Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа
Проблема повышения уровня конкурентоспособности и эффективности отечественных предприятий в условиях дальнейшего развития экономики связана, в первую очередь, с разработкой системы управления конкурентоспособностью и эффективностью. Эффективность предприятия определяется отношением результата к затратам, обеспечивавших его применение. Завоевание и удержание конкурентных преимуществ – ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе.
Введение
Раздел 1 Теоретическая основа конкурентоспособности, конкурентных преимуществ и эффективности
.Конкуренция и предприятие
Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы
И
Значение эффективности, ее критерии
Раздел 2. Управление конкурентоспособностью предприятия
Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия: сущность и составляющие
Система исследований в отрасли конкурентоспособности предприятии
2.2.1 Анализ конкурентной среды
2.2.2 Диагностика конкурентоспособности предприятия
2.3 Система программирования конкурентоспособности предприятия
Раздел 3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Выявление действующих и потенциальных конкурентов
49-ориентация на удовлетворения комплексов запросов; 50- ориентация на удовлетворение специальных запросов.
Оценка деятельности конкурентов и выявление наиболее активных
51-рыночная часть предприятия; 52- частая прибыль; 53- рентабельность; 54-объем продаж; 55- сумма прибыли на1 гривну объема продажи; 56- продуктивность труда.
Выявление стратегии активных конкурентов
57-орпределение рыночной части; 58- определение уровня в конкурентной борьбе.
Оценка конкурентоспособности активных конкурентов
59-расчет
количественных и качественных
показателей
Диагностика конкурентоспособности предприятия
63-выявление
проблем; 64-выбор и сбор информации;
65- анализ показателей
Выявление проблем
67-составление "профиля деятельности"; 68- разработка "дерева проблем".
Выбор и сбор информации
69-выбор источника информации; 70- выбор метода сбора информации; 71- систематизация данных и получение информации.
Анализ
показателей
72-показатели финансового состояния; 73- показатели экономической эффективности; 74- специальные показатели конкурентоспособности.
система
планирования повышения
Контроль
79-контрольцелей;
80- контроль организации
2.2
Система маркетинговых
Система
маркетинговых исследований в отрасли
конкурентоспособности предприятия является
второй составляющей системы. Эта система
дает возможность исследовать проблемы
конкурентоспособности предприятия, определить
обусловленность их в прошлом и будущему,
а также создать предпосылки для принятия
правильных и обоснованных решений в отрасли
повышения конкурентоспособности предприятия
на основе маркетинга. Целью исследований
является обеспечение предприятий надежной
и достоверной информацией о рынке, конкурентной
среде, конкурентов, структуру и динамику
спроса, вкусы и желания потребителей
для формирования товарного ассортимента,
что отвечает требованиям рынка и удовлетворяет
спрос лучше, чем товар конкурента. Система
маркетинговых исследований в отрасли
конкурентоспособности предприятия включает
такие этапы: формирование информационного
обеспечения; анализ конкурентной среды;
исследование конкурентов; диагностика
конкурентоспособности предприятия. Графическое
изображение системы представлено на
(Рис. 2.2). Чтобы определить взаимосвязь
этапов и последовательность их осуществления,
необходимо руководствоваться блок-схемою
процесса маркетинговых исследований
в отрасли конкурентоспособности предприятия
(Рис.2.2). Из (Рис.2.2) видно, что первостепенное
значение имеет формирование информационного
обеспечения, поскольку такое обеспечение
является базой для реализации всех других
этапов этой подсистемы. Формирование
информационного обеспечения предусматривает:
выбор источников информации с помощью
использования как новых, так и традиционных
источников информации; выбор методов
сбора информации путем использования
комбинации кабинетных и полевых исследований;
систематизацию данных и получения необходимой
информации; обработку и передачу информации
руководству и заинтересованным лицам
предприятия. Такую блок-схему процесса
маркетинговых исследований целесообразно
разрабатывать на каждом предприятии,
поскольку 'ее использование обеспечивает
четкую поэтапную и последовательность
маркетинговых исследований в отрасли
конкурентоспособности предприятия. Кроме
того, нужно создавать и широко использовать
компьютеризованные информационные системы
маркетинга (банк данных, банк моделей,
банк статистических процедур обработки
данных, банк коммуникационных процедур).
Обычно функционирование информационных
систем маркетинга должно сопровождаться
их постоянным усовершенствованием, созданием
интегрированных систем маркетинговой
информации, что оказывает помощь в решении
проблем предприятия, в частности повышение
его конкурентоспособности. Все это от
отечественных предприятий требует определенных
расходов времени и средств. Выходом для
них было бы пользование услугами информационных
центров, но таких центров в Украине практически
нет. Однако создание информационной инфраструктуры
(каналов связи и центров коммутации; центров,
которые обрабатывают информацию и предоставляют
информационные услуги; баз данных и знаний;
систем сбора и обработки информации,
сервиса) есть объективной необходимостью,
так же как и формирование информационного
рынка.
