизнеса пришелся на 1960 - 70 - е годы – период, когда франчайзинг проник в сферу услуг. Одновременно с этим, по миру прошла волна скандалов, которые могли скомпрометировать саму идею франчайзинга. Причиной послужило открытие огромного числа франчайзинговых компаний-однодневок, которые собирали деньги и попросту исчезали. Другая причина этого печального явления заключалась в том, что у некоторых фирм-франчайзеров отсутствовал достаточный стартовый капитал и была слабая управленческая команда. Следовательно, предприятия достаточно быстро разорялись, оставляя после себя немало обанкротившихся франчайзи.
В 1960 г. была создана Международная Ассоциация Франчайзинга, а в 1972 г. - Европейская Ассоциация Франчайзинга. Из бывших республик СССР в эти организации входят Казахстан, Латвия, Российская Федерация и Украина. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.
В СССР франчайзинг стали использовать только с конца 1980-х годов. Первым иностранным франчайзером, пришедшим в Советский Союз, стала американская компания «PepsiCo». Предприятия по производству напитков «Пепси-кола» были построены в нескольких городах СССР. А реализовывалась произведенная продукция в основном через сеть фирменных киосков. [3]
В
настоящее время франчайзинг
стабильно и поступательно
В США эта форма малого бизнеса приносит свыше 13 процентов ВНП. Доля франчайзинговых компаний превышает 40 процентов общего объема торговли американского рынка; суммарно в них задействовано более 7 миллионов сотрудников. [3]
В Австралии более 90 процентов торговых предприятий быстрого обслуживания работают по договорам франчайзинга. Европейским лидером является Германия – там насчитывается более 500 франчайзеров и более 20 тысяч франчайзи. На последнем месте - Дания - «всего» около 100 материнских компаний и несколько тысяч франчайзи. По подсчетам Международной франчайзинговой ассоциации, франчайзинг используется в 75 различных отраслях экономики. [3]
В
качестве примера наиболее удачной
франчайзинговой схемы в
В отличие от многих других компаний преимуществом предложения фирмы «Benetton» является то, что она не навязывает единый для всех магазинов ассортимент и предоставляет франчайзи значительную свободу выбора. Вот почему на полках двух Benettonовских магазинов на одной и той же улице можно обнаружить совершенно разные товары. Более того, франчайзи могут самостоятельно заказать ограниченную партию вещей, которые, по их мнению, актуальны. Главное — предоплата за весь заказ, причем деньги поступают уже напрямую в «Benetton», минуя агентов.
Фабрики фирмы «Benetton» производят только то, что уже заказано и оплачено франчайзи. А значит, риски владельца компании сводятся к минимуму. Собственно, забота компании — всего-навсего производить качественный товар, налаживать дистрибуцию, обратную связь с франчайзи и, разумеется, поддерживать брэнд с помощью рекламных кампаний. «Интернационализм и разнообразие», — таково кредо брэнда United Colors of Benetton, сформулированное Лучано Benettonом.
В Российской Федерации франчайзинг «укоренился» в начале 1990-х годов и постоянно развивается. В настоящее время на российском рынке «работают» порядка 30 известных иностранных брэндов, которыми владеют такие компании, как «Buskin Robbins», «Xerox», «Kodak», «Benetton», «Pizza Hut», «Subway» и многие другие. [3]
Информация о работе Проблемы франчайзинга в Республике Беларусь