Проблемы обеспечения продовольственной безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:20, реферат

Описание

Современное мировое хозяйство сформировалось в результате международного разделения труда и кооперации, возникших много столетий назад. В наше время ни одна страна не может эффективно развиваться без участия в международной торговле, в движении капиталов и рабочей силы, а также без международного кредита и инвестиций. Поэтому ученые и практики все больше внимания уделяют, анализу новых явлений в мировой экономике, закономерностей и тенденций развития международных экономических связей и отношении.

Содержание

I. Введение 3
II. Продовольственная проблема 4
2.1 Продовольственная безопасность: ее сущность и проблемы 8
III. Национальная продовольственная безопасность 11
3.1 Состояние продовольственной безопасности России и проблемы ее достижения 13
IV. Заключение 20
Использованная литература 21

Работа состоит из  1 файл

реферат по мировой экономики.docx

— 72.75 Кб (Скачать документ)

  По  мнению американских специалистов, многие государства в целях самообеспечения продовольствием платят слишком высокую цену в виде субсидий сельскому хозяйству, импортных ограничений, создают слишком большие резервы продовольствия, в то время как международная продовольственная безопасность должна строиться на принципах отказа от аграрных субсидий и дискриминационных мер формирования потоков продовольственных товаров. С ними не соглашаются специалисты стран Западной Европы и Японии. В результате, по последнему соглашению Уругвайского раунда, субсидии будут сокращаться на 36% в целом в течение шести лет; для развивающихся стран этот процесс пролонгирован на 10 лет, а процент снижен до 20. Американцы считают, что потенциал США, Канады, Австралии в принципе достаточен для гарантированного обеспечения продовольствием всего мира.

  Япония, ЕС и особенно Швейцария, Швеция и  Финляндия придерживаются иной концепции  национально-продовольственной безопасности, предусматривающей поддержание определенного уровня продовольственного самообеспечения с использованием государственных программ поддержки. Именно такие меры позволили странам ЕС к началу 80-х годов добиться самообеспеченности зерном. Это было достигнуто за счет крупных вложений, поддержания внутренних цен на уровне, в 2 - 3 раза превышающих мировой. Конечно, подобные меры нельзя считать эффективными, но они отвечали интересам национальной безопасности, позволяли не опасаться эмбарго и прекращения поставок. Европейцы и японцы испытали это в 1973 г., когда в США был неурожай сои.

  Несмотря  на существенные различия  в подходах к определению продовольственной  безопасности, общим для всех стран  требованием является поддержание  на необходимом уровне таких показателей продовольственного снабжения населения, которые гарантировали бы устойчивое  экономическое развитие и социально-экономическую стабильность в обществе.

  Мировой объем производства продуктов питания  при условии равномерного распределения и с учетом 40% потерь урожая до потребления, позволил бы накормить 5,9 млрд человек - из расчета минимума, необходимого для выживания; 3,9 млрд - из расчета умеренного питания; 2,9 млрд человек - из расчета современного европейского уровня.

  Среднегодового  объема питания достаточно, чтобы  обеспечить современное население Земли полноценным, но не избыточным питанием. Вследствие потерь и неравномерного распределения часть людей сейчас питается избыточно, часть умеренно, а часть - совершенно недостаточно.

    1. Национальная  продовольственная  безопасность
 

  Оценка национальной продовольственной безопасности имеет свою специфику, вытекающую из объективного разнообразия природно-климатических условий ведения сельскохозяйственного производства, неравномерности экономического развития, различий в структуре потребления, разной степени зависимости от поставок продовольствия по импорту, особенностей национального режима функционирования внешнеэкономических связей. Тем не менее можно выделить ее вполне определенные общие критерии и показатели.

  Национальная  продовольственная безопасность прежде всего является важным элементом  национально-государственной безопасности, и в этом качестве характеризует экономическую устойчивость и политическую независимость существующей системы, ее способность обеспечивать элементарные, первичные потребности своих граждан без ущерба национально-государственным интересам. В такой трактовке понятие продовольственной безопасности имеет два аспекта.

  Первый  аспект - социально-экономический характеризует способность государства обеспечивать своим гражданам потребление основных продуктов питания в соответствии с принятыми стандартами и нормами. Этот аспект трактуется Римской декларацией по всемирной продовольственной безопасности как необходимость обеспечивать «право каждого на д, туп к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и основным правом на жизнь».

  Второй  аспект - политико-экономический характеризует способность государства к мобилизации внутренних ресурсов и агроэкономического потенциала страны для организации снабжения населения продовольствием преимущественно за счет собственного производства и тем самым - гарантировать экономическую самостоятельность и политический суверенитет страны.

  Национальная  продовольственная безопасность является также элементом мировой продовольственной безопасности. Благополучные в отношении продовольственного обеспечения страны служат стабилизаторами мирового продовольственного рынка и источниками поддержания продовольственной безопасности государств с неблагоприятными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного производства.В Римской декларации основные направления обеспечения международной продовольственной безопасности с помощью национальных систем регулирования аграрного производства выражены двумя главными тезисами:

  1. следование устойчивой политике и практике продовольственного, сельскохозяйственного, рыболовецкого, лесоводческого и сельского развития на территориях с высоким или низким потенциалом возможностей, т.е. мобилизация и максимальное использование ресурсов и национального агроэкономического потенциала каждого государства, что в конечном счете ведет к увеличению общемировых ресурсов продовольствия;
  2. создание условий для того, чтобы продовольственная, сельскохозяйственная и общеторговая политика вела к установлению продовольственной безопасности для всех путем формирования честной и ориентированной на рынок мировой торговой системы.

  В соответствии с указанной трактовкой национальной продовольственной безопасности методологическую основу ее оценки применительно к Российской Федерации образуют, во- первых, характеристики важнейших внутренних и внешних угроз ее экономической безопасности, содержащиеся в «Государственной стратегии экономической безопасности Российской федерации (Основных положениях)», утвержденной президентским указом №608 от 29 апреля 1996 г.:

  • высокий уровень бедности населения и его имущественной дифференциации;
  • деформированность структуры национальной экономики, усиление ее топливно-энергетической направленности;
  • свертывание производства в важнейших отраслях;
  • вытеснение с внутреннего рынка многих отечественных товаров импортными;
  • возрастающая неравномерность социально-экономического развития регионов.

  Для оценки реальности перечисленных угроз  национальной безопасности использовались набор критериальных показателей («индикаторов тревоги») и фактических  показателей состояния продовольственного рынка, межстрановые сравнения.

  Во-вторых, система важнейших национальных интересов в сфере экономики (утверждены вышеназванным документом), включающая:

  • способность народного хозяйства страны функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия;
  • достижение и сохранение уровня жизни населения, определяющего социально-экономическую стабильность;
  • сохранение единого экономического пространства;
  • обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов и т.п.

  В-третьих, общеметодологические подходы ФАО  к оценке продовольственной безопасности, а также система показателей, предусмотренная документами ГАТТ/ВТО  для оценки существенного ущерба или его угрозы для отечественного производства (производителей) в связи с импортными поставками соответствующей продукции.

  Объективные критерии серьезного ущерба для национального производства определены специальным Соглашением по защитным мерам ВТО, вступившим в силу с 1995 г. В их числе: темпы роста и объем импортируемых товаров, их доля на национальном рынке, изменение объемов продаж и объемов производства отечественных товаров, загрузка производственных мощностей, динамика занятости, и т.п.

  Количественная  оценка продовольственной  безопасности может быть дана с помощью двух групп показателей:

  1. уровня и динамики потребления основных продуктов питания с учетом их дифференциации по группам населения с различными доходами;
  2. уровня самообеспечения страны продовольствием, в том числе по основным продуктам питания.

  В составе обеих групп выделяются фактические и нормативные (критериальные) показатели. Последние по своей экономической природе являются «пороговыми», минимально (максимально) допустимыми значениями названных показателей. Для первой группы таковыми могут быть медицинские нормы, научно обоснованные социальные нормативы, ранее достигнутые объемы потребления и т.п. В оценке самообеспечения страны продовольствием в качестве критерия продовольственной независимости в мировой практике используется уровень поставок импортного продовольствия в размере 30% от общих объемов его потребления в стране, поскольку при прочих равных условиях превышение указанного уровня порождает стратегическую зависимость от других стран.

  Кроме указанных показателей целесообразно  использовать также систему фактических  и прогнозных показателей, характеризующих финансово-экономическое положение отечественных товаропроизводителей, в том числе в связи с импортом продовольствия.

  Концепция продовольственной безопасности на национальном уровне не означает самообеспечения продовольствием. Она предполагает, что страна должна производить достаточно продуктов для собственных нужд, но если сравнительные преимущества не способствуют этому, то она должна быть в состоянии импортировать необходимое количество продовольствия.

  Определение национальной продовольственной безопасности основывается на различных показателях, включая существующий уровень потребления продовольствия на душу населения, коэффициент самообеспеченности. В соответствии с расчетами в 1994 г. из 113 развивающихся стран низкий уровень продовольственной безопасности имели 24 страны, из них 22 - африканские. Индекс продовольственной безопасности хотя и показывает уязвимость страны, но не дает полного представления о действительном обеспечении населения продовольствием.

  Продовольственная безопасность на национальном, региональном уровнях - необходимое, но недостаточное условие для обеспечения продовольствием людей. Она включает способность страны, домашних хозяйств получать необходимые товары.

    1. Состояние продовольственной  безопасности России и проблемы ее достижения
 

  Продовольственная безопасность России в последнее время очень широко обсуждается в научных и общественных кругах страны. Такие авторы, как Борисенко, Хромов, Гумеров, Шмелев и т.д. весьма подробно освещают данную проблему в экономической литературе. Исходя из их трактовок и собственных соображений мы рассмотрим проблему продовольственной безопасности России.

  Участники ведущихся в России дебатов по поводу продовольственной безопасности придерживаются следующих определений данного термина:

  • поддержание снабжения продуктами питания на уровне, достаточном для обеспечения здорового питания населения;
  • устранение зависимости страны от импорта, достижение самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией и защита интересов производителей сельскохозяйственной продукции.

  Существует  такое определение, разработанное  Всемирным Советом по продовольствию при ООН, членом которого является Россия. Оно определяет национальную продовольственную стратегию как политику, позволяющую стране достичь наиболее высокой степени самообеспеченности продовольствием в результате интегрированных усилий по увеличению производства необходимых продуктов, улучшения систем снабжения, потребления продовольствия, ликвидации недоедания и голода.

  Значительные изменения в сторону ухудшения основных качественных и количественных параметров потребления продовольственных товаров населением России: уменьшилось потребление наиболее ценных продуктов питания, возрос дефицит белка и витаминов, снизилось качество продовольственных товаров.

Информация о работе Проблемы обеспечения продовольственной безопасности России