Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 07:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ состояния предпринимательства в современной России, основных проблем и перспектив его развития.
В ходе выполнения курсовой работы необходимо проанализировать фактический материал по исследуемой проблеме и сделать выводы об основных проблемах, сдерживающих развитие предпринимательства, а также выявить наиболее эффективные направления создания благоприятной среды для развития предпринимательства в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Понятие и экономическая сущность предпринимательства 4
1.2 Формы и виды предпринимательства 10
1.3 Факторы и условия развития предпринимательства 14
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 18
2.1 История развития коммерческой деятельности в России 18
2.2 Общий обзор состояния предпринимательства в современной России. Анализ основных проблем развития предпринимательства. 23
2.3 Проблема государственной поддержки предпринимательства 26
2. 4 Перспективы развития предпринимательства в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЯ 32
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального
образования
Факультет
социально-экономический
Проблема
развития предпринимательства в России
Курсовая работа по
экономической
теории
Студентки 2 курса СЭФ
Специальность
Кузнецовой
А.И.
Руководитель
.
Дата защиты: « »________________2010г.
Оценка:
_____________________
2010г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Мировой опыт подтверждает – предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Высокий
уровень развития предпринимательства
выступает необходимым
Рассматривая ситуацию, сложившуюся в экономике России в последнее десятилетие, следует отметить, что развитие предпринимательства происходит достаточно медленными темпами. Доля бизнеса, особенного малого и среднего, в российской экономике значительно меньше, чем в странах Западной Европы и США. Несмотря на то, что переход к рыночной экономике в нашей стране начался еще в 90-е годы, предпринимательство до сих пор испытывает значительные трудности в своем развитии. Высокий уровень коррупции, слабая поддержка со стороны государства, отсутствие эффективной законодательной базы, и еще целый ряд причин заставляет бизнес уходить в тень, что, конечно же, отрицательно сказывается для государства и общества.
Развитие
предпринимательства в
Целью данной курсовой работы является анализ состояния предпринимательства в современной России, основных проблем и перспектив его развития.
В
ходе выполнения курсовой работы необходимо
проанализировать фактический материал
по исследуемой проблеме и сделать выводы
об основных проблемах, сдерживающих развитие
предпринимательства, а также выявить
наиболее эффективные направления создания
благоприятной среды для развития предпринимательства
в России.
1.
СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие и экономическая
сущность предпринимательства
Предпринимательство как вид деятельности человека имеет давнюю историю.
Еще в римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность. Под предпринимателем понимался арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей (в основном это были купцы). Поскольку производство в то время еще не ориентировалось на рынок, деятельность купцов была направлена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал - он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.
Понятие «предпринимательства» получает свое развитие в XVII веке.
В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».
В качестве научного термина понятие «предприниматель» впервые употребил в своих работах известный английский экономист начала XVIII века Ричард Кантильон. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска. Р. Кантильон считал, что предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д.). Его деятельность связана с покупкой чужих товаров по определенной цене, а продавать он их будет по цене, пока ему неизвестной. Кантильон подчеркивал, что предприниматель не обязан производить что-либо сам, либо заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Таким образом, Р. Кантильон отделял функции предпринимателя от функции капиталиста или управляющего и считал специфической функцией предпринимателя несение риска или неопределенности. Также Кантильон придавал предпринимательству первостепенное значение в экономике.
Эту точку зрения продолжил в своих трудах И.Тюнен. Он определил прибыль предпринимателя, как остаточный доход, который получается, если из валовой прибыли вычесть процент на инвестированный капитал, плату за управление и страховой взнос. Последний рассчитывается в соответствии с исчислимым риском предприятия. Доход предпринимателя, по Тюнену, связан не просто с риском, а с непредсказуемым, неисчислимым риском, от которого нельзя застраховаться. Предпринимателя Тюнен считал «изобретателем и исследователем в своей области».
Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А. Смит. А. Смит был первым из ученых-экономистов, наиболее комплексно исследовавших вопросы предпринимательства с учетом уровня развития экономической жизни в середине XVIII в. В классическом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он анализировал важнейшие проблемы развития экономики, считая, что экономика — это система, в которой действуют объективные экономические законы, поддающиеся познанию. Важное значение имеет учение Смита о разделении труда, о трудовой теории стоимости, о личном интересе индивидуумов. А. Смит считал, что труд есть истинный источник богатств. Предприниматель, по Смиту, — это собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идет на экономический риск и получение прибыли. По его мнению, предприниматель большей частью является капиталистом. А. Смит предпочитал частную собственность как материальную основу предпринимательства, но у него не было безграничного доверия к инициативе частных лиц. По Смиту, чтобы частное предприятие было полезно обществу, необходимы два важных условия: 1) у предпринимателя должна быть личная выгода от предприятия; 2) конкуренция должна держать его в определенных условиях. А. Смит является первым ученым-экономистом, который был против вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Но невмешательство государства у А. Смита является общим принципом, а не абсолютным правилом, поэтому государство должно устанавливать размер процента, стоимость (минимальную) банковских акций и др. Он был сторонником развития конкуренции между предпринимателями и противником крупных монополий, полагая, что «потребление — единственный конец и единственная цель всякого производства...».
Интерес представляет мнение французского экономиста Ж. Бодо о том, что предприниматель — это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело. Это тот человек, который планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Оперируя современными понятиями, это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им. При этом Ж. Бодо указывал на необходимость освоения капиталистом новых знаний для развития своего предприятия.
Несколько другой точки зрения на сущность предпринимательства придерживался еще один французский экономист Ж.-Б. Сэй. В своей теории производства и распределения Сэй уделял большое внимание роли предпринимателя. Главную его функцию он видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для производства продукта и организации производственного процесса. Сэй также считал, что существует рынок самого предпринимательства, на котором определяется заработная плата предпринимателя. Спрос на предпринимательство является функцией от спроса на его продукт. Предложение на этом рынке ограничивается различными факторами, среди которых Сэй отмечал личные («моральные») качества предпринимателей, их опыт и «связи». В трактовке Сэя предпринимательство имеет сходство с другими факторами производства. Понятие предпринимательства у Ж.-Б. Сэя в целом ближе к понятию менеджера и также четко отличается от понятия капиталиста, как и у Кантильона. Сэй, как и А. Смит, был сторонником свободного предпринимательства. Он указывал на активный, инновационный характер предпринимательства, связанный не только с поиском, но и с необходимостью создания новых комбинаций факторов производства.
Анализируя учения классиков экономической мысли в XVIII— XIX вв. можно сделать вывод, что в них заложены фундаментальные положения о предпринимательстве, предпринимателях, которые не потеряли актуальности и сейчас. В то же время наблюдается широкий спектр взглядов на исследуемые вопросы.
Среди современных экономистов, занимавшихся вопросами теории предпринимательства, следует отметить точку зрения известного австрийского экономиста Йозефа Шумпетера. Он определял функцию предпринимательства как новаторство. В своей теории экономического развития Шумпетер описывал факторы, которые необходимы для того, чтобы «экономика сошла со своей привычной траектории» (Шумпетер описывает гипотетическое устойчивое состояние «кругооборота» в экономике, которое характеризуется неизменным набором, количеством и способами употребления всех производимых благ):
Людей, занимающихся этими экономическими «новаторствами» Шумпетер и относил к предпринимателям. По мнению И. Шумпетера, функция предпринимательства состоит главным образом в революционизировании производства путем использования изобретений или разнообразных возможностей для выпуска новых или старых (но новым способом) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т.п. Содержанием предпринимательской деятельности является «осуществление новых комбинаций факторов» производства и осуществления разнообразных нововведений. Особое значение для развития предпринимательства в любой стране имеет состояние хозяйственно-политической среды, которая предопределяет не только способы использования «новых комбинаций», но и основные типы мотивации предпринимательской деятельности.
И. Шумпетер считал, что для развития предпринимательства необходимы два основных фактора: а) организационно-хозяйственное новаторство; б) экономическая свобода. Он был противником вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, защитником свободного предпринимательства.
Еще один современный экономист, Ф. Хайек, отмечал, что предприниматель как хозяйствующий субъект характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами. Хайек особо подчеркивает, что в современных условиях предприниматели действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и побеждает тот из них, кто в этой конкуренции выживает. Достаточно интересна мысль Хайека о некоторых условиях развития предпринимательства. По его мнению, «доля частных лиц, готовых опробировать новые возможности (если это, как им представляется, сулит улучшение их положения и если им не мешает давление со стороны соплеменников), везде примерно одинакова.
Обобщая все выше сказанное, следует отметить, что современные точки зрения на суть предпринимательства во многом повторяют ключевые моменты, отмеченные еще экономистами XVIII-XIX века.
В настоящее время в экономической литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства. Существует достаточно много точек зрения, отражающих сущность предпринимательства и его функции в рыночной экономике. Предпринимательство часто характеризуют как:
Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в России