Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа
Коммерческие отношения постоянно развиваются. Периодически появляются и возникают новые бизнес-модели, способы и методы реализации коммерческих идей, новые правовые институты, которые позволяют бизнесу в целом выходить на новые этапы своего развития.
Одним из таких институтов, начиная со второй половины 20-го века, стал институт франчайзинга, который получил широкое распространение в развитых странах Европы и Америки после 1950 года.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. Франчайзинг, как особая форма внешнеторговой деятельности……………6
1.1 Понятие франчайзинга……………………………………………………..6
1.2 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга……………. ..9
2. Мировой опыт франчайзинга………………………………………………... 11
3. Франчайзинг, как форма развития бизнеса в Беларуси……………………. 16
3.1 Проблема малого бизнеса в Республике Беларусь……………………...16
3.2 Кредитование франчайзинговых проектов……………………………...20
3.3 Рынок франчайзинга в Республике Беларусь…………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………
Франчайзинговые системы в РФ находят свое активное применение на потребительском рынке и рынке услуг. Широко внедряются лучшие мировые стандарты и технологии, связанные с сетевыми формами организации торгового обслуживания при использовании механизма франчайзинга ("Елки - палки", "Русское бистро", "Ростикс", "БФТ - Диана" и др.). [3]
В РФ создана и действует Российская ассоциация развития франчайзинга, под эгидой которой проводятся ежегодные международные конференции по франчайзингу. Органы местной власти Москвы обеспечивают финансовую поддержку пилотных франчайзинговых проектов малого предпринимательства и популяризации франчайзинга как такового, проектов малого предпринимательства с использованием механизма субфранчайзинга на основе отечественных и зарубежных франшизных систем.[3]
Характерным является также и то, что многие уже давно существующие фирмы для расширения бизнеса все активнее используют франчайзинговую модель. В России, по оценкам Ассоциации развития франчайзинга, сегодня оперирует от 100 до 150 отечественных франчайзинговых систем, а согласно оценкам ТПП РФ, общие инвестиции во франчайзинговые проекты составляют сегодня в целом по стране около 600 миллионов долларов. Но в любом случае ясно, что в России франчайзинг находится пока лишь на начальном этапе развития.[3]
Некоторые
высказывают мнение, что классический
франчайзинг имеет три
В начале ноября 2005 г. в Москве прошла выставка «Купи брэнд. Новая философия бизнеса», организованная Торгово-промышленной палатой РФ. В свою очередь, зарубежные государственные организации выражают готовность помочь российским предпринимателям в поиске брэндов и конкретных бизнес-проектов. Например, Американская торговая палата и министерство торговли США развивают специальные программы содействия франчайзингу американских брэндов русскими предпринимателями.[3]
Можно предположить, исходя из того, что реальные доходы россиян постоянно растут, в ближайшее время в России произойдет франчайзинговый бум, который в 70-х годах прошлого века уже прошел по капиталистическим странам.
До
недавнего времени франчайзинг
в Республике Беларусь был лишь декларативным
договором, то есть такой договор
мог заключаться только в случаях,
предусмотренных
26 февраля 2005 г. вступил в силу Закон РБ № 316-3 «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс РБ (далее- ГК) по вопросам регистрации недвижимого имущества, состава участников ассоциаций и союзов, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства» от 18.08.2004 г. Этот документ детально регламентирует отношения франчайзинга.
Указанный Закон, в частности, расширил сферу применения договора франчайзинга, определил его предмет, стороны, требования к форме и регистрации договора, основные обязанности правообладателя и пользователя, ограничения их прав, положения об изменении и прекращении договора франчайзинга.
До вступления соответствующих изменений в ГК, основной формой заменяющей франчайзинг было создание иностранных и совместных предприятий, поэтому даже известные брэнды, такие как «McDonald’s» и «Coca-Cola» не были представлены на белорусском рынке по классической франчайзинговой схеме.
В июне 2005 г. в РБ была проведена Первая научно-практическая конференция по франчайзингу «Франчайзинг: тенденции и перспективы развития в Республике Беларусь», в которой приняли участие представители государственных органов, представители субъектов хозяйствования, а также ведущие СМИ Беларуси. На конференции рассматривались перспективы развития рынка франчайзинга в Беларуси, франчайзинговые пакеты и предложения в зависимости от национальных особенностей, соотношения коммерческих и имиджевых вопросов во франчайзинге, а также правовые аспекты франчайзинговой деятельности.
Сегодня во всем мире число франчайзинговых предприятий растет. Эксперты считают, что объем рынка велик и еще крайне далек от насыщения не только у нас, но и за рубежом [19].
В США – стране-основателе франчайзинга, развитие франчайзинга всегда было стремительным. Более 40% от всего рынка розничных продаж в США приходится на франчайзинг. Объем рынка в США приравнивается, а многие аналитики даже считают, что он больше, чем во всем остальном мире.
В Германии более 32000 франчайзи, работающих более чем с 600 франчайзерами. Ежегодный прирост рынка составляет приблизительно 7-9%. За последние 5 лет всего около 7% всех франчайзи оказались неплатежеспособными. Среди всех предприятий лидирующие – фаст-фуды, сфера обслуживания. Отмечается тенденция роста количества франчайзи по автообслуживанию, в сфере клиринговых услуг, услуг доставки и образования. Особенностью бизнеса в Германии является привлечение людей, потерявших работу. Даже без большого опыта или вообще при его отсутствии такие люди могут начать свое собственное дело.[19]
Среди всех Европейских стран, Великобритания лидирует по темпам развития франчайзинга. В этой стране он развивается с 60-х годов 20 столетия. Темпы развития – ежегодное увеличение объема рынка на 18-20%. Традиционно лидируют фаст-фуды, но в последнее время их формат несколько поменялся. В моду вошли рестораны национальной кухни, которые даже потеснили мировые бренды, а также тематические ресторанчики. Присущая британцам чопорность отражается и в этом – услуги в фаст-фудах Британии не только быстрые, но и качественные.
