Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа
Коммерческие отношения постоянно развиваются. Периодически появляются и возникают новые бизнес-модели, способы и методы реализации коммерческих идей, новые правовые институты, которые позволяют бизнесу в целом выходить на новые этапы своего развития.
Одним из таких институтов, начиная со второй половины 20-го века, стал институт франчайзинга, который получил широкое распространение в развитых странах Европы и Америки после 1950 года.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. Франчайзинг, как особая форма внешнеторговой деятельности……………6
1.1 Понятие франчайзинга……………………………………………………..6
1.2 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга……………. ..9
2. Мировой опыт франчайзинга………………………………………………... 11
3. Франчайзинг, как форма развития бизнеса в Беларуси……………………. 16
3.1 Проблема малого бизнеса в Республике Беларусь……………………...16
3.2 Кредитование франчайзинговых проектов……………………………...20
3.3 Рынок франчайзинга в Республике Беларусь…………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………
—
учитывая сферу применения франчайзинга,
использовать дополнительные преимущества
географического положения
Беларуси важно открыть себя для всемирно известных компаний-франчайзеров. Для решения данной задачи необходимы конкретные действия со стороны государства для создания условий для развития франчайзинга:
—
совершенствование нормативно-
— развитие системы целевого кредитования на приобретение франшиз малыми предпринимателями, создание системы кредитования франчайзинга с участием банков и страховых компаний;
— создание системы информационной поддержки, обучающих программ по вопросам франчайзинга;
— реклама и поддержка пилотных франчайзинговых проектов;
— создание общественных ассоциаций, занимающихся проблемами развития и продвижения франчайзинга на территории Республики Беларусь.
Практика заключения договоров как национального так и международного франчайзинга в Республике Беларусь немногочисленна. Однако налицо динамика развития данных отношений. По состоянию на 2007 год в НЦИС было зарегистрировано 4 договора франчайзинга, а в процессе рассмотрения находилось всего несколько заявок. На начало 2009 г. зарегистрировано уже 49 договоров франчайзинга.[6]
Основное место занимают договоры национального франчайзинга, причем абсолютное большинство среди них относится к сфере розничной торговли.
В сфере ритейла электробытовыми товарами работают по договорам франчайзинга ООО «Электросервис и Ко» (около 20 договоров) и ООО «ТОТЛЕР». Что касается реализации одежды, то здесь преобладает ООО «Оранжевый верблюд», которое занимается торговлей детскими вещами и обувью.
Имеются также и международные договоры франчайзинга, но их количество незначительно.
Во-первых, на территории Республики Беларусь заключены 4 международных договора сервисного франчайзинга (аудиторские услуги), в которых правообладателем выступает Латвийская фирма КПМГ Болтикс СИА.
Во-вторых, по договору международного франчайзинга функционирует ресторан Фрайдис в центре Минска.
В-третьих, в сфере розничной торговли обувью работает сеть салонов Opinions (правообладатель ОПИНИОНС ЛИМИТЕД (Кипр), Лимассол).
В-четвертых, на белорусский рынок пришел гостиничный франчайзинг - правообладателем выступает Сикс Континентс Хотелс, Инк., Атланта, Джоржия (США), а пользователем Иностранное частное унитарное гостиничное предприятие «МИНСК ПРИНЦЕСС ОТЕЛЬ» Акционерного общества «ИРАДА» (РБ). По указанному международному договору франчайзинга в центре Минска был построен и уже функционирует гостиничный комплекс «Crown Plaza Minsk».
Подобная ситуация на рынке Беларуси связана в первую очередь с неосведомленностью субъектов хозяйствования с принципами деятельности франчайзинговых сетей. Мало кто из предпринимателей представляет себе, что такое франчайзинг, какие плюсы и минусы он может принести. Для обывателя это скорее красивое слово, чем целостный и по настоящему коммерческий феномен, который кроет в себе не только простую передачу товарного знака, фирменного наименования и других объектов интеллектуальной собственности. Это еще и комплекс знаний, нераскрытой информации, деловой репутации, без которой не может быть достигнуто качество продукта, услуг франчайзера.
Может быть, на территории Республики Беларусь должна быть образована организация по координации развития франчайзинга наподобие Российской ассоциации франчайзинга или других подобных институтов на пост советском пространстве.
По
информации Национального центра интеллектуальной
собственности (НЦИС), с начала текущего
года в Беларуси было зарегистрировано
три договора комплексной
В
частности, франчайзинговые отношения
в этом временном промежутке оформила
одна из крупнейших предпринимательских
структур Беларуси – ООО «Трайпл».
Выступающая в качестве франчайзи
структура известного бизнесмена Юрия
Чижа закрепила уже давно
На два года свои отношения оформили также ЧТУП «Авангард-Электросервис» и «Белбизнессеть», на пять – нидерландская «Миникардс» и ее «дочка» – ЧТПУП «Миникардс». Также в ряд действующих договоров (франчайзеры – «Электросервис и К», «НТС») были внесены изменения.
В целом же, если говорить о дате рождения франчайзинга в Беларуси, то им является 2006 год.
Франчайзи
тогда стал региональный (гомельский)
ритейлер «Центр». Позже «Центр»
был выкуплен «НТС». Напомним, что
«НТС» в настоящее время
Самым
крупным отечественным
На территории Беларуси работает достаточно много компаний, использующих известные российские или западные бренды. В то же время, отмечают эксперты, многие из них не регистрируют договоры в НЦИС, полагаясь на дружеские отношения между франчайзером и франчайзи.
Что касается отраслей, где сегодня в Беларуси наиболее развиты франчайзинговые отношения, то в первую очередь это розничная торговля, а также система общепита.
Обобщая все вышеизложенное, приходится констатировать, что на данном этапе времени франчайзинг в Беларуси находиться на стадии зарождения. Иностранные правообладатели не особенно стремятся расширять свои сети в Беларуси, а национальные вообще не рассматривают франчайзинг как действенный механизм развития бизнеса [6].
Возможно
с утверждением стратегии Республики
Беларусь в сфере интеллектуальной
собственности на 2011 – 2020 годы что-то
изменится в лучшую сторону и в плане
франчайзинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из основных проблем развития малого предпринимательства в нашей стране – отсутствие достаточного для открытия и развития бизнеса собственного капитала и затрудненный доступ к источникам внешнего кредитования.
Франчайзинг помогает предпринимателю возместить недостаток опыта управления собственным производством, предлагая проверенную схему организации бизнеса и непрерывную поддержку. При этом малое предприятие, являясь частью сети, получает ряд рыночных преимуществ, доступных прежде только крупным компаниям. Данный вариант сопряжен с меньшим количеством рисков, чем вариант открытия совершенно нового предприятия, и выгоден, прежде всего, начинающим предпринимателям, которые в данном случае получают неоценимый опыт ведения бизнеса. Кроме того, он представляет интерес и для той части населения, у которой есть предпринимательский опыт и навык ведения коммерческой деятельности, но нет хорошей идеи для открытия своего бизнеса.
Франчайзинг – чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в "обычном" бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге "выживает" не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.
Франчайзинг играет существенно важную роль в экономике и может вскоре стать преобладающей формой розничной торговли. Он также занимает заметное место в сфере услуг и несколько меньшее в производстве.
Франчайзинг
процветает, потому что в нем сочетается
стимул личного владения с управленческим
и техническим мастерством
Рост франчайзинговых сетей набирает все большие обороты. Если верить заключениям экспертов, то в начале ХХI века более 50% малого бизнеса будут франчайзинговыми предприятиями. Можно с уверенностью сказать, что в новом столетии франчайзинг станет самой широко распространенной и практикуемой формой бизнеса.
Большинство ведущих франчайзеров уже имеют свои отделения в более, чем 30 странах мира и по-прежнему заинтересованы в дальнейшем расширении. Немаловажно это и для рынка Беларуси. Неизбежность проникновения новых франчайзинговых сетей на рынки стран бывшего СССР становится с каждым днем все более очевидной. От того, как скоро мы осознаем все преимущества франчайзинга, будет зависеть будущее нашей экономики в целом.
Как и в Америке, так и в мировых экономиках, происходит рост и потребности населения. И изменения в свободной рыночной экономике, новые формы и понятия о франчайзинге дадут возможности для дальнейшего роста компаний.
Учитывая
вышесказанное, франчайзинг может
стать инструментом, побуждающим
все большее количество населения начать
собственное дело.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Проблемы франчайзинга в Республике Беларусь