Проблемы развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 07:34, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ состояния предпринимательства в современной России, основных проблем и перспектив его развития.
В ходе выполнения курсовой работы необходимо проанализировать фактический материал по исследуемой проблеме и сделать выводы об основных проблемах, сдерживающих развитие предпринимательства, а также выявить наиболее эффективные направления создания благоприятной среды для развития предпринимательства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Понятие и экономическая сущность предпринимательства 4
1.2 Формы и виды предпринимательства 10
1.3 Факторы и условия развития предпринимательства 14
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 18
2.1 История развития коммерческой деятельности в России 18
2.2 Общий обзор состояния предпринимательства в современной России. Анализ основных проблем развития предпринимательства. 23
2.3 Проблема государственной поддержки предпринимательства 26
2. 4 Перспективы развития предпринимательства в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЯ 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

      Среди мер по снижению административного давления можно выделить следующие:

  1. Принят новый порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, с 1-го июля вступает в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях – достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых – 502. По нашему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности. 
  2. В целях пресечения случаев необоснованного вмешательства в деятельность предприятий малого и среднего бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение – отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок.

      Принятые  и реализуемые во 2009 г. меры поддержки  малого и среднего бизнеса были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время среди описанных выше мер отсутствуют меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства в России.  

      В сфере законодательства РФ также были приняты ряд изменений, направленных на улучшение состояние предпринимательства:

  1. Расширение возможности применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Законопроектом № 100239-51 были внесены изменения в ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, определяющую налогоплательщиков, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения. В действовавшей ранее редакции п. 2 этой статьи указано, что «организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн рублей». После же подписания 19 июля 2009 г. Президентом рассматриваемого законопроекта эта сумма увеличилась втрое, и организация отныне имеет право применять УСН при доходах в пределах 45 млн рублей. Этим же законопроектом предусмотрено, что налогоплательщик лишается права применять УСН лишь в том случае, если его доходы по итогам налогового периода превысят 60 млн рублей.

      Реформа ЕСН. Еще в озвученном 5 ноября 2008 г. Послании Президента РФ Федеральному Собранию особое внимание было уделено программе развития пенсионной системы России в соответствии с разработанной Правительством РФ стратегией. Увеличение объемов финансирования пенсионной системы, в свою очередь, требует изыскания дополнительных источников такого финансирования. Решение данного вопроса было озвучено Председателем Правительства в следующей формулировке: «Для достижения этих целей решено перейти от единого социального налога к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по единой ставке 26%. При этом страховые взносы не будут исчисляться на годовой заработок более 415 тыс. рублей. [...] С учетом взносов на медицинское и социальное страхование общий размер тарифа не превысит 34% от фонда оплаты труда». Реализация реформы ЕСН регламентируется законопроектом № 195768-5 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», который 18 июля 2009 г. был отправлен на подпись Президенту. В соответствии со ст. 58 этого законопроекта новые тарифы страховых взносов должны вступить в силу с 1 января 2011 г. И хотя сам ЕСН отменяется с 1 января 2010 г., в течение 2010 г. страховые отчисления в Пенсионный фонд РФ и фонды медицинского и социального страхования будут уплачиваться по действующим в настоящее время тарифам. Регламентируемая рассматриваемым законопроектом реформа ЕСН, предполагающая его замену системой взносов в фонды пенсионного, медицинского и социального страхования, может иметь положительные последствия в виде обеспечения национальной пенсионной системы финансовыми ресурсами. Вместе с тем, повышение с 2011 г. ставок страховых тарифов имеет своим прямым следствием увеличение финансовой нагрузки, в том числе и на предприятия сферы МСП, что будет особенно чувствительно в контексте кризисных явлений в экономике.  
 

      2. 4 Перспективы развития предпринимательства в России 

      По  мнению ряда экспертов, финансовая поддержка  малого предпринимательства со стороны  государства является основным направлением его развития. Поэтому будущее  развитие предпринимательства также  будет во многом зависеть от политики государства. Отсутствие инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясо-перерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требуют многомиллиардных вложений – от 30 млрд. до 50 млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортоориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями. Импорт продукции указанных отраслей в последние годы продолжает расти.

      Сокращение  налоговой нагрузки, прежде всего  для начинающих предприятий позволит значительно улучшить состояние  малого предпринимательства. В этих целях возможно применение налоговых каникул на первые два года для новых производственно-инновационных, строительных, “инвалидных” малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства – медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п.

      Создание  благоприятного налогового климата  для субъектов предпринимательства  возможно не только через снижение налогового бремени, упрощение порядка  учета и отчетности, налогообложения, но и путем получения возможности  при расчете единого налога принимать к зачету сумму уплаченного единого социального налога.

      Одним из перспективных направлений поддержки  малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и  крупного бизнеса. Существует точка  зрения, что в качестве одного из перспективных направлений развития предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.  
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      В ходе написания курсовой работы были рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся сущности предпринимательства, его видов, участников, характера предпринимательской деятельности. Также были рассмотрены особенности развития предпринимательства в России.

      Анализируя итоги исследования по данной проблеме следует отметить, что развитие предпринимательства необходимо для успешного функционирования экономики.

      Развитие  предпринимательства, в большей  мере зависит от формирования благоприятного предпринимательского климата. Это, прежде всего,  открытость и прозрачность экономики; политика и роль государства; развитость финансовой системы; эффективность производственной и социальной инфраструктуры; степень инновационности технологического развития; уровень квалификации и производительность труда; развитость судебной системы и других правовых институтов, определяющих характер политики государства.

      На  мой взгляд, для создания благоприятной  предпринимательской среды необходимо выделить основные направления поддержки предпринимательства:

    • упрощение регистрации предприятий, сокращение числа контролирующих органов и проверок;
    • разработка различных программ кредитования: разового кредита, кредитных линий и т.д.;
    • внедрение новых финансовых технологий, таких как франчайзинг, лизинг, долгосрочные инвестиции и т.д.;
    • поддержка развития инновационного бизнеса.

      В заключение, хочу отметить, что полноценное  развитие предпринимательской деятельности в России возможно только при целенаправленной поддержке со стороны государства и его активном участии в разработке перспектив и в решении проблем, затормаживающих развитие и рост предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       БИБЛИОГРАФИЯ 
 

      
  1. Предпринимательство, рынок и экономический рост: Сборник / Ин-т экономики РАН. Центр соц.-экон. пробл. федерализма; Науч. ред. Е.М.Бухвальд, А.В.Виленский. – М., 2002. – 200 с.
  2. Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. - М.: Академия менеджмента и рынка. – 2002. – 328 с.
  3. Н.Е. Тихонова, А.Ю. Чепуренко Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России – 2004 – № 1 – С. 116 - 145.
  4. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под общ. ред. Пелих А. С. – М.: Издательство: «Март», 2002. – 384 с.
  5. Л. Н. Чечевицына Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 400 с.
  6. Курс предпринимательства: Учебник для вузов. / под ред. Швандар В. А., Горфинкель В. Я., Купряков Е. М. и др.. – М.: ГП «Редакция журнала «Финансы», 1998
  7. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.
  8. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» - «Мониторинг состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса - 2009г.»
  9. Электронный ресурс: http://www.gks.ru, «Федеральная служба государственной статистики».
  10. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. - М., 2009.  – 795 с.
  11. Журнал «Российская экономика: тенденции и перспективы», №7 - 2009.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в России