Формирование
информационного обеспечения | |
Новые
источники информации:
специализированные банки данных; консалтинговые центры; телевидение и радио; • информация от специальных агентов; рекламные агентства; • внутренняя Информация |
Традиционные
источники:
периодическая и специальная литература; материалы конференций; рекламные проспекты: каталоги; • статистические источники; • законы, приказы, постановления и др. нормативные материалы |
Методы сбора информации | |
Кабинетные
исследования:
изучение источников информации; изучение отчетности предприятий — конкурентов по вопросам сбыта товаров, состояния и уровня товарных запасов, ценовой политики, ассортимента товаров; • изучение каталогов конкурентов; изучение разных справочников |
Полевые исследования:
• панельные опросы; анкетирование; • экспертные оценки; • эксперименты по вопросам качеств, рекламы, упаковки товаров |
Систематизация
данных:
создание банка данных о конкурентной среде; создание картотек данных о конкурентах; создание библиотеки конкурентных источников; классификация на основе автоматизированных банков данных | |
Обработка информации: использование экспертных методов ;и спользование аналитических методов; объединение экспертных и аналитических методов; | |
Обобщение результатов исследований для разработки стратегии конкурентных преимуществ и выбора маркетинговых средств повышения конкурентоспособности предприятия | |
Передача обработанной информации лицам, ответственным за разработку стратегии и тактики предприятия :создание сведенных таблиц; углубленный анализ обнаруженных проблем конкуренции | |
Анализ конкурентной среды;Сравнительные исследования конкурентов;Диагностика конкурентоспособности предприятия |
Рис.
2.2 Блок-схема процесса маркетинговых
исследований в отрасли
Системам, которые обслуживают информационный рынок, то есть информационному маркетингу, за рубежом придается очень большое значение, а эффективность управления предприятием, как правило, отождествляется с эффективностью управления информационными потоками.
Своевременное
формирование необходимого информационного
обеспечения предопределяет качества
осуществления других элементов система
маркетинговых исследований конкурентоспособности
предприятия: анализа конкурентной среды,
исследования конкурентов, диагностики
конкурентоспособности предприятия.
2.2.1 Анализ конкурентной среды
Анализ
конкурентной среды должен состоять
из таких маркетинговых действий:
исследование политики государства
в отрасли регуляции
В
связи со сложностью прямого измерения
интенсивности конкуренции
Характер деления рыночной частицы между конкурентами целесообразно определять с помощью расчета и оценки таких показателей, как так называемый четырех частичный показатель концентрации, индекс Хервиндала, индекс Розенблюта, которые дополняют друг друга и дают возможность оценить меру монополизации рынка с учетом разных вариантов деления рыночной частицы между конкурентами и рангов предприятий, полученных с помощью аранжировки частицы от максимума к минимуму.
Третьим фактором, который нужно учитывать, оценивая интенсивность конкуренции, есть темп роста рынка. За его величиной можно сделать выводы о тенденциях, которые складываются в сфере интенсивности конкуренции.
Обычно, рассмотренные факторы не дадут исчерпывающего представления о возможных направлениях влияния конкурентной среды на интенсивность конкуренции, однако позволят предприятиям розничной торговли получить общую оценку активности конкурентной среды, а также представления о мере интенсивности конкуренции и о тенденциях в этой сфере.
Анализируя
конкурентную среду, каждое предприятие
розничной торговли имеет в обязательном
порядке изучать политику государства
в отрасли регуляции
Относительно других маркетинговых действий, необходимых для анализа конкурентной среды, — определение уровня "входного барьера" в отрасль, исследование потребителей, производителей, поставщиков и посредников, то каждое предприятие, исходя из своих финансовых возможностей, должно самостоятельно решить: осуществлять их собственными силами или воспользоваться услугами специализированных исследовательских центров. Однако эти исследования в условиях рыночной экономики объективно необходимы, поскольку дадут предприятиям возможность определять состояние конкурентной среды на определенном этапе и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику поведения на рынке.
Следующим
этапом система маркетинговых
При
выявлении действующих и
Деятельность конкурентов следует оценивать, используя экспертные оценки по таким показателям: рыночная доля предприятия, чистая прибыль, рентабельность, объем продажи, сумма прибыли на 1 гривну продажи, производительность труда. На основе этих показателей нужно определять финансовое положение конкурентов предприятий и тенденции, которые складываются в этой отрасли, в соответствии, с чем и обнаруживать наиболее активных конкурентов.
Информация о работе Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия