Прогнозирование тенденций развития рынка легковых автомобилей

Автор работы: k*****************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание

Целью данного курсового исследования является анализ состояния рынка легковых автомобилей, выявление основных факторов, оказывающих влияние и составление прогноза развития тенденций на изучаемом рынке на ближайшие периоды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка легковых автомобилей в РФ………………………………………………………………………
Теоретические основы легкового автомобилестроения и состояние рынка легковых автомобилей в России………………………………………………..

Обоснование выбора основного параметра исследования ………………….


Глава 2. Моделирование показателя «Объем продаж легковых автомобилей в Российской Федерации» ………………………………………………………………

2.1. Построение модели……………………………………………………………..

2.2. Моделирование фактора «Объем импорта легковых автомобилей».………..

2.3. Моделирование фактора «Объем экспорта легковых автомобилей».………

Глава 3. Прогнозирование и анализ построенной модели……………………......

3.1. Экономический анализ построенной многофакторной модели.……………

3.2. Прогнозирование значений показателей…………….……………………….

3.3. Прогнозы аналитиков в отношении развития рынка легковых автомобилей.

Заключение………………………………………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

рябикова.doc

— 1,023.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  Образования и Науки Российской Федерации 

Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского 

Экономический факультет 
 

Кафедра Экономики Народного Хозяйства 
 
 

Курсовая  работа 

по  дисциплине: 

«Прогнозирование» 

на  тему: 

«Прогнозирование тенденций развития рынка легковых автомобилей» 
 
 
 

Выполнила:

студентка 4  курса группы 748

 дневного  отделения специальности

 «Национальная  экономика»,

 Рябикова  Анна Николаевна 

Подпись__________ 
 

Научный руководитель:

Преподаватель

Кемаева Марина Владимировна 

Подпись__________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2010 год

Содержание. 

Введение………………………………………………………………………………… 

Глава 1. Теоретические  основы функционирования рынка легковых автомобилей в РФ……………………………………………………………………… 

    1. Теоретические основы легкового автомобилестроения и состояние рынка легковых автомобилей в России………………………………………………..
 
    1. Обоснование выбора основного параметра исследования ………………….
 

Глава 2. Моделирование показателя «Объем продаж легковых автомобилей в Российской Федерации» ……………………………………………………………… 

    2.1.  Построение модели…………………………………………………………….. 

    2.2. Моделирование  фактора «Объем импорта легковых  автомобилей».……….. 

    2.3.  Моделирование фактора «Объем экспорта легковых автомобилей».……… 

Глава 3. Прогнозирование и анализ построенной модели……………………......

3.1. Экономический анализ построенной многофакторной модели.……………

3.2. Прогнозирование значений показателей…………….……………………….

3.3. Прогнозы аналитиков в отношении развития рынка легковых автомобилей. 

Заключение……………………………………………………………………………… 

Список  используемой литературы…………………………………………………..

Стр. 2  
 

Стр. 3 
 

Стр. 3 

Стр. 11 
 

Стр. 13 

Стр. 13 

Стр. 19 

Стр. 21 

Стр. 23 

Стр. 23 

Стр. 24

Стр. 27 

Стр. 30 

Стр. 31

 

Введение. 

    Автомобилестроение  в Российской Федерации на всех этапах развития страны играло важную роль в структуре народного хозяйства. От продукции отечественного автомобилестроения во многом зависели и до сих пор  зависят различные смежные с ним производства.

    В условиях наступившего мирового финансового  кризиса стало невозможным предвидеть дальнейшее развитие отрасли и экономики в целом. Все прогнозы экспертов, даже самые пессимистичные, не были способны предвидеть такого падения уровня производства и продаж легковых автомобилей в России.

    Легковое  автомобилестроение стало одной из наиболее пострадавших отраслей народного хозяйства. Кризисные явления в автомобилестроении страны привели к абсолютному снижению производства легковых автомобилей в I квартале 2009 г. более чем на 200 тысяч единиц. В пересчете на товарную продукцию составляет более 100 млрд. руб., а общее снижение объема производства в секторах грузовых, легковых автомобилей и автобусов можно оценить в 140 - 150 млрд. руб.

    Несмотря  на это, многие эксперты и аналитики  сегодня задаются целью создать  прогноз развития ситуации на рынке легковых автомобилей на ближайшие месяцы, и на самом деле, эта задача решаема. С помощью различных методик и способов появляется возможность найти такие факторы, которые способны повлиять на изменение в основных показателях и смогут помочь в составлении прогноза.

    Целью данного курсового исследования является анализ состояния рынка  легковых автомобилей, выявление основных факторов, оказывающих влияние и  составление прогноза развития тенденций  на изучаемом рынке на ближайшие  периоды.

    Цель  данного исследования весьма актуальна, поскольку в непредсказуемых  условиях финансового кризиса прогноз  является единственной возможностью каким-либо образом предугадать будущее  положение вещей и организовать экономическую политику таким образом, чтобы в кротчайшие сроки вывести основные предприятия и экономику в целом из кризиса. 
 

 

     Глава 1. Теоретические  основы функционирования рынка легковых автомобилей  в России. 

    1. Теоретические основы легкового  автомобилестроения и состояние рынка  легковых автомобилей в России.
 

    Автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, ориентированной на потребительский рынок. Наличие  развитого автомобилестроения –  важный элемент обеспечения национальной безопасности государства. Автомобилестроение дает импульс развитию многих отраслей, стимулирует занятость населения, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности.

    Для того, чтобы говорить об автомобилестроении как об отдельной отрасли в  структуре народного хозяйства России, следует также отметить, что автомобилестроение, в свою очередь, является одной из ведущих подотраслей машиностроения.

    В настоящее время машиностроение России представляет собой комплекс отраслей промышленности, а также  интеллектуальный потенциал работников машиностроительной отрасли, изготавливающих средства производства, транспорт, предметы потребления, оборонную технику.

    Роль  и значение машиностроения определяется, прежде всего, тем, что это базовая  отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.

    Наибольший  удельный вес в производстве продукции машиностроительного комплекса занимает автомобилестроение с долей в 31,5% (или около 45% продукции гражданского машиностроения).

    В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость и в зависимости  от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:

    1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции).

    2. Общее машиностроение (18% продукции).

    3. Среднее машиностроение (15 % продукции). 

    Одной из показательных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3 – 6 т.) выпускают Московский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, автомобили малой грузоподъемности – Ульяновский (УАЗ) завод. Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

    Высококлассные автомобили производят в Москве, среднего класса – в Нижнем Новгороде, малолитражные – в Москве, Тольятти, Ижевске, микролитражные автомобили в Серпухове. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган). По лицензии фирмы «Мерседес-Бенц» начата сборка автобусов различных модификаций на заводе ГолАЗ (г. Голицино Московской области). Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

    Теперь  рассмотрим автомобилестроение как  независимую отрасль в структуре народного хозяйства страны.

    Автомобильная промышленность — отрасль средней промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств, преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

    Кроме того, включает подотрасли:

  1. моторостроение
  2. производство комплектующих (важнейшее — шинная промышленность)
  3. производство технологического оборудования (станкостроение и роботостроение)
 

    

 

 

 
 

    Также у автомобилестроения как отрасли  существуют:

1. Смежные отрасли-поставщики:

- металлургия,  металлообработка

- легкая  промышленность

- радиоэлектроника

- стекольная  промышленность

- электроэнергетика

  1. Смежные отрасли-потребители:
- розничная и  оптовая торговля

- финансовый  сектор (кредитование)

- топливная  промышленность

- строительство  (гаражи)

- услуги  населению, малый бизнес (мойки,  СТО, магазины запчастей)

    Основная  проблема российской автомобильной промышленности – низкая конкурентоспособность продукции. Признаками этого являются:

  • устаревший модельный ряд многих производителей,
  • невыгодное соотношение цена/качество,
  • меньшая прибыльность производства по сравнению с зарубежными конкурентами,
  • значительная доля импортной продукции на российском авторынке.

    Для повышения конкурентоспособности  российского автопрома необходима его модернизация. Вследствие значительного  увеличения доли импортной автомобильной  продукции, радикальная модернизация отрасли силами самих российских производителей невозможна. Необходимо государственное участие в этом процессе.  

    Если  говорить о развития российского рынка легковых автомобилей, с  началом рыночных реформ в 1992, автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ, выпускавшие востребованные рынком легковые автомобили. В то же время, лидеры отрасли АВТОВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ смогли выпустить в 90-х новые модели, позволившие им пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса.

    После дефолта 1998 года российский автопром получил кратковременную передышку, были освоены новые модели, но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги «Руспромавто» (ныне «Группа ГАЗ») и «Северсталь-авто» (ныне «Соллерс»).

    Начиная с 2002 в России нарастает сборка иномарок (в 2008 — 618,2 тыс.). В 2008 году российский автопром (по данным ОАО АСМ-Холдинг) произвёл 1,79 млн. автомобилей (+7,4% к 2007 году). Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 % (увеличение производства на 29 % к 2007 году), в сегменте грузовиков 7,9 % (+19,6 %) и в сегменте автобусов 9,8 % (+12,7 %). С массовым открытием сборочных предприятий иностранных компаний, начиная с 2009 их доля в национальном производстве должна была ещё больше увеличиться несмотря на разразившийся кризис сбыта. После 2010 в России предполагалась сборка свыше 1 млн. автомобилей иностранных брендов в год. 

Информация о работе Прогнозирование тенденций развития рынка легковых автомобилей