Проблемы развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 07:34, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ состояния предпринимательства в современной России, основных проблем и перспектив его развития.
В ходе выполнения курсовой работы необходимо проанализировать фактический материал по исследуемой проблеме и сделать выводы об основных проблемах, сдерживающих развитие предпринимательства, а также выявить наиболее эффективные направления создания благоприятной среды для развития предпринимательства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Понятие и экономическая сущность предпринимательства 4
1.2 Формы и виды предпринимательства 10
1.3 Факторы и условия развития предпринимательства 14
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 18
2.1 История развития коммерческой деятельности в России 18
2.2 Общий обзор состояния предпринимательства в современной России. Анализ основных проблем развития предпринимательства. 23
2.3 Проблема государственной поддержки предпринимательства 26
2. 4 Перспективы развития предпринимательства в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЯ 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

       К основным факторам микросреды можно  отнести следующие:

  • качество, цены и конкурентоспособность товаров конкурентов;
  • рыночная стратегия основных конкурентов;
  • отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.
  • структуры и стратегии торговых посредников;
  • наличие маркетинговых посредников: рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.;
  • связи с кредитно-финансовыми учреждениями;
  • ставки налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и т.п.;
  • существующая в регионе налоговая система.

       Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что на функционирование предпринимательства, перспективы его развития, оказывает влияние достаточно большое количество факторов как макро- так и микросреды. Это нужно учитывать как государству (для планирования эффективной экономической политики, политике поддержки предпринимательства), так и самим предпринимателям при создании собственного бизнеса.  
 

 

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ 
 

      2.1 История развития  коммерческой деятельности в  России 

Коммерческая  деятельность возникла в глубокой древности  с появлением товарно-денежных отношений  и торговых посредников.  В России становление торговли относят к VIII – IX вв. Центрами древнерусских городов были рынки (“торг”, “торжище”). Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников. Развитие же коммерческой деятельности в России связывают с появлением в X – XII вв. торговых посредников (посреднических групп) – прасолов, офеней, коробейников, купцов.

      В Древней Руси употреблялись в  основном два термина - “купец” (горожанин, занимающийся торговлей) и “гость” (купец, торгующий с другими городами и странами). Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к X в. В XII в. в наиболее крупных городах возникли первые купеческие корпорации.

       Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях частной  собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или производителями различных видов товаров). Развитие городов и численный рост купечества привели  к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В XIII в. купечество было оформлено как новое купеческое сословие с образованием гильдии (привилегированное гильдейское купечество).

      Большое значение в развитии торговли и купечества сыграла эпоха Петра   I. Петр  I  и  его  последователи  особое   внимание   уделяли   развитию промышленности в связи с необходимостью быть наравне с другими  европейскими странами того времени. Размер предприятий,  преобладавших  в  той  или  иной отрасли  промышленности,  определялся  многими  факторами.  Наличие   сырья, производственных навыков населения, нехитрое оборудование и  технологический процесс  позволяли  организовывать  массовое   производство   продукции   на кустарном  уровне  мелкотоварным  производителем  с  тем,  чтобы   полностью удовлетворить имевшийся на него спрос не только на внутреннем, но даже и  на внешнем рынке. В тех же отраслях, где  таких условий не  было,  а закупка сложного оборудования и привозного  сырья,  как обучение  мастеров  или их выписка из-за  рубежа,  требовали больших капиталов,  как,  например,   в суконной  или шелковой  промышленности,  организация крупных   предприятий становилась необходимой. 

      Сферой приложения предпринимательских   усилий  некрупного  капитала  в XVIII в. были стекольное и кожевенное производство, организация бумажных  мельниц, канатных заводов, предприятий  по  первичной  переработке  сырья,  различные отрасли химической промышленности: смолокурение, дегтярное,  поташное  дело, производство  селитры,  пороха,  купоросов,  серы,  сургуча  и  прочее.  Эти предприятия  в  целом  развивались  в  направлении  превращения  в   крупное производство, но  в рассматриваемое время большинство из них  еще  не  стали таковыми,  хотя  подчас  наблюдалось  накопление   значительных   капиталов, расширение  масштабов  производства,  применение   наемного   труда.   Часть предприятий организовывалась купеческим капиталом и размещалась  в  городах, другие вырастали в  торгово-промышленных  поселениях  на  базе  крестьянских промыслов   в   процессе   укрупнения   мелкотоварного   производства.  

    Другой    формой     предпринимательской     деятельности     является ростовщичество, отношение к которому в  России  всегда  было  неоднозначным. Ростовщический  капитал  обнаруживает  себя  на  поздних  стадиях   развития феодализма. Он объективно способствует расслоению в обществе  –  превращению мелких   производителей   в   рабочих,   держателей   крупных   сумм   –   в предпринимателей.  Но,  как  и   любая   предпринимательская   деятельность, ростовщичество в России имело  свои  особенности.  Прежде  всего,  кредитные операции  в  XVII-XVIII  вв.  осуществлялись  не  через   банки,   а   через ростовщиков.  Главными  из  которых  были  –  мелкие  ростовщики  –  богатые крестьяне и ремесленники, отдельные землевладельцы, монастыри, купцы.  Банки могли лишь слегка уменьшить процент ростовщиков  из-за  своей  неспособности обслуживать всех желающих.

      В XIX - начале XX вв. коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, провозглашавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, честное и добросовестное служение своему делу. Репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко.

