Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание

Проблема повышения уровня конкурентоспособности и эффективности отечественных предприятий в условиях дальнейшего развития экономики связана, в первую очередь, с разработкой системы управления конкурентоспособностью и эффективностью. Эффективность предприятия определяется отношением результата к затратам, обеспечивавших его применение. Завоевание и удержание конкурентных преимуществ – ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе.

Содержание

Введение
Раздел 1 Теоретическая основа конкурентоспособности, конкурентных преимуществ и эффективности
.Конкуренция и предприятие
Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы
И
Значение эффективности, ее критерии
Раздел 2. Управление конкурентоспособностью предприятия
Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия: сущность и составляющие
Система исследований в отрасли конкурентоспособности предприятии
2.2.1 Анализ конкурентной среды
2.2.2 Диагностика конкурентоспособности предприятия
2.3 Система программирования конкурентоспособности предприятия
Раздел 3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия .doc

— 296.50 Кб (Скачать документ)

     Социальная  составляющая эффективности отображает величину и степень удовлетворения потребностей населения. Она допускает  определенную радиацию населения на качество, сроки и разнообразие предоставленных  услуг, что может оцениваться  как в абсолютном измерении, так и в сравнении с другими стандартами.

     Экономическая эффективность предприятия допускает  не только экономию, но и оптимальные  пропорции между тремя направлениями  использования средств: на материальное обеспечение и проведение ремонтных  работ, на зарплату рабочих, на управление.

     Понятие экономической эффективности так  же содержит в себе трудовую мотивацию  работников, что выражается соотношении  численности занятых и фонда  оплаты труда. Показатели, которые характеризуют  эффективность услуг, имеют тесную связь и обуславливаются интересами всех их участников. Но эта связь не всегда прямая и однозначная.

     Система измерения эффективности функционирования предприятий является достаточно сложной, потому, что она отображает, с  одной стороны уровень достижения ее интересов и целей, а с другой – ее вклад в достижение целей социальной системы более высокого уровня.

     Можно использовать оценку со многими критериями, которая базируется на основании  разных подходов к измерению эффективности  социальных систем, аналогичных предприятию. В ней используются семь основных критериев.

  1. Действенность.
  2. Экономичность.
  3. Качество.
  4. Прибыльность.
  5. Продуктивность.
  6. Условия работы.
  7. Внедрение нововведений.

     Безусловно, они имеют достаточно обобщенный характер и не учитывают всей сложности предприятия как объекта управления, оценку которого необходимо дополнять показателями социального значения.

     Для оценки функционирования предприятий, перечисленные критерии могут быть сгруппированы и конкретизированы с учетом особенностей этой системы.

     Выделяют  четыре основные, которые отображают главные направления оценки эффективности.

  1. цели, стратегия, политика и ценности – совместимость планов развития предприятия со стратегией развития территории и долгосрочными планами социального развития; соответствие работы предприятия нуждам рыночной экономики и, в первую очередь, таким ее оценочным показателям, как конкурентоспособность, динамичность.
  2. финансы – рациональное использование финансовых ресурсов территории; траты управления и производства в сравнении с их величиной в конкурентах.
  3. производство – оценка технологических изменений; оценка потенциала производственного персонала; оценка потребностей в производственных мощностях.
  4. потребительский результат и экология – удовлетворение спроса населения; безопасность; культура обслуживания; эстетические требования коммунального хозяйства.

     Методы  позволяют увидеть все преимущества и недостатки, и гарантирует, что  не один из критериев, которые необходимо учесть, не будут забыты, даже если возникнут  трудности с началом оценки.

     Для оценки эффективности предприятия  недостаточно ограничиться только экономическими показателями. Экономическая эффективность  должна быть дополнена показателями социальной эффективности в виде системы оценивания потребителей предприятия, что придают соответственно к нормам стандартов обслуживания и фактического объема бюджетных средств.

     Оценка  эффективности функционирования предприятия  включает три составляющие: удовлетворение потребностей населения, эффективность  работы организации, эффективность управления предприятием как целостным объектом.

     Оценка  эффективности предприятия необходимо делать по четырем группам показателей: 1. цель, стратегия, политика, ценность; 2. финансы; 3. производство; 4. потребительский  результат и экология. Такой подход гарантирует, что не один из критериев оценки не будет упущен.

     Методичные  подходы к анализу экономичности  функционирования предприятия предусматривают  отдельное рассмотрение направлений  использования бюджетных средств, источники увеличения доходов. Такой подход трактует экономичность более широкого в сравнении с общепринятым (как отношения ресурсов, предназначенных для потребления, до фактического использованных), но учитывая бюджетный характер финансирования предприятия. 

    1.4 Значение эффективности,  ее критерии 

     Важным  заданием менеджмента является эффективность  работы предприятий, акционерных обществ, концернов.

     Повышение эффективности производства считается  основной проблемой перехода народного  хозяйства Украины к рыночной экономики. Это обусловлено тем, что оно означает рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для выпуска продукции, при условии, что от каждой гривны, вложения в производство, будет получено максимальную отдачу.

     Эффективность в широком значении этого слова означает соотношение между результатом и затратами.

     Под эффектом понимают результат реализации мероприятий, направленных на повышение  эффективности производства за счет экономии всех производственных ресурсов.

     Эффективность производства - объективная экономическая категория, которая характеризует степень достижения общих и отдельных результатов от оптимального использования всех ресурсов предприятия.

     Экономическая эффективность может выявляться в разных формах от внедрения новых организационно-технических мероприятий на отдельных стадиях производственного процесса может выявляться разных формах.

     За  сферой применения рассматривают общую, локальную и частичную эффективность.

     По  уровню производства эффективность  бывает народнохозяйственной, госрасчетной.

     Необычайно  важно находить такие методы управления, в масштабах от государства к  отдельным предприятиям, которые  бы обеспечивали совпадение интересов  народного хозяйства в целом  и отдельных его частей.

     Соответственно  к объектам его определения, эффективность делят на:

  • Эффективность действующего производства на всех его уровнях;
  • Эффективность капитальных вложений, которые используются для строительства, реконструкции, технического переоснащения предприятия с целью выпуска новой продукции, увеличения объемов производства;
  • Эффективность развития науки и техники;
  • Эффективность внешнеэкономических связей;
  • Эффективность охраны внешней среды.

     По  назначению и методам расчета  отличают абсолютную и сравнительную  эффективность. Это связано с  тем, что в практике экономических расчетов приходиться решать два вопроса:

    1. определять и оценивать уровень эффективности использования отдельных видов затрат и ресурсов, экономическую эффективность в целом.
    2. сравнить и отобрать лучшие варианты новой технологии, техники, организации производства.

     Экономическую эффективность стоит оценивать  с помощью системы обобщающих и частичных показателей (табл. 1.1). 

 

      Таблица 1.1 Система показателей оценки эффективности менеджмента.

       

          Раздел 2. Управление конкурентоспособностью предприятия 

     2.1 Комплексная система  управления конкурентоспособностью  предприятия: сущность  и составляющие 

     Для повышения конкурентоспособности  предприятий розничной торговли необходимо избрать стратегию конкурентного  преимущества и обеспечить ее реализацию. Избранную стратегию конкурентного преимущества целесообразно реализовывать с помощью разработки и использования комплексной системы управления конкурентоспособностью предприятий на основе маркетинга, что обеспечит осуществление операционного маркетинга, то есть активного аспекта интегрированного маркетинга (аналитический аспект обеспечивается осуществлением стратегического маркетинга и завершается выбором стратегии конкурентного преимущества).

     Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия на основе маркетинга предприятий розничной торговли — это совокупность взаимоувязанных элементов маркетинговой деятельности, которые обеспечивают долгосрочное конкурентное преимущество предприятий с помощью удовлетворения конкретных потребностей и запросов потребителей.

     Для наглядного представления состава  комплексной системой управления конкурентоспособностью предприятия на основе маркетинга на розничном торговом предприятии  следует разрабатывать ее схему (рис. 2.1).

     В основе раздела на уровни лежит функциональный принцип, который дает возможность реализовать маркетинговые функции для повышения конкурентоспособности предприятия.

     По (рис. 2.1) видно, что комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия является общей системой.

     

     (Рис  2.1. ) Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия. 

     Условные  обозначения к (Рис. 2.1.)

     0- комплексная система управления  конкурентоспособностью предприятия  на засаде маркетинга.

     1- система организации маркетинговой  деятельности предприятия.

     2- система маркетинговых исследований  конкурентоспособности предприятия

     3-система  планирования повышения конкурентоспособности  предприятия

     Система организации маркетинговой деятельности предприятия: 4- организация службы маркетинга; 5-определение функциональных обязательств;6-определение прав; 7-определение ответственности;8-укомплектовывание кадрами; 9-выбор вида организационной структуры; 10-установление службы;

     Система маркетинговых исследований конкурентоспособности  предприятия: 11-формирование информационного обеспечения; 12-анализ конкурентной среды; 13-изучение конкурентов; 14-диагностика конкурентоспособности.

     Формирование  информационного обеспечения

     15-выбор  источников информации; 16-выбор метода  сохранения информации; 17-систематизация  данных и получение информации; 18-обработка и передача информации.

     Выбор источников информации

     19-новые  источники информации; 20-традиционные  источники информации.

     Выбор метода сбора информации

     21-кабинетные  исследования; 22-полевые исследования.

     Систематизация  данных и получение информации

     23-создание  банка данных про конкурентную  среду; 24-создание картотеки данных  конкурентов; 25-создание библиотеки  конкурентных источников; 26-классификация  на должностях автоматизированных  банков.

     Обработка и передача информации

     27-использование  экспертных методов; 28-использование  аналитических методов; 29-составление  экспертных и аналитических методов; 30-составление сведенных таблиц; 31-углубленный анализ выявленных  проблем конкуренции.

     Анализ  конкурентной среды

     32-исследования государственной политики в отрасли конкуренции; 33-исследования интенсивности конкуренции; 34-определение уровня "входного барьера" в отрасль; 35-исследования потребителей;36-исследования производителей;37-исследования продавцов.

     Исследования  государственной политики в отрасли конкурентоспособности

     38-законы; 39-приказы; 40-постановления; 41-нормативные документы.

     Исследования  интенсивности деятельности конкурентоспособности

     42-раздел  рыночных частиц; 43-определение рентабельности  рынка; 44-определение терминов роста рынка.

     Исследования  конкурентов

     45-выявление  действующих и потенциальных  конкурентов; 46- оценка деятельности  конкурентов и выявление наиболее  активных из них; 47-выявление стратегии  активных конкурентов; 48- оценка  конкурентоспособности активных конкурентов.

Информация о работе Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия