Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 00:20, реферат
Современное мировое хозяйство сформировалось в результате международного разделения труда и кооперации, возникших много столетий назад. В наше время ни одна страна не может эффективно развиваться без участия в международной торговле, в движении капиталов и рабочей силы, а также без международного кредита и инвестиций. Поэтому ученые и практики все больше внимания уделяют, анализу новых явлений в мировой экономике, закономерностей и тенденций развития международных экономических связей и отношении.
I. Введение 3
II. Продовольственная проблема 4
2.1 Продовольственная безопасность: ее сущность и проблемы 8
III. Национальная продовольственная безопасность 11
3.1 Состояние продовольственной безопасности России и проблемы ее достижения 13
IV. Заключение 20
Использованная литература 21
На
фоне общего ухудшения продовольственной
ситуации гипертрофированная дифференциация
доходов различных групп
Ситуация одновременного кумулятивного и штопорообразного сокращения производства и потребления была интерпретирована Дж. М. Кейнсом в его «банановом парадоксе». Исходя из этой концепции процесс саморазрушения в условиях рыночной экономики имеет мощный инерционный потенциал. Отрасль не может собственными усилиями войти в состояние равновесия, и необходимо серьезное воздействие внешних сил в лице государства, чтобы выправить положение.
Данная ситуация, осложнившая продовольственную безопасность России, возникла в результате ошибочных предпосылок аграрной реформы, проводившихся в нашей стране. Реформаторы исходили из следующих установок:
Данные условия хороши при чистой рыночной экономике , однако в реальной экономике даже в развитых западных странах такие условия не всегда выполняются, хуже того они противоречат экономическим основам функционирования рынка продовольствия.
В данном вопросе наиболее разумным было бы обратиться к опыту развитых западных стран. При реальном рассмотрении дел в производстве продовольствия в этих странах можно выделить примерно следующие моменты.
Сельское хозяйство и продовольственный рынок не являются саморегулирующимися элементами рынка, поскольку спрос на продовольствие как на товар первой необходимости характеризуется низкой эластичностью, которая также свойственна и сельскому хозяйству как отрасли весьма консервативной. В то же время цены на рынке продовольствия чрезвычайно эластичны и склонны к большим колебаниям. Это хорошо и давно известно в экономической теории. Теория рекомендует государственное регулирование цен на агропродукцию, ибо иначе они из- за высокой своей эластичности неизбежно начнут играть разрушительную роль и для потребителя, и для производителя.
В современных концепциях ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой экономикой предусматривается активное государственное вмешательство в формирование цен, их регулирование. Государство устанавливает лимиты цен, производит дотации и компенсации, но цены от этого не перестают быть важным рыночным инструментом, поскольку они отрегулированы на рынке путем спроса и предложения. В рыночных условиях государство должно проводить политику регулирования продовольственного рынка, создавая экономические предпосылки для развития сельскохозяйственного производства в нужных объемах и пропорциях. Цена выступает средством, а не объектом государственного регулирования. Государство компенсирует сельскохозяйственным товаропроизводителям отклонение от рыночной цены в размерах, необходимых для их деятельности при заданном уровне доходности.
Так,
ценообразование в США
Политика аграрных цен и фермерских доходов в развитых странах предполагает прежде всего наблюдение за динамикой ряда экономических показателей, в том числе: издержек производства по группам специализированных хозяйств (страны ЕС), видам производства (США); паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; доходностью ферм и отраслей производства. Ежегодно публикуемые отчеты о динамике издержек и доходности специализированных предприятий или производств позволяют учитывать степень воздействия любого изменения цен на уровень и структуру затрат и рентабельность предприятия. Затем объединяют результаты анализов данных, полученных из систем слежения за издержками производства, ценами и их соотношениями, и национальных счетов сельского хозяйства, которые ведутся в статистических службах.
В сельском хозяйстве США существуют два вида цен государственной поддержки: целевые (гарантированные) и залоговые. Целевые цены распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Они ориентированы на возмещение затрат (в состав которых включается средняя норма прибыли на фермерский капитал и расчетная земельная рента) и на определенный доход.
Реализация фермерской продукции происходит по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже либо равны целевым. В конце года фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации, если последняя ниже.
По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно - кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговых цен. В этом случае заложенная продукция в течение 9 месяцев может быть выкуплена фермером. Если этого не произойдет, то она переходит в собственность ТКК, а фермер получает за нее денежную компенсацию по залоговой цене (ставке) за вычетом издержек за хранение. Залоговая цена представляет собой нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию.
В странах ЕС функционирует несколько иной ценовой механизм: на сравнительно высоком уровне установлены целевые или ориентированные цены, гарантирующие средним и крупным по размеру хозяйствам определенный уровень дохода, функцию минимальных цен выполняют цены вмешательства. По этим заранее фиксированным ценам сельскохозяйственную продукцию у фермеров закупают государственные закупочные организации, что является действенной мерой против снижения рыночных цен ниже допустимого уровня.
Общей основой ценообразования в АПК зарубежных стран является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и общественно необходимых затрат на ее производство и реализацию. При этом должны учитываться уровень и динамика мировых цен. Важнейшей функцией цены остается регулирование доходов сельского хозяйства для дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК.
Для реализации функции регулирования цен необходимо соблюдение ценового паритета на продукцию сельского хозяйства и промышленности. При этом государство для защиты интересов сельского хозяйства призвано поддерживать его обоснованный уровень, определяя принципы корректировки согласованных цен. Индексация цен на сельскохозяйственную продукцию должна включать паритетный индекс, страхующий потребителей от неконтролируемого роста цен на средства производства.
России
и высокую затратность
В
настоящее время наш АПК
Сам по себе, в отрыве от конкретной экономической и политической ситуации, этот факт, разумеется, не свидетельствует о подрыве национальной продовольственной безопасности. Например, стабильность и высокие экономические показатели экономики Японии, ее экспортные возможности позволяют гарантировать населению страны достойный уровень потребления продовольствия при самообеспечения основными продуктами питания всего лишь на 50%. А вот в условиях глубокого кризиса российской экономики доля импортного продовольствия в пределах 15 - 20% уже создает серьезные угрозы продовольственной безопасности. Они обусловлены прежде всего ущербом, нанесенным отечественным производителям продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Этот ущерб может быть выражен через систему конкретных показателей и критериев, к которым относятся:
Таким образом, на продовольственном рынке складывается качественно новая ситуация, объективно требующая усиления государственного регулирования в производстве и торговле продовольствием, в том числе внешней.
В
самом общем принципиальном плане
можно выделить три направления
повышения эффективности
Либерализация
внешнеэкономической
Информация о работе Проблемы обеспечения продовольственной безопасности России