      Первая  половина XIX века  является  существенным  рубежом  в  развитии отечественного  предпринимательства  как  в  сфере  экономики,   так   и   в становлении   буржуазной   идеологии.   Начало   промышленного   переворота, доминирование вольнонаемного труда в промышленности,  изменение  социального состава  в  буржуазии  создавали  материальные  условия   для   перехода   к капитализму.   Наблюдался   активный    переход    частного    капитала    в производственную сферу. Росло  число  мануфактур,  все  более  приобретавших черты фабрик,  увеличивалось  значение  научно-технических  достижений,  все более осознававшееся предпринимателями.

      Промышленность являлась той  сферой жизни человека, в которой  раньше  и интенсивнее формировался новый способ производства. При этом в   промышленности   сложилось    своего    рода    разделение    сфер предпринимательства – с  одной  стороны,  развитие  крупной  промышленности, ориентированной  преимущественно  на  зажиточного  и  богатого   гражданина, дворянство, царский двор, вывоз за границу; с другой –  бурный  рост  мелкой крестьянской  и  кустано-ремесленной  промышленности,   ориентированной   на широкие народные массы, на  все  многообразие  их  потребительского  спроса. Такое распределение сил сохранились вплоть до начала XX века. В это время происходило  дальнейшее  развитие  характерной  тенденции, проявившейся еще в XVIII веке: сокращение казенной мануфактуры и расширение частного предпринимательства.

      Великие реформы 60-70х годов  XIX века  разделил  историю  России  на  дореформенный  период  и  пореформенный период. Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно  назвать «золотым веком предпринимательства».  Отмена  крепостного  права  освободила крестьян,   дав    им    и    потенциальную    возможность    для    занятия предпринимательством. Великие реформы создали  условия  для  быстрого  роста фабричной системы, основанной на  применении  машин  и  паровых  двигателей, благодаря чему к 80-м годам завершился промышленный  переворот  в  важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Усиливалась  концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений.

       В целом темпы русского предпринимательства  в  XIX  веке  были  просто

поразительны.  Но катастрофа  1917  года  уничтожила  плоды  труда   предпринимателей   многих поколений.

      20-60-е годы в России ассоциируются   у  нас  с  такими  понятиями как продразверстка,     «военный     коммунизм»,     НЭП,      индустриализация, коллективизация, национализация. Все  эти  перечисленные  явления  были   направлены   на   ограничения предпринимательской деятельности и какой-либо инициативы со стороны  частных лиц.  Исключением  является  лишь  НЭП,  направленная   на   оптимизацию   и возрождение  хозяйственных  отношений  в  стране,  упадок   которых   явился результатом Революции и Первой Мировой Войны. Переход к НЭПу вызвал небывалое развитие  личной  инициативы  граждан, что в стране с  преобладанием  мелкотоварного  уклада  хозяйство  привело  к развитию  массового  частного  предпринимательства. К середине  20-х  годов  частное  предпринимательство  заняло  прочное положение в многоукладной экономике Советского государства.

      В конце 20-х годов в Советской  Росси произошли серьезные   изменения  в политике и особенно в экономике. В 1928 г.  началось  осуществление  первого пятилетнего плана, а с  1929г.  в  деревне  большевики перешли к политике всеобщей коллективизации и ликвидации кулачества как класса. Таким  образом,  была окончательно свернута новая экономическая политика, а вместе  с  ней  и остатки предпринимательства в России.

      Последующие действия правительства  СССР вплоть до  70-х  гг.  XX  века можно охарактеризовать стремлением к воплощению  социализма,  проявляющегося в реальной жизни в виде реформирования командно-административной  системы  и в создании «развитого социализма». Согласно идеологии того времени  основные реакционные  действия  были  направлены  на  предприимчивых  и  инициативных людей,  хоть  сколько-нибудь  желающих  улучшить  свою   жизнь   посредством организации своего собственного дела.

      Но, одни репрессивные меры не  могли стабилизировать обстановку, и  уже в 1977 году Конституция СССР 17-ой  статьей  подтвердила  право  граждан  на осуществление трудовой деятельности.  В  конце  80-х  гг.  закон  легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей  и сфере услуг.

          Прообразом малых предприятий у нас стали кооперативы. Число активных кооперативов росло из года в год. Кооперация, начав почти с нуля, к концу 1989 г. дала около 4 % всего национального продукта страны.

    К 1991 г. кооперативы охватили 20 видов производства и услуг, в том числе строительные работы, работы по производству продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственные, организации досуга, транспортные услуги. Однако, кооперативный сектор существенным образом зависел от государственного и развивался на его основе.

          Анализ развития малых предприятий в народном хозяйстве в начале 90-х годов  показывает, что в промышленности предприятия со сравнительно небольшим  объемом продукции (до 10 млн. руб. в  год) составляли примерно две трети от общего числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе. Вместе с тем их удельный вес в общем объеме продукции равен лишь 11 %. Для сравнения, в США, например, в небольших фирмах занято около половины трудовых ресурсов страны. Более 37 % валового национального продукта производится малым бизнесом.

    В период с 1989 – 1990 были приняты ряд  законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий, а уже в 1991 – 1992 г.г.  наблюдался быстрый рост малых предприятий  в различных организационно-правовых формах. 1992 г. – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7 % от общего числа занятых). В это время наблюдается становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т.п.), укрепление финансовых институтов.

          Осуществленная тогда  либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности, вследствие чего малые предприятия стали заниматься чисто посреднической деятельностью. Процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 г., фактически прекратился.

    В 1993 г. были сделаны первые шаги в  правовом и организационном обеспечении  формирования предпринимательства  как особого сектора экономики  России, так как не существовало хозяйственного механизма поддержки и государственной программы развития малых предприятий. 11.05.1993 г. вышло постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации».

    Несмотря на это, бизнес сталкивается с множеством проблем. Неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями в экономике, такими как

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в России