Во
Франции, помимо традиционных ресторанов
быстрого питания и сферы обслуживания,
значительную долю рынка занимают франчайзинговые
предприятия по производству и продаже
косметики. Всего в этой стране работают
более 33000 франчайзи, занято около 300 тысяч
человек.
3. ФРАНЧАЙЗИНГ, КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В БЕЛАРУСИ
3.1
Проблема малого
бизнеса в Республике
Беларусь
Малый бизнес, как показывает опыт развитых стран, — важнейшая составляющая рыночной экономики. [4] Его экономические преимущества заключаются в способности оперативно реагировать на изменяющиеся потребности и условия рынка. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике; влияют на структуру цен потребительского рынка; предлагают новые продукты и разрабатывают новые технологии; создают рабочие места, решая проблемы занятости; позволяют реализовать предпринимательскую энергию населения.
В экономике Республики Беларусь малый бизнес занимает скромное место по сравнению с той ролью, которую он играет в развитых странах. Причиной тому является ряд факторов, связанных с условиями становления и результатами развития малого бизнеса в нашей стране. Среди них можно выделить следующие:
— отсутствие у большей части населения страны достаточного для развития бизнеса объема накопленных денежных средств, недоступность внешних источников финансирования;
— отсутствие у большинства граждан четкой концепции понимания бизнеса и, как следствие, страх перед потенциальной возможностью потерять вложенные средства, нежелание рисковать;
—
недостаточно развитая система информационной
поддержки предпринимателей, отсутствие
доступных широким слоям
В этой связи актуальными являются формы возникновения малого предпринимательства, позволяющие нивелировать или минимизировать отрицательное влияние вышеперечисленных факторов на решение начать собственное дело. Одна из таких форм образования малого предпринимательства — франчайзинг.
Франчайзинг — это смешанная форма крупного и малого предпринимательства, при которой крупные корпорации (франчайзеры) заключают договор с малыми фирмами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера [11]. Франчайзи обязуется продавать продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы.
Отметим,
что франчайзинг получил
Так, по данным администрации малого бизнеса США, годовой объем розничных продаж в сфере франчайзинга в стране достигает более 40 процентов общего объема продаж и оценивается американскими экспертами в 1 триллион долларов [2]. На долю этой сферы в экономике Франции приходится 10 процентов всего торгового оборота, система франчайзинга включает около 60 000 торговых и промышленных предприятий и несколько сотен тысяч рабочих мест [5]. В одной из самых динамично развивающихся экономических систем мира — китайской — государство уделяет значительное внимание развитию франчайзинга. С его помощью руководство Китая пытается не только кардинально изменить систему розничной торговли, но и видит в нем источник новых рабочих мест и альтернативных доходов для государственных служащих, подлежащих сокращению [12].
Развитию
франчайзинговых систем уделяют
большое внимание и в Российской
Федерации, при этом используются как
западные, так и местные бренды.
С целью популяризации и
В основном франчайзинг применим в сфере услуг. Международная ассоциация франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. [4] Среди них:
бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и прочее.
В чем же причина растущей популярности франчайзинга во всем мире? Каким образом он помогает решать проблемы развития малого бизнеса?
Большинство отечественных предпринимателей, решивших открыть свой собственный бизнес, сталкивается с проблемой отсутствия опыта ведения дел в этой сфере. При возникновении каких-либо проблемных ситуаций они зачастую просто не знают, к кому обратиться за консультацией. Так, малый и средний бизнес в Беларуси пока еще не является целевой группой для консалтинговых фирм, что отражается в ценовой политике последних и наборе предоставляемых ими услуг. В свою очередь, обращение в государственные органы за получением необходимой информации остается достаточно сложным процессом. В результате предприниматель зачастую остается один на один со своими проблемами. Как следствие, велика вероятность ошибок, которые могут привести предприятие к банкротству. Ведь даже несущественные по меркам крупного бизнеса штрафные санкции (государственных контролирующих органов или контрагентов по сделкам) могут оказаться роковыми для малого предприятия.
Франчайзинг помогает решить вышеуказанную проблему. Предприниматель, который приобрел франшизу, автоматически входит в состав крупной сети компаний с ее аппаратом управления и консультирования. Он получит подробные инструкции по вопросам организации и управления бизнесом, при этом не только на стадии открытия, но и в процессе дальнейшей деятельности его предприятия. В результате у предпринимателя не возникает чувство изолированности, которое характерно для людей, открывших бизнес на свой собственный риск. Франчайзер обеспечит ему полную поддержку в ведении дела по самому широкому кругу вопросов, требующих квалифицированного решения. Ведь он непосредственно заинтересован в успешном ведении бизнеса предпринимателем, как с точки зрения получения роялти от его прибыли, так и сохранения своего имиджа на рынке.
Одной из проблем развития малого бизнеса в нашей стране является отсутствие четкой концепции развития бизнеса у многих начинающих предпринимателей, что в условиях конкурентной среды существенно снижает шансы на выживание. Как правило, их новые идеи организации бизнеса недостаточно проверены в условиях рынка, вследствие этого цены и себестоимость зачастую определяются интуитивно на основе предположений, финансовый контроль часто отсутствует. Все это вызвано недостатком знаний и недоступностью для большинства предпринимателей обучающих программ в сфере малого бизнеса. Эту проблему также помогает решить франчайзинг, так как предприниматель, приобретая франчайзинговый пакет, получает:
Информация о работе Проблемы франчайзинга в Республике Беларусь