Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 07:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ состояния предпринимательства в современной России, основных проблем и перспектив его развития.
В ходе выполнения курсовой работы необходимо проанализировать фактический материал по исследуемой проблеме и сделать выводы об основных проблемах, сдерживающих развитие предпринимательства, а также выявить наиболее эффективные направления создания благоприятной среды для развития предпринимательства в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Понятие и экономическая сущность предпринимательства 4
1.2 Формы и виды предпринимательства 10
1.3 Факторы и условия развития предпринимательства 14
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 18
2.1 История развития коммерческой деятельности в России 18
2.2 Общий обзор состояния предпринимательства в современной России. Анализ основных проблем развития предпринимательства. 23
2.3 Проблема государственной поддержки предпринимательства 26
2. 4 Перспективы развития предпринимательства в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЯ 32
К основным факторам микросреды можно отнести следующие:
Обобщая
все вышесказанное, можно сделать вывод,
что на функционирование предпринимательства,
перспективы его развития, оказывает влияние
достаточно большое количество факторов
как макро- так и микросреды. Это нужно
учитывать как государству (для планирования
эффективной экономической политики,
политике поддержки предпринимательства),
так и самим предпринимателям при создании
собственного бизнеса.
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
2.1 История развития
коммерческой деятельности в
России
Коммерческая деятельность возникла в глубокой древности с появлением товарно-денежных отношений и торговых посредников. В России становление торговли относят к VIII – IX вв. Центрами древнерусских городов были рынки (“торг”, “торжище”). Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников. Развитие же коммерческой деятельности в России связывают с появлением в X – XII вв. торговых посредников (посреднических групп) – прасолов, офеней, коробейников, купцов.
В Древней Руси употреблялись в основном два термина - “купец” (горожанин, занимающийся торговлей) и “гость” (купец, торгующий с другими городами и странами). Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к X в. В XII в. в наиболее крупных городах возникли первые купеческие корпорации.
Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или производителями различных видов товаров). Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В XIII в. купечество было оформлено как новое купеческое сословие с образованием гильдии (привилегированное гильдейское купечество).
Большое значение в развитии торговли и купечества сыграла эпоха Петра I. Петр I и его последователи особое внимание уделяли развитию промышленности в связи с необходимостью быть наравне с другими европейскими странами того времени. Размер предприятий, преобладавших в той или иной отрасли промышленности, определялся многими факторами. Наличие сырья, производственных навыков населения, нехитрое оборудование и технологический процесс позволяли организовывать массовое производство продукции на кустарном уровне мелкотоварным производителем с тем, чтобы полностью удовлетворить имевшийся на него спрос не только на внутреннем, но даже и на внешнем рынке. В тех же отраслях, где таких условий не было, а закупка сложного оборудования и привозного сырья, как обучение мастеров или их выписка из-за рубежа, требовали больших капиталов, как, например, в суконной или шелковой промышленности, организация крупных предприятий становилась необходимой.
Сферой приложения
Другой формой предпринимательской деятельности является ростовщичество, отношение к которому в России всегда было неоднозначным. Ростовщический капитал обнаруживает себя на поздних стадиях развития феодализма. Он объективно способствует расслоению в обществе – превращению мелких производителей в рабочих, держателей крупных сумм – в предпринимателей. Но, как и любая предпринимательская деятельность, ростовщичество в России имело свои особенности. Прежде всего, кредитные операции в XVII-XVIII вв. осуществлялись не через банки, а через ростовщиков. Главными из которых были – мелкие ростовщики – богатые крестьяне и ремесленники, отдельные землевладельцы, монастыри, купцы. Банки могли лишь слегка уменьшить процент ростовщиков из-за своей неспособности обслуживать всех желающих.
В XIX - начале XX вв. коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, провозглашавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, честное и добросовестное служение своему делу. Репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко.
Первая половина XIX века является существенным рубежом в развитии отечественного предпринимательства как в сфере экономики, так и в становлении буржуазной идеологии. Начало промышленного переворота, доминирование вольнонаемного труда в промышленности, изменение социального состава в буржуазии создавали материальные условия для перехода к капитализму. Наблюдался активный переход частного капитала в производственную сферу. Росло число мануфактур, все более приобретавших черты фабрик, увеличивалось значение научно-технических достижений, все более осознававшееся предпринимателями.
Промышленность являлась той сферой жизни человека, в которой раньше и интенсивнее формировался новый способ производства. При этом в промышленности сложилось своего рода разделение сфер предпринимательства – с одной стороны, развитие крупной промышленности, ориентированной преимущественно на зажиточного и богатого гражданина, дворянство, царский двор, вывоз за границу; с другой – бурный рост мелкой крестьянской и кустано-ремесленной промышленности, ориентированной на широкие народные массы, на все многообразие их потребительского спроса. Такое распределение сил сохранились вплоть до начала XX века. В это время происходило дальнейшее развитие характерной тенденции, проявившейся еще в XVIII веке: сокращение казенной мануфактуры и расширение частного предпринимательства.
Великие реформы 60-70х годов XIX века разделил историю России на дореформенный период и пореформенный период. Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно назвать «золотым веком предпринимательства». Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 80-м годам завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений.
В целом темпы русского
поразительны. Но катастрофа 1917 года уничтожила плоды труда предпринимателей многих поколений.
20-60-е годы в России
В конце 20-х годов в
Последующие действия
Но, одни репрессивные меры не могли стабилизировать обстановку, и уже в 1977 году Конституция СССР 17-ой статьей подтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности. В конце 80-х гг. закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг.
Прообразом малых предприятий у нас стали кооперативы. Число активных кооперативов росло из года в год. Кооперация, начав почти с нуля, к концу 1989 г. дала около 4 % всего национального продукта страны.
К 1991 г. кооперативы охватили 20 видов производства и услуг, в том числе строительные работы, работы по производству продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственные, организации досуга, транспортные услуги. Однако, кооперативный сектор существенным образом зависел от государственного и развивался на его основе.
Анализ развития малых предприятий в народном хозяйстве в начале 90-х годов показывает, что в промышленности предприятия со сравнительно небольшим объемом продукции (до 10 млн. руб. в год) составляли примерно две трети от общего числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе. Вместе с тем их удельный вес в общем объеме продукции равен лишь 11 %. Для сравнения, в США, например, в небольших фирмах занято около половины трудовых ресурсов страны. Более 37 % валового национального продукта производится малым бизнесом.
В
период с 1989 – 1990 были приняты ряд
законодательных актов, направленных
на активизацию малых предприятий,
а уже в 1991 – 1992 г.г. наблюдался
быстрый рост малых предприятий
в различных организационно-
Осуществленная
В 1993 г. были сделаны первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования предпринимательства как особого сектора экономики России, так как не существовало хозяйственного механизма поддержки и государственной программы развития малых предприятий. 11.05.1993 г. вышло постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации».
Несмотря на это, бизнес сталкивается с множеством проблем. Неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями в экономике, такими как
Